Век ХХ и мир. 1990. #7.WinUnixMacDosсодержание


БЕСЕДЫ В РЕДАКЦИИ

Алесь Адамович
Побег из лагеря общей памяти

Я подумал, отчего такое центробежное движение, разбегание республик и народов в нашей стране. А за этим стоят и ненависть, и взаимная нетерпимость. Фазиль Искандер когда-то сказал абхазскую пословицу: когда два быка пашут твердую землю, они начинают коситься друг на друга. За этим можно видеть и экономику, и всю нашу экономическую разруху. Вот мы пашем эту твердую землю и начинаем коситься друг на друга.

...У меня есть знакомая женщина, минчанка, которая сидела в Освенци-ме. У нее лагерная цифра на руке. И я спрашиваю: вы встречаетесь с подругами, с людьми, с которыми вы вместе были в лагере? - Встречаемся. - Часто? - Редко. - Охотно? - Нет, стараемся не встречаться.

Мне было непонятно, - отчего же так? Мы, например, бывшие партизаны, страшно любили встречаться. Когда это стало возможно. Когда мы собирались вместе, мы себя видели такими замечательными ребятами там, в прошлом, так здорово все припоминалось. Почему же люди прошли лагеря смерти и заявляют, что для них люди-напоминания неприятны? Не потому ли, что это напоминание, в каком животном были они состоянии? Те лагеря запрограммированы были на то, чтобы раздавить человека, личность. Видеть людей, которые тебя таким наблюдали, глазами этих людей себя вспоминать, что же тут приятного?

Когда-то я поразился фразе Ниц-ше: Бог умер, Бог должен умереть, потому что человек не может выдержать такого свидетеля. Существо, которое насквозь тебя видит и знает, - нет, лучше избавить себя от этого. И я подумал, а не является ли подсознательным толчком нашему разбега-нию из Союза история 70 лет? Такая кровавая, жестокая, недобрая. То есть, мы, люди, жили сначала мифами. Мифы революции, мифы строительства, энтузиазма, мифы Отечественной войны. А потом эти мифы расползлись как сносившаяся ткань, и обнажился сплошной Освенцим. То есть состояние, когда миллионы людей превратили в животных, в рабов. в трусов и предателей, раздавили, по стенке размазали. И вот народ, республика и нация как бы расхотели с общими соседями делить общую напасть, историю. Мы. по-моему, переживаем в подсознании такой момент: нации, республики, народы разбегаются. как из лагеря разбегаются. Из лагеря общей памяти, недоброй и безрадостной.

Да, наверное, сразу встает вопрос: кто виноват, что мы все все это пережили. И вот тут уже стремление валить на другого. Но в целом - как преодолеть или надо ли это преодолевать? Мне вчера подарили одну книгу. Воениздат уже издает первый том - вот уж подарок нашей стране! Предисловие - главная мысль, что самая интеллигентная среда у нас военная. Самые святые люди на Руси были военными. И так далее и тому подобное - по Пикулю... И я думаю, что в этом проявляется стремление вернуть мифы, вернуть имперское сознание, желание снова вернуться к империи через возвращение мифов, то есть очень привычные пути и методы ухода от реальности. Но не об империи забота наша. О человеческом братстве. Как по-чеповечески друг к другу возвращаться? Я не знаю. Это, наверное, вопрос сложнейший. Наверное, разбредясь, мы все-таки не уходим из человечества, а уходим в сторону человечества. Убегая от сталинизма, мы уходим в сторону человечества. В сторону человека, ум и глаза которого не зашорены расовыми, классовыми и прочими проявлениями нетерпимости и ненависти.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #7. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #7
Беседы в редакции.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/7/adamov.htm