Век ХХ и мир. 1990. #7.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция... "

ПОЧЕМУ МЫ МОЛЧИМ? Г. Филонов, г. Харьков
ЛОЗУНГ: ПЛАТИ НАЛОГИ Геннадий Ильиных, г. Новосибирск
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН - ВЫРУЧАЙТЕ Владимир Ларин, пос. Полярные Зори Мурманской обл.
МЫ, НАРКОМАНЫ Владимир Филиппов, г. Омск, пос. Береговой
МАЛО... И. Иванцов, г. Харьков
БЕДНОТА! ИДИ, КУДА ХОЧЕШЬ! Б. Беленький, г. Ленинград
ВСПЫШКА В. Степанов, г. Тамбов
ЭТО НЕ ОППОЗИЦИЯ Андрей Новиков, г. Рыбинск

ПОЧЕМУ МЫ МОЛЧИМ?

Страну захлестывает рознь - национальная, партийная, групповая. Сегодня, когда мы близки к состоянию, которое Гоббс называл "войной всех против всех", самым парадоксальным является почти полное отсутствие интереса к причинам этой, пока еще сравнительно холодной войны. В самом этом молчании среди гласности чудится что-то зловещее: то ли страх перед возмездием, то ли безразличие гонимых на казнь жертв...

Почему мы молчим? Почему своим молчанием способствуем эскалации насилия? Неужели стеная о революционном терроре и сталинском геноциде, мы вновь забываем, что главным условием уничтожения миллионов было наше молчание? Или снова - дрожь перед сильными мира сего?

Было бы наивным полагать, что вопрос, вынесенный в заглавие, как и другие поставленные вопросы, имеют однозначный ответ. Мы живем в плюралистическом мире множества правд и в зависимости от позиции, которую в нем занимаем, даем разные, порой взаимоисключающие ответы. Там, где представители неформалов видят руку партократии, там партократы видят "звериный оскал рвущихся к власти". Интересно, а что видят наши славные ученые-общественники? Наши доблестные академики, вчера подписывавшие доносы на академика Сахарова, а сегодня - некрологи ему? Наши смелые в обличительном топоте депутаты? Почему молчат они?

Кому выгодно, чтобы никто не анализировал причин конфронтации, даже ведущих к крови? Кто и почему поддерживает половинчатые законы, которым не суждено, как прерванному половому акту, привести к зачатию?

Один человек не в состоянии ответить на все эти и множество других подобных вопросов. Но мне кажется, что сами эти вопросы уже заключают в себе некую часть той множественной правды, которую сегодня так страшно выговорить нашим профессиональным патриотам.

Г. Филонов,
г. Харьков


ЛОЗУНГ: ПЛАТИ НАЛОГИ

Хотелось бы поделиться с читателями размышлениями о нашем каноническом лозунге "От каждого - по способностям, каждому - по труду". Внутреннее неприятие его человеком, неосознание, а отсюда и его фактическое несрабатывание, заключено в безоговорочном императиве: "От каждого - взять!" Государство как бы ставит своей главной задачей взять от индивидуума все, на что он способен (от рождения, происхождения, развития, воспитания и т.д.). Если грубее - то выжать из человека все, на что он способен. А потом уже государство по своему усмотрению может что-то частично отдать человеку назад - "по труду".

Представляется, что человеческая сущность внутренне настроена на другой лозунг: "Каждому - по способностям, от каждого - по труду". Здесь человек чувствует, что общество стремится создать условия (политические, экономические, юридические и т. п.) для созидательного труда по способностям. Вторая часть лозунга "от каждого - по труду" - это же налог! Налог четкий, заранее известный, стабильный, воспринимаемый и понимаемый человеком как обоснованный.

По первому лозунгу от человека отторгается все, что он сделал, потом часть отнятого возвращается.

По второму лозунгу человеку помогают сделать все, на что он способен, а потом долю приобретенного человек отдает сам. Сам отдает!

Геннадий Ильиных,
г. Новосибирск


ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН - ВЫРУЧАЙТЕ!

У меня есть предложение, на мой взгляд - вполне разумное и дельное; во всяком случае, попытаться реализовать его было бы более порядочным, чем городить военно-промышленную пирамиду над могилой "развитого социализма" (предложенную в "Сценарии Икс", 10/89).

