Век ХХ и мир, 1991, #1.WinUnixMacDosсодержание


ИСТОРИЯ ЭТИХ ДНЕЙ

В.Буев
"Пятый Интернационал"

"Клиенты" колонии для иностранцев и лиц без гражданства, утонувшей где-то в глубинах Мордовии, дали отдаленному месту своего пребывания название "Пятый Интернационал".

На вопрос, имели ли какое-то отношение к предшественникам "Пятого" чьи-то спецслужбы, зеки-иностранцы вряд ли смогут ответить. А то, что к "интерколонии" непосредственным образом причастны спецслужбы КГБ, двое из здешних иностранцев утверждают чуть ли не с пеной на губах. Это Абделкарим Юсеф Али, гражданин Ливии, и Юсефи Фархат Нейманулла, иранский курд.

Первый осужден летом прошлого года за изнасилование несовершеннолетней. Бывший курсант Киевского высшего инженерного танкового училища. Однако называет себя "офицером ливийской армии". Предполагает, что именно последнее обстоятельство привлекло к нему взоры советской госбезопасности.

По словам Абделкарима, представители спецслужбы несколько раз вызывали его и обрабатывали, пытаясь завербовать. Последний раз это случилось в тюремной больнице, где Абделкарим лежал с конца весны по начало лета этого года.

- В то время приехал ко мне некто в гражданской одежде. Здесь в зоне он бывает часто. Имени его я не знаю, звания тоже. Мы называем его "Усатый". Говорит мне: "Я знаю, что у тебя есть невеста в Союзе, русская, могу помочь тебе на ней жениться". Он знает, что на это мне нужно разрешение моего государства, посольства. За "услугу" предложил мне работать на КГБ и здесь, и в Ливии. Но зачем мне такая жена? Если я буду работать на них здесь, то потом никуда не денусь: придется и в Ливии...

На вопрос: "Зачем это нужно КГБ?" - ливиец ответил, что его хотели использовать как военного, который может получить доступ к секретам своего государства. Как уверяет Абделкарим, от предложения сотрудничать он отказался: за это "придется дорого платить".

- Нет ни одного человека в мире, который работал бы с органами безопасности и жил спокойно... И я всегда буду ждать смерти то ли от ваших, то ли от наших.

Абделкарим утверждает, что рассказать о том, как "особисты" вербуют себе агентов для будущей работы в иностранных государствах, мог бы "один негр из Чада по имени Омар". Однако, по его словам, негра повесили, записав, что повесился сам.

- Не бывает такого, поясняет Абделкарим, чтобы человек сам повесился, завязав себе руки за спину, а рот - платком. Это невозможно, это кто-то сделал.

Не только у Абделкарима возникла обида на советскую спецслужбу. Недоволен ею и иранец Юсефи Фархат Нейманулла.

В июле 1983 года он первый раз незаконно перешел границу СССР. Но... вместо суда получил право на жительство в Союзе с поселением в Минске. Через два года вернулся в Иран. Причины такого возвращения приговор и сам Юсефи указывают разные: приговор - по собственной просьбе иранца. Юсефи - его туда послали. Через несколько дней Юсефи, нарушив границу, опять оказывается в СССР, после чего снова "выдворяется" за кордон.

- Дали мне 500 иранских туман, забрали вещи и - в Иран, - заявил Юсефи, но кто его послал и с каким заданием, сказать отказался. На вопрос, связано ли это с госсекретами СССР, Юсефи ответил, что нет, но все равно "сейчас это для меня опасно".

Юсефи рассказывает, что раньше в Иране многих людей объявляли шпионами Советского Союза и расстреливали. Его, однако, не расстреляли, хотя и арестовали. Официальный источник информации гласит: за антигосударственную деятельность он получил 10 лет условно. Но уже в 1986 году Юсефи призывают в армию. Его ждет ирано-иракский фронт. Дезертировав и проскитавшись четыре месяца по всем углам Ирана, Юсефи вновь оказывается на советской территории.

- Когда меня арестовали и привезли в Баку, то угрожали: если не подтвердишь, что бежал в СССР, чтобы скрыться из армии, что ты антисоветский элемент и работал в пользу западных стран, то отдадим тебя иранским властям. Сначала я отказывался, но потом согласился. Я бы тогда хоть на 10 лет согласился, лишь бы не идти в Иран...

Суд оказался "гуманнее", чем предполагал Юсефи, и определил ему четыре года срока. По словам самого иранца, здесь для него началось самое страшное. Юсефи предложили освобождение максимум через неделю, засылку в Иран и работу на КГБ.

- Я ответил: пойду только в том случае, если пошлет или моя партия, или КПСС - как братская. И только в том случае, если это не будет против моего народа. Против государства - это неважно. Главное - не против народа...

Видимо, предложение спецслужбы все-таки задевало и интересы его народа, раз в конце концов Юсефи отказался.

- Предлагавший мне особист из Саранска назвался представителем власти. Он немножко знал фарси, но говорил с азербайджанским акцентом. Он сказал так: не согласишься, заработаешь туберкулез, лишний срок и тяжелую работу.

В личном деле Юсефи есть вызов в следственный изолятор КГБ города Саранска от 16 ноября прошлого года, подписанный зампрокурора Мордовии Адушкиным. Юсефи утверждает: тогда ему пообещали, что пересмотрят дело, но обманули. Теперь же упекли в санчасть, где страшная сырость, - не продохнуть. И это нарочно, чтобы туберкулез развивался быстрее.

Многие вещи в биографии Юсефи действительно кажутся странными. Его непрерывные (3 раза) и "удачные" хождения через кордон тогда, когда отношения между СССР и Ираном были далеко не лучшими. Непонятно и то обстоятельство, что администрация колонии три раза готовила и отправляла в столицу документы на условно-досрочное освобождение Юсефи, но все три раза ходатайства были отклонены Москвой. Один из членов администрации в конфиденциальном порядке признался, что, возможно, тут и есть "какие-то политические причины". Такой поворот событий Юсефи связывает именно со своим отказом пойти с КГБ на сделку.

Всяких разговоров об "особистах" избегает и администрация "зоны", и сами осужденные. Зэк - переводчик с английского, услышав один из вопросов, отказался переводить, аргументировав это тем, что ему "еще долго топтать башмаки" арестанта. Швед Янссон Хелль, согласившись говорить об отношениях администрации и осужденных, тему КГБ затрагивать тоже не захотел. Кто-то вместо ответа потуплял глаза.

В штате "зоны" "кагэбэшников" нет - они в управлении. Из неофициальных источников удалось узнать, что на все управление бывшего "ПОТЬЛАГа" их приходится около двадцати человек. По всей видимости, доступ в "интерзону" они имеют свободный. Тем более известно, что все дела в Советском Союзе, как уголовные, так и любые другие, связанные с иностранцами, ведет только КГБ. Не ясно только - что спецслужба делает в колонии для уголовников? Если Юсефи и Абделкарим говорят правду, то не является ли "Пятый Интернационал" вербовочным пунктом КГБ для последующего создания и работы агентурной сети за границей? Юсефи и Абделкарим, как они говорят, отказались, но кто-то ведь и соглашается...


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #1. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #1
История этих дней.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/1/buev.htm