Век ХХ и мир. 1990. #3.WinUnixMacDosсодержание


ПАРАДОКСЫ ПОЛИТИКИ

Симон Кордонский
Сценарий игрек, или гипотеза о руководящей роли партии в 90-е годы

Все устали от революций, в том числе и от той, что называется перестройкой. Растут дети, не знающие вкуса хороших конфет, да и взрослые все чаще вспоминают времена застоя, когда колбаса пахла колбасой. Хочется чего-то стабильного, пусть даже и нищего по сравнению с заевшимся Западом и "догнивающим" Востоком.

Но перестройка не должна привести к тому, что одни социальные группы, сопротивляясь, скатятся вниз социальной иерархии, а другие прорвутся к распределению пирога, суля всем остальным крошки. Горький опыт революционных преобразований свидетельствует: чтобы выжить, надо просто смириться с тем, что есть богатые и бедные, власть имущие и не имущие, такие, какие они есть. Перестраивать наше общество надо так, чтобы контрасты социального устройства стали более мягкими и не столь конфликтными. В этом случае нас ждут десятилетия медленного развития, направляемого рынком и международными организациями, периодически прерываемые кризисами экономического и политического характера.

Если же взбудораженное общество решится на очередной всеобщий передел, то впереди - гражданская война, репрессии против богатых и властных, в ходе которых беднее и ущербнее станут все. Катастрофы не выбирают жертв, и в первую очередь пострадают дети и старики, женщины и провинциалы, волею судеб оказавшиеся в местах столкновений и конфликтов. В предчувствии этого многие бегут с корабля - посмотрите на очереди у посольств, принимающих заявления на выезд из страны, и на активность малых республик, спешно вырубающих с краев шестой части суши национальные островки, деля людей на чистых, достойных спасения, - и нечистых.

ПАРТИЯ НА РЫНКЕ

Изменение социальной структуры нашего общества, которое даст возможность некатастрофического развития, в первую очередь затрагивает проблему руководящей роли КПСС, ее аппарата и номенклатуры.

Партия выступила инициатором перестройки, которую она предлагает принимать как отчуждение экономической власти от своего аппарата при сохраняющемся доминировании КПСС в идеологической и политической сфере. Партийные теоретики считают, что если они ликвидируют отделы центрального и провинциального аппаратов партии, то они тем самым отойдут от партийного руководства экономикой. Предприятия и организации, оставшись без партийного руководства, тут же организуются в рынок - конечно же, социалистический. Семьдесят лет рынок и рыночные отношения понимались в нашей стране как нечто слепое и стихийное, противопоставленное и противодействующее конструктивной активности партии и государства. Целью организующей работы партии было уничтожение стихийности, достижение полной плановости и соразмерности в развитии отраслей народного хозяйства. Невысказанное содержание этой мировоззренческой позиции состоит в том, что как только партия ослабит свои усилия, все станет на свои места: возникнет рынок, а вместе с ним - изобилие товаров и услуг, включение в мировое экономическое сообщество.

Эти представления ни в коей мере не соответствуют реальности нашего социально-экономического устройства, что и продемонстрировали пять лет перестройки: партия пытается не вмешиваться в экономику, а следствием этого становится уже не продовольственная проблема, а голод, и не дефицит товаров, а нищета.

Рынок и рыночные отношения являются универсальной формой интеграции и соизмерения результатов разных форм человеческой деятельности - экономической, политической, научной, технологической. Рыночные отношения неиерархизированы, и любые попытки навязать рынку несоответствующие его законам тенденции обречены на неудачу. За сотни лет сформировались, тем не менее, иерархические внутрирыночные структуры - такие как биржи рабочей силы, фондов, валютные рынки, банковская система, которые вследствие своей встроенности и органичности рынку, могут влиять на отдельные его состояния.