Предлагаемые мною шаги:

Съезду народных депутатов СССР разработать обращение народов, населяющих нашу страну, к международной общественности. Адресат - Организация Объединенных Наций в лице ее высшего органа - Генеральной Ассамблеи. Разработать Закон о всенародном референдуме и первым представить на него указанный документ. Содержание обращения - просьба об оказании помощи нашей стране со стороны ООН в деле разработки и поэтапного внедрения:

- общественно-политического устройства,

- экономического механизма,

соответствующих современному мировому уровню и нашим особенностям. Эта помощь должна оказываться не даром, а на компенсационной основе и с учетом интересов международного сообщества (в частности, по предотвращению "варианта Икс").

Структуры и механизмы, существующие в нашей стране на сегодняшний день, объявляются временными и видоизменяются (или отменяются) в течение заранее обусловленного периода по разработанному графику.

На все время действия договора с международным сообществом неизменными и гарантированными признаются:

- права населения, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека,

- внешние границы страны.

При достижении договоренности о выполнении "ремонта и реконструкции" общественно-политического устройства и экономического механизма нашей страны для выполнения этой (беспрецедентной в мировой истории) миссии международное сообщество разрабатывает соответствующие структуры в ООН, включая честный и эффективный контроль за ходом процесса.

Владимир Ларин,
пос. Полярные Зори
Мурманской обл.


МЫ, НАРКОМАНЫ

Объявленное не так давно усиление борьбы с преступностью (в средствах массовой информации это называют проще и понятнее - война с преступностью) ставит нас, советских заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в положение военнопленных со всеми вытекающими из этого последствиями. Поскольку ваш журнал издается Советским комитетом защиты мира, то я считаю возможным и, более того, необходимым обратиться к вам с вопросом о судьбе нескольких десятков тысяч советских граждан, страдающих наркоманией, которые в настоящее время отбывают наказание в местах лишения свободы. Вина многих из них перед обществом заключается, как указано в приговорах, в "незаконном приобретении, хранении, перевозке и изготовлении без цели сбыта наркотических средств" (статья 224, п. 3, 4 УК РСФСР).

Несмотря на многочисленные выступления и публикации советских и зарубежных специалистов о нецелесообразности и пагубности применения репрессивных, карательных мер в отношении людей, страдающих наркоманией, наше государство и общество продолжают вести "боевые" действия, что отражается не только на самих наркоманах, но и на обществе в целом. Более того, в последние годы борьба (война) с наркоманией приобрела такое качество и такие размеры, что на языке международных отношений может быть названо лишь одним словом - геноцид! Средства массовой информации зачастую предвзято и тенденциозно освещают вопросы, связанные с проблемами наркомании, и тем самым способствуют применению и оправданию применения жестокого и антигуманного законодательства.

В связи с массовым применением репрессивных мер к лицам, официально признанными больными людьми, хочу сказать следующее.

1. Общество и государство, не способные проводить профилактическую и разъяснительную работу о вреде наркотиков, их пагубном воздействии на моральное и физическое состояние человека, не имеют морального права на лишение свободы своих граждан, "виновных" лишь в приобретении и употреблении наркотических средств.

2. Объявленные "вне закона" наркоманы, приобретая и употребляя наркотические средства, уже совершают этим самым "преступление", за что, в соответствии с действующим законодательством, они водворяются в места лишения свободы, каковыми, по сути, являются не только официально объявленные исправительно-трудовые колонии, но и реально существующие лечебно-трудовые и воспитательно-трудовые профилактории.

3. Декларируемая в Советском Союзе борьба с наркоманией, в действительности является лишь антигуманной кампанией против наркоманов: никаких программ либо конкретных мер по борьбе со сбытом, распространением наркотиков государством не предложено и не проводится, вся "сила" МВД СССР направлена на применение репрессивных мер к лицам, приобретающим и употребляющим наркотики.

4. Содержание наркоманов в исправительно-трудовых лагерях, то есть в одинаковых условиях и зачастую совместно с общеуголовным элементом, противоречит как общечеловеческой логике, так и пониманию комплекса проблем наркомании: исправительно-воспитательно-лечебно-трудовые учреждения являются местом, где происходит интеграция наркоманов с общеуголовным элементом, что, несомненно, влечет за собой появление в обществе еще большего количества профессиональных преступников; равным образом, совместное содержание способствует увеличению числа лиц из общеуголовного элемента, начавшего употреблять наркотики.

