Век ХХ и мир. 1990. #5.WinUnixMacDosсодержание


ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО

Вацлав Гавел
Жить в правде

Из протокола обыска: "Машинописный текст на 6
стр. с рукописной правкой: "Вацлав Гавел. Жить в правде.
Перевод с французского..."


ПРИЗРАК ДИССИДЕНТСТВА

Призрак, именуемый на Западе "диссидентством", бродит по Восточной Европе.

Кто эти "диссиденты"? Какова их позиция и конечная цель? В чем состоят их "независимые инициативы" и велик ли их шанс осуществиться? Применим ли в данном контексте термин "оппозиция"? Если да, каковы ее действия и ее роль в обществе? Чего можно ожидать от "диссидентов" и каковы их чаяния? Сумеют ли они воздействовать на общество и устоявшийся порядок, учитывая их отстраненность от всей структуры власти? Способны ли они что-то сделать вообще?

СЦЕПКА ЛИЦЕМЕРИЯ И ЛЖИ

Размышления о возможном влиянии "бессильных" лучше всего начать рассуждением о природе власти и условий, в которых им приходится действовать.

Посттоталитарная система, напялившая на себя идеологические перчатки, превращает каждый шаг человека в смесь лицемерия и лжи.

Человек вовсе не обязан верить во все эти фокусы, но он должен вести себя так, будто верит во все или, на худой конец, терпеть молча, уживаясь с теми, кто им правит. С этого момента ему приходится жить во лжи. Сосуществуя с ложью, он укрепляет систему, придает ей смысл и сам оказывается ее составной частью.

Но сущность человека действует как подрывная сила по отношению к его бытию. Жизнь в правде проступает сквозь контуры жизни "во лжи" исподволь, - как альтернатива в виде намерения.

ПОДСПУДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА

Под упорядоченной оболочкой "жизни во лжи" скрывается темный мир намерений, пронизанный желанием понять истину, которая ускользает из поля зрения.

Эта взрывная и странная, не поддающаяся подсчету политическая сила, которая управляет "жизнью в правде", и становится невидимым, но вездесущим союзником. Развиваясь, эта сила выходит из полумрака к диалогу и пониманию. Она сама - потенциальное пространство коммуникации. Разумеется, это "пространство" остается скрытым, и власть воспринимает его как особо опасное. Не следует ли нам предположить, что при посттоталитарном режиме "жизнь в правде" - у первоистоков так называемой оппозиции? Противостояние этой "оппозиционной силы" с властью на местах принимает, конечно, форму, совершенно отличную от той, какую оно имело бы в открытом обществе или при диктатуре "классического" типа.

Ведь здесь мы не увидим ни сопротивления тем или иным отдельным (фактам, ни борьбы за реальную власть, опирающуюся на конкретные средства давления. Противостояние захватывает совершенно другой уровень - уровень сознания и существования. Невозможно исчислить пределы действия этой особой силы количеством сторонников, избирателей или солдат, не учитывая "пятую колонну" сознания общества, его тайных дум, стремление человека к пониманию собственного достоинства, простейших прав и конкретных политических и социальных интересов.

"БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ"

Речь идет не о безраздельной власти той или иной политической группировки, а скорее о потенциальной возможности, охватывающей все общество, включая и структуру власти на местах. Такая власть опирается не так на своих собственных солдат, как на "солдат врага": всех, кто живет во лжи, но в любой момент, в принципе. может быть задет правдой, движимый хотя бы инстинктом самосохранения, для того, чтобы удержаться на своем месте. Это смахивает на "бактериологическое" оружие, благодаря которому в нынешние времена один штатский может разоружить всю дивизию. Никоим образом не участвуя в погоне за властью, эта сила действует в темном пространстве человеческого существования. Невозможно заранее предсказать ни время, ни место, ни размах того довольно ощутимого движения, которое она может вызвать в любую минуту. Это может быть политический акт, движение масс или резкий взрыв недовольства граждан, острый конфликт внутри структуры, ранее монолитной, или просто изменение духовного климата общества. Под толстым покрывалом лжи, скрывающим все истинные проблемы и симптомы кризиса, нельзя предвидеть, где и когда упадет та знаменитая капля, что переполнит чашу. Вот почему власть на местах превентивно и судорожно восстает против малейшей попытки жить "в правде".

"Пражскую весну" часто толкуют как борьбу двух групп на верхах власти: одни хотели сохранить систему как таковую, другие - преобразовать ее. Но забывают, что политическая борьба была лишь финальным актом в завершении длительной драмы, которая совершалась в умах. У ее истоков мы встречаем людей, сумевших жить "в правде" даже в самые мрачные времена. Эти индивиды не располагали никакой властью и не стремились к ней - политика не составляла смысл их жизни: они были поэты, художники, музыканты или просто граждане, сохранившие человеческое достоинство. Какими-то невидимыми путями вирус правды распространяется и разъедает ткань "жизни во лжи". Неопровержимо одно: политическая реформа - не причина пробуждения в обществе, а его результат. Я полагаю, что в свете этого опыта легче понять современность.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #5. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #5
Что было, то было.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/5/gavel.htm