Функции рынка в СССР узурпированы государством победившего социализма. Рынок в социалистическом обществе вовсе не уничтожен, он воплощен в самое государство, отдельные иерархии которого выполняют рыночные функции: они определяют потребности, назначают стоимости, распределяют материальные блага и частично сами потребляют произведенный государственной экономикой продукт. Социалистическое государство со всеми его институтами представляет собой искаженную версию рынка. Другого рынка в этом государстве быть не может. Оно впитало в себя рынок, как и все другие системы отношений, и различные по форме (но не по результатам) отношения стали конституирующими компонентами государственного устройства. Локальные, лишенные единого эквивалента обмены, пронизывают все государство, обеспечивая его выживание и реагирование на быстро меняющиеся условия внутренней и внешней конъюнктуры. Эксплуатация людей, которые не могут по своей человеческой природе не производить, да проедание богатства, накопленного за десятилетия развития капитализма в России и на захваченных в процессе восстановления Российской империи территориях, позволили государству просуществовать эти десятилетия. Теперь съедено, присвоено и обменено все, и необходимость положить зубы на полку вызвала у государственных деятелей мечту о перестройке.

ЕСЛИ ПАРТИЯ УЙДЕТ

В государственной системе победившего социализма партия выполняет чрезвычайно важную структурную функцию. В обществе, где все стремятся присвоить побольше, партия ограничивает устремления государственных институтов и отдельных граждан. Партия определяет, какие социальные группы и сколько должны присваивать, и в соответствии с заданными так потребностями организует производство: выпускает ценные бумаги - постановления о развитии той или иной отрасли и организует своеобразный рынок этих ценных бумаг.

Партии в рыночной экономике в этой ее роли соответствует фондовая биржа и сопряженные с ней экономические институты. Партийные и государственные чиновники, точно так же, как и маклеры, в каждый момент точно знают, чего стоит то или иное постановление, и соответственно ведут себя. Кабинеты партийных чиновников уже давно стали местом заключения сделок, формирования стратегии и тактики обменной активности. Без руководящей роли партии в этом весьма сложном и тонком деле предприятия и организации оказываются лишенными связей и координирующих центров. Единственным, но весьма существенным отличием деятельности партийных чиновников от деятельности маклеров и брокеров является полное отсутствие финансовой ответственности первых за результаты деятельности.

Партия контролирует отношения присвоения и тем самым выполняет интегрирующую роль во всей социально-экономической системе. Именно эту функцию партии никак нельзя отменить, как нельзя из традиционного рынка исключить биржи ценных бумаг, капиталов, рабочей силы - наступит хаос. И у нас он действительно наступает, вернее - усиливается после демонстративного отказа партии играть руководящую роль в распределении материальных потоков и благ.

Страна, направляемая КПСС на пути перестройки, повторяет путь Югославии, Венгрии, Китая, Польши, где реформы начались с идеологических и политических преобразований. Советские обществоведы как-то забывают, что успехи сельского хозяйства в Китае связаны не с конструктивной активностью КПК, а с тем, что китайская община сохранила трудовой потенциал и те внутренние отношения, которые позволили при снятии внешних запретов и ограничений развернуть полномасштабное, хотя и примитивное сельское хозяйство. Венгрия обеспечила экономическое развитие не благодаря руководящей роли ВСРП, а потому, что относительная национальная однородность и стереотипы социальных отношений позволили развить параллельные государственному производству структуры, выходящие непосредственно на традиционный рынок с конвертируемой валютой.

СССР, следуя по пути реформистских социалистических стран, рискует воспроизвести все их кризисы и напряжения в апокалиптической форме. Ведь все структуры этих стран, компенсирующие государственную организацию экономики, полностью отсутствуют у нас. Китайский вариант не проходит - крестьянство уничтожено как класс. В стране нет национальной общности и параллельных экономических структур, как в Венгрии. Мир не примет десятки миллионов советских безработных, как принял миллионы сербов и хорват.

Легко прогнозировать, что произойдет, если партия действительно передаст всю экономическую власть Советам, если территории перейдут на хозяйственный расчет, а предприятия, организации и кооперативы выйдут в роли первичных представителей развивающейся страны на внешний рынок. Региональный хозрасчет сохранит свою специфику социалистических присваивающих отношений, но переведет ответственность за нее одним - двумя рангами ниже, на республиканский и областной уровни управления. Напряжения, которые при этом возникнут, будут серьезнее, чем сейчас, тем более, что вполне реальна проблема голода, топливно-энергетического и транспортного кризисов и коммунальной катастрофы. Советы, какой бы властью они себя ни наделили, не смогут координировать действия многочисленных смежников и партнеров предприятий, расположенных на их территории. Единственной возможностью для них будет автаркизация и тиражирование на своей территории миниатюрных подобий Советского Союза - со всеми его конфликтами, напряжениями и неспособностью к развитию.