5. Существующие в настоящее время в СССР специализированные учреждения (лечебно-трудовые и воспитательно-трудовые профилактории) являются, по сути, карательными учреждениями, так как по своей структуре, направленности, производственно-техническим характеристикам они отвечают всем требованиям исправительно-трудовых учреждений (колоний, лагерей).

6. Отсутствие научно и социально обоснованных методов лечения, полнейшее отсутствие квалифицированных специалистов и медикаментозных средств ставит под сомнение целесообразность применения всего комплекса мероприятий, именуемых в специальной литературе как "принудительное лечение от наркомании". Существующий комплекс лечебно-исправительных мероприятий приводит пока наркоманов лишь к абсолютно ненужным физическим и моральным страданиям, не принося обществу и государству никаких положительных результатов.

Изложенные выше меры по борьбе с наркоманией предпринимаются по отношению к большому количеству людей: неофициальное число наркоманов у нас, по оценкам специалистов, составляет около 800 000 человек, причем, главным образом, молодые люди. В сферу этих мер попадают матери, жены, дети наркоманов.

Еще несправедливость - профилактические, а по сути, дискриминационные меры: увольнение с работы, отчисление с места учебы, запреты на профессии.

Владимир Филиппов,
г. Омск, пос. Береговой,
учреждение УХ 16/2. 4-ый отряд


МАЛО...

В переломные моменты истории, когда пропадает хлеб и обостряется работа ума, сознание приходит в возбужденное состояние. В состоянии такого возбуждения или эйфории возможны откровения, но возможен и выход тех чудищ, которых порождает сон разума. Это подтверждается событиями наших дней - обилием "образов врага", запоздалых прозрений, чудовищных завихрений, но и - искренним стремлением понять, что же с нами произошло.

Парадокс заключается в том, что - ничего! Просто то, о чем давным-давно предостерегали Гоголь, Достоевский, Николай Успенский, Соловьев, Мережковский, Бердяев, Ильин, Шестов, а на Западе Сантаяна, Ортега, Ясперс, вдруг стало явью для многих, а Чичиковы, Ноздревы, Хлестаковы, Смердяковы, Шигалевы и Верховенские из абстрактных литературных героев вдруг обратились в наших современников, соседей, начальников, вождей. И - в чем никто не признается - в нас самих. Грядущий Хам, о котором предостерегал Мережковский, вдруг обернулся нашим современником.

Да - обо всем, что мы узнаем сегодня, в античные времена уже писали Теофраст, Аристофан и Лукиан, затем Шекспир, Бен Джонсон, Мандевиль, Паскаль и Лабрюйер, затем Свифт, в XIX веке - Кьеркегор, наши классики, особенно Гоголь и Достоевский. Правда, среди их героев маловато "жидомасонов", но там сказано о нас все. Настолько все, что к "Мертвым душам" или к "Бесам" нечего и добавить.

Почему мы так долго не воспринимали Джойса, Кафку, литературу абсурда? Почему пренебрегали Фрейдом, Адлером и Юнгом? Зачем боролись с бихевиоризмом? Почему десятки научных дисциплин о человеке - от вайоленсологии до социальной этологии - были у нас под запретом? Да все потому, что мы исповедовали идеи мессианства и "научной" апокалиптики.

Все худшее, что случалось в России, появлялось в обличье громогласного добра, великого соблазна, последней надежды. И никакие, даже самые страшные, исторические уроки не отучили нас от абсолютизма веры в осуществление "великих идей". Нам чужды субъективность, относительность, сомнение - все разнообразие жизни. Мы вышли из призрачного мессианского мира собственного деформированного сознания и не сможем жить нормально до тех пор, пока не признаемся себе в этих деформациях.

Русская апокалиптичность, писал Бердяев, есть разгоряченное ожидание чуда, которое должно оплодотворить жизнь. В этом заключается внутренняя болезнь русского духа, болезнь с тяжелыми последствиями, излечиться от которой можно лишь после страшного кризиса, когда "весь организм русского народа будет близок к смерти".

Так, может быть, после многовековых испытаний, после рек крови и миллионов жертв хоть этот момент для нас наступил? Или - все еще мало?

И. Иванцов,
г. Харьков


БЕДНОТА! ИДИ, КУДА ХОЧЕШЬ!

