Век ХХ и мир. 1990. #3.WinUnixMacDosсодержание


ЭССЕ

Александр Портнов
О чванстве

Незадолго до своего расстрела поэт Б. Корнилов писал:

...Я стихи сочинял о Свири,
о воде ее цвета травы
и о том, что в огромном мире
только мы, как всегда, правы...

Весь мир шагал не в ногу, одни мы - в ногу! Несколько поколений советских людей непоколебимо верили в избранность нашего общества и народа, нашей страны и политики. "У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока" (В. Маяковский). Поэт вторил тирану, объявившему, что последний советский человек на голову выше любого высокопоставленного заокеанского чинуши...

За колючей проволокой, за "железным занавесом", отделившим социализм от эволюционирующего, стремительно развивающегося мира, в жуткой обстановке злобы, невежества, подозрительности и шпиономании, скрытой за ханжеской вывеской "борьбы за мир", распускался цветок советского чванства.

Вроде не так много воды утекло с тех пор, но в наше время уже невозможно воссоздать атмосферу тех лет, когда советская наука, заразившись паранойей у вождя страны и партии, выступала посмешищем всего мира. Наши шаманы с правами Великих Инквизиторов, преимущественно академики, вещали со страниц партийных газет, что гены - злобная буржуазная выдумка, что пшеница способна самопроизвольно переходить в рожь, а рожь - в овес...

Как сказал впоследствии крупнейший ученый П. Л. Капица, "понадобился взрыв атомной бомбы, чтобы заставить наших философов перестать упражняться в невежестве".

24 мая 1945 года в Кремле, в обстановке всеобщего преклонения, сходной с той, в которой в 1939 году И. В. Сталин пил за здоровье А. Гитлера, великий вождь решил выпить и за многострадальный русский народ:

- Я пью за здоровье русского народа... Иной народ мог бы сказать правительству - "Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь!.." Но русский народ не пошел на это!

(Те, кто попробовал пойти, к тому времени уже "ушли" - кто в концлагеря, кто на тот свет.)

Вымуштрованный аппарат немедленно начал проработку "русского вопроса". Началась мракобесная борьба с "низкопоклонством перед Западом"; был создан специальный Институт истории техники АН СССР, из стен которого мелким горохом посыпались кандидаты и доктора наук, делавшие блестящую карьеру в новой отрасли знания: выявлении величайшей роли русской науки и ее определяющем вкладе в мировую науку. Русские ученные, оказывается, наоткрывали все, что только можно. Русскими изобретениями оказались воздушный шар и закон сохранения вещества, паровая машина и двигатель внутреннего сгорания, железные дороги и паровоз, трактор и комбайн, а также самолет, радио, электрическая лампочка; даже такая мелочь, как шайба Гровера получила новое название - пружинная шайба... Фальсификация и подлог стали обычным методом "доказательства". В те времена остряки осторожно шептали на ухо проверенным знакомым, что, как совершенно точно доказано, первый слон родился именно в России... Естественно, что кроме огромного морального ущерба вся эта компания русскому народу, отечественной науке ничего не принесла.

Как говорил Аркадий Райкин: "Зачем мне учиться, когда я уже вполне могу учить других?"

СССР - центр мирового коммунистического движения, оплот мира и социализма, знаменосец мира во всем мире! Весь мир учится у нас, весь мир идет нашим путем, у нас - сталинский план преобразования природы, величайшие каналы, крупнейшие ГЭС, самый счастливый народ, лучшее в мире метро, а уж вождь - просто корифей всех времен и народов.

И звезды сильней заблистали,
И кровь ускоряет свой бег,
И смотрит с улыбкою Сталин:
Советский простой человек.

Другого такого не было во веки веков. Аминь.

Ситуации повторяются. Русский историк В. О. Ключевский писал:

"Когда Московское государство стало устраиваться после татарского ига, ему понадобились разнообразные технические знания. Оказалось, что русский человек не имел их, и не хотел приобретать, считая их низкими и суетными: пришлось сманивать и выкрадывать техников из чужих земель...

Гордый русский интеллигент очутился в неловком положении: то, что знал он, оказалось ненужным, а что было нужным, того он не знал. Он знал возвышенную легенду о нравственном падении мира, о преображении Москвы в третий Рим, а нужны были знания артиллерийские, фортификационные, горнозаводские, медицинские... Он мог по пальцам пересчитать все ереси римские, лютерские и армянские, а вопиющих домашних пороков не знал или притворялся не замечающим."

Не так ли и мы старательно перечисляли и классифицировали пороки капитализма, считали зарубежные расходы на вооружение, громили безнравственность, наркоманию, забастовки и безработицу в чужих землях, старательно забывая о собственных. Не здесь ли таится величайшая опасность нашего развития?

Современная эпоха, политика перестройки дают нам надежду освобождения от рабства сталинщины. А вот национальное чванство? От него мы пока не избавились.

Победоносные вторжения в Венгрию и Чехословакию - это уже наше время, наше поколение. Обучение "нравственным нормам" под солдатским сапогом, под гусеницами танков - это ли не государственное чванство? Обидно, что его все равно весь мир соотносит с проявлениеми русского национального характера.

Афганистан - несмываемый позор, но он был абсолютно естественным на фоне партийно-правительственного чванства брежневской эпохи. Вспомним раздутые, неправдоподобно самодовольные физиономии ближайшего брежневского окружения. К сожалению, маразм власти всегда неизбежно заражает и народ. Спившаяся страна, накачиваемая воспоминаниями о прошлых победах, - разумеется, военных, в бряцании заслуженных и незаслуженных медалей, стремительно отстающая от развивающегося мира... Грустная картина.

"Слава советскому народу!" - За что, собственно, "слава"?.. Десятки лет мы жили под райские напевы самовосхваления, убеждавшие себя в праве руководства всем миром. Гласность позволила увидеть и понять лишь часть собственных недостатков. Грядущая свобода слова, вероятно, сделает нас зорче к глубинным порокам общества и системы.

В Нагорной Проповеди Христос сказал:

1. Не судите, да не судимы будете;

2. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4. Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего; а вот в твоем глазе бревно?

5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Евангелие от Матф., Гл. 7).

Все сейчас сбывается.

г. Москва


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #3
Эссе.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/3/portnov.htm