Идеология регионального хозрасчета выработана прибалтийскими республиками, ориентированными на дальнюю цель отделения от СССР. Теперь она стала государственной идеологией экономической реформы и приведет, если привьется, к отделению всех регионов страны и к ее очень конфликтному распаду.

НОВАЯ РОЛЬ КПСС

Партия сильна не своей идеологией и не своими структурами, контролирующими политические отношения. Она сильна организацией, жесткой иерархией, мощными системами связи и коммуникаций, издательскими возможностями, традициями засекречивания и конспиративной деятельности. В очень подвижной и конъюнктурной сфере современных политических отношений в СССР жесткость аппарата партии выступает как ее серьезнейший недостаток. Другое дело - руководящая роль партии в экономике, причем в ее самой сложной сфере, - в финансовых отношениях, где особенности аппарата КПСС могут сыграть решающую для судьбы страны роль.

Рассмотрим представляющуюся пока невероятной ситуацию: партия отказывается от своих претензий на руководство идеологией и политикой (уже сегодня это реально стоит немного) и сосредоточивается на организации экономической жизни в роли ее финансового центра.

Выше уже подчеркивалось, что партийные комитеты всегда были точками, направляющими и организующими обменные отношения. Это диктовалось необходимостью кормить и поить население регионов, да и вполне по-человечески понятным желанием аппаратчиков "жить как люди". Разглагольствуя о плановости и пропорциональности, аппарат одной рукой формировал локальные рынки обменов, другой же разделял их, не давая возможности слиться в единый рынок со стандартным набором эквивалентов обмена. Именно это обеспечивало КПСС реальную власть над территориями, предприятиями, организациями и отраслями народного хозяйства. Локальные рынки с легкой руки публицистов приобрели название "теневой экономики" и стали предметом яростной атаки субъективно честных, но глупых популистов на партию с обвинением ее в коррупции, мафиозности, продажности и прочем, и прочем.

В какой-то степени эти обвинения оправданы. Иные чиновники на осуществлении руководящей роли партии в обменных отношениях приобрели капиталы в зарубежных банках и, вместе с ними, опыт деловой жизни, в наших условиях - бесценный. Репрессии 1983-1986 годов против "погрязших в коррупции" аппаратчиков и связанных с ними деловых людей привели к нынешнему ухудшению экономической ситуации. Те, кто в условиях огосударствленного рынка обеспечивал минимальный уровень производства, были изъяты из деловой жизни и частично репрессированы. Распад сложившейся в годы застоя системы взаимообменных отношений, фундированных хоть каким-то производством, привел к тому, что ныне производством практически никто не озабочен. В результате социальная жизнь превратилась на пятом году перестройки в цепочки обменов. Мы доменялись до карточной системы на сахар и мыло, и на немытых руках теперь остались только затертые бумажки постановлений "О дальнейшем улучшении...", неотоваренные талоны да обесцененные денежные знаки.

Удовлетворение потребностей внутреннего рынка связано с необходимостью налаживать производство товаров и услуг, что в рамках государственных предприятий практически невозможно, а в рамках теневого производства стало слишком опасным. Основная задача партии в этих условиях состоит в организации внутреннего рынка и в интеграции многообразия локальных обменных отношений и их эквивалентов в нечто единое для всей страны и целесообразное. Формирование конвертируемой внутри страны валюты - задача, которую может решить только партия, в ее предлагаемой новой роли. А без решения этой задачи невозможно и включение страны в мировой рынок.

Партия в новых условиях должна взять на себя функции фондовой биржи и акционерного банка. Выпуск ценных бумаг - постановлений - является для партии привычным делом, однако прежде эти бумаги имели мистифицированную стоимость, а их рынок был закрыт для тех, кто не включен в партийную иерархию. Этот процесс надо сделать явным и открытым для всех экономических субъектов, определив стоимость отношений, взаимные финансовые и обменные обязательства партнеров и санкции за нарушения обязательств. Превращение постановлений партаппарата в совокупность векселей и кредитных обязательств, на основании которых (без всяких опосредований) будет осуществляться финансирование производственной деятельности, вполне возможно, даст толчок к интеграции разобщенных рынков и к формированию внутренней конвертируемой валюты.