Паспортная система, кабальная прописка, скрупулезное заполнение анкет (по поводу и без повода) - все это зримые элементы несвободы, ограничивающие права советских людей и унижающие их достоинство. Несогласным, считающим, что нужны и паспорта, и анкеты, "ну, а уж прописка просто необходима" (цитирую читательское письмо в "Огоньке"), целесообразно напомнить, что отмена паспортов и свобода передвижения входили в число программных требований Российской социал-демократической рабочей партии, боровшейся за освобождение трудящихся. Об этом наглядно свидетельствуют работы В.И.Ленина.

"Проект и объяснение программы социал-демократической партии" (1895): "Русская социал-демократическая партия требует прежде всего:... 8. Отмены паспортов, полной свободы передвижений и переселений." (ПСС, т. 2, с. 85).

"Проект программы нашей партии" (1899): "Переходим к практической части программы... 6) свободы передвижений и занятий... полной отмены паспортов" (т. 4, с. 224).

"К деревенской бедноте" (1903): "Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит:   с в о б о д а   п е р е д в и ж е н и я? Это значит, чтобы крестьянин имел право идти куда хочет, переселяться куда угодно, выбирать любую деревню или любой город, не спрашивая ни у кого разрешения. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земский не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно" (т. 7, с. 169).

Прописка или иная форма закабаления несовместима ни с цивилизованным обществом, ни с правовым государством.

Б. Беленький,
г. Ленинград


ВСПЫШКА

Хочется обратить внимание на следующее обстоятельство. Как правило, причину агрессивности молодежи Горького, Казани, Чебоксар, Сызрани ищут во внешних условиях. Несомненно, есть вина и аппарата, и милиции, и школы. Но почему наиболее яркая вспышка насилия зарегистрирована именно в этом районе?

В печати мелькали сообщения о катастрофе, произошедшей на Урале в шестидесятых годах, сходной с Чернобыльской. Если радиоактивное облако ушло тогда на запад, то оно как раз проходило над указанным районом, возможно, что здесь осадки были наиболее интенсивными. А были еще и ядерные испытания в атмосфере.

Естественно, наиболее уязвимыми стали организмы и нервная система маленьких детей, новорожденных и только что зачатых. Не они ли сейчас составляют ядро наиболее агрессивных? Так вспышка радиации родила вспышку насилия.

Это наблюдение должно заинтересовать не только историков, но и всех нас. Не ожидает ли нас подобная социальная опасность через пятнадцать-двадцать лет в районе Чернобыля? И если я прав, необходимо уже сейчас думать о мерах, которые помогли бы смягчить будущую беду.

В. Степанов,
г. Тамбов

ЭТО НЕ ОППОЗИЦИЯ

Я не разделяю широко распространенную точку зрения, будто у нас сейчас существует многопартийность. Понятие многопартийности, на мой взгляд, подразумевает не просто совокупность различных противоборствующих группировок, но и определенный уровень политической культуры, наличие необходимых механизмов, обеспечивающих мирное, цивилизованное политическое волеизъявление, - то, что М. Гефтер удачно назвал "структурами политического согласия". При отсутствии всей этой необходимой политической инфраструктуры ее роль берет на себя какая-то надпартийная авторитетная структура верховной исполнительной власти. Такая авторитарная структура уже возникла в виде президентства.

В стране сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда многочисленные движения считают себя оппозицией КПСС, "центру", однако все эти силы действуют на локальном уровне региона или республики и ни одна из них не готова взять на себя ответственность за судьбу страны в целом. У нас нет общенациональной консолидирующей силы типа "Солидарности" или венгерского Демократического форума. Авторитет правительства катастрофически падает, а организованной оппозиции, пользующейся общенациональным доверием, не существует. В стране уже теперь наблюдается очевидная асинхронность процессов в различных республиках, находящихся на разном уровне экономического и социокультурного развития, и ничто, кроме государства, сейчас не сдерживает эскалацию этого диссонанса. Было бы катастрофой отдать развитие всех этих процессов на самотек.

В одном независимом журнале ("День за днем", #7/89) я прочитал статью, автор которой погромы в Фергане называет - ни много ни мало-"народным восстанием", направленным (разумеется) против "партократии".

Я думаю, сейчас в стране действует множество сил, считающих себя оппозиционными, которые не несут демократической конструктивной альтернативы, а некоторые из них обладают тоталитарными потенциями. Но следование принципу - "чем хуже для центра, тем лучше для нас" не приемлемо для порядочной оппозиции.

Андрей Новиков,
г. Рыбинск


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1990, #7. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1990, #7
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1990/7/post.htm