Коммерциализация биржевой и посреднической деятельности аппарата партии позволит превратить его из безответственного руководителя рыночной деятельности в юридическое лицо, отвечающее за состояние рынка и валютного хозяйства страны. Биржевая деятельность приведет к консолидации в аппарате партии финансового капитала и к превращению его из атрибута тоталитарной системы в атрибут рыночный. В мире пользуются огромным влиянием, смешанным с презрением, "цюрихские гномы". И дай Бог, чтобы эти смешанные чувства стали испытывать по отношению к новым банкирам.

Интегрирующая деятельность партаппарата в первую очередь должна реализоваться по отношению к тем секторам экономики, которые считаются теневыми, а также по отношению к кооперативам, арендным и смешанным предприятиям, к государственным консорциумам, возникшим в результате слияния предприятий, принадлежащих разным министерствам и ведомствам. Именно эти новые хозяйственные субъекты нуждаются в надежной защите от правительственного и мафиозного рэкета, от агрессивной деятельности Советов, пытающихся на первых порах прибрать к рукам все, что расположено на их территории. В обмен за защиту новые хозяйственные субъекты обеспечат партаппарату начальный капитал и другие необходимые для биржевой деятельности инструменты.

Предлагаемое изменение руководящей роли партии только на первый взгляд выглядит парадоксальным. В реальности нашей хозяйственной жизни партаппарат районного, городского и областного уровней уже выполняет функции биржи, юридического и административного гаранта деятельности новых хозяйственных субъектов. Однако эта деятельность не формализована, не упорядочена в рамках государства в целом и теоретически не осмыслена. Финансовое хозяйство страны пришло в упадок, и в государстве нет другого института кроме партии, который смог бы обеспечить сопряжение огромного внутреннего рынка с мировым.

СЦЕНАРИЙ ИГРЕК

Предлагаемый вариант изменения политических и экономических отношений в нашем государстве может дать стимулы к более-менее плановому развитию экономической системы, к ее отчуждению от политической ситуации и территориальных конфликтных отношений. Кроме того, в рамках этого сценария не произойдет катастрофических изменений социальной структуры: партия останется у власти, причем размеры, форма и степень легальности этой власти будут, во всяком случае, не меньшими, чем прежде. Сложившиеся системы производства, распределения, власти и авторитета обретут прочную базу для легализации и экономизации. Теневая экономика потеряет весьма важные для нее структурные элементы, опирающиеся на отношения с партаппаратом, а оставшаяся ее чисто уголовная часть станет предметом забот полиции, как это происходит во всем мире. Советы обретут прочную и юридически ясную базу для отношений с партией, государственным производством и финансовыми институтами, а их политическая активность перестанет быть столь демонстративно направленной против партаппарата.

В рамках предлагаемого сценария вполне возможно осуществить изменение территориальной структуры, то есть уничтожение областного-краевого уровней иерархии с образованием нескольких десятков союзных республик с районным делением. Партаппарат в роли финансового института вполне сможет выступать силой, интегрирующей старые и новые республики в федерацию.

Трудность состоит в том, что существует сложившийся стереотип роли партии, ее структуры и функций. Преодоление или ломка этого стереотипа как у самих работников партаппарата, так и у рядовых членов партии может представлять значительные трудности. Тем не менее, противопоставление партийной массы и аппарата в сознании всех участников партийных отношений настолько велико, что отделение аппарата партии от политической организации КПСС встретит, быть может, вполне адекватную реакцию.

Политическая организация КПСС, разделив имущество на каких-то договорных принципах с партаппаратом, превращается в одну из многих политических организаций страны. Члены КПСС по своему желанию включаются в политическую жизнь, формируя фракции или перечитывая в свободное от производительного труда время труды классиков марксизма-ленинизма. Аппарат же партии формализуется как деловая финансовая организация. Очевидно, что имущество партии должно быть инвентаризовано и в какой-то степени коммерциализовано. В частности, возможно формирование акционерного общества и выпуск акций, продаваемых на внешнем рынке. Думаю, что многие владельцы свободных капиталов на традиционном рынке ценных бумаг из простого любопытства захотят стать владельцами акций или вкладчиками капитала в нечто, семьдесят лет служившее символом борьбы с ними.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #3
Парадоксы политики.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/3/kordon.htm