Век ХХ и мир, 1991, #1.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

"Настала эра внутренних войн"


Гамид Херисчи о будущем исламского мира

В одном из весенних (#3/90) номеров вашего журнала была напечатана публикация, где подвергалась критике моя статья "Кавказ в огне", опубликованная в ноябрьском номере литовской газеты "Согласие". Я, Херисчи Гамид, еще тогда, когда эта статья (вернее, интервью со мной) было опубликовано, направил в адрес редакции письмо, где выразил свое сожаление в связи со многими искажениями и сокращениями в этой публикации. К сожалению, оно не было опубликовано. В одном из июньских номеров нашей республиканской газеты "Азербайджан" была опубликована моя переписка, где я резко выступил в связи со всей этой историей. И сегодня, когда вы публикуете такую резко враждебную статью против моих взглядов, я хотел бы, чтобы вы учли все моменты этой истории и, критикуя меня, обратили свое внимание не к искаженному варианту моей статьи "Кавказ в огне", а к моим реальным взглядам.

Если вы действительно заинтересованы в проблеме тюркоисламских народов СССР, вы исполните это. Если нет, то это покажет вашу незаинтересованность в объективном освещении данной тематики.

Гамид Херисчи


Из письма Курту П. Биершоку

Недавно получил oт Вас очень интересное письмо, а также копию западно-германской газeты "Тагецайтунг", где перепечатана моя беседа с корреспондентом литовской газеты "Согласие" oт 30 ноября 1989 г. К сожалению, она опубликована очень небрежно, в сыром виде, с большими искажениями и сокращениями. Считаю долгом ответить Вам и изложить Вам свои мысли о политической и духовной жизни мусульманских народов мира...

...В коридорах наших больниц видел одежду оперированных во время известных трагических событий. Я подумал, что иным она уже никогда не понадобится. Сознавать это было очень больно и трагично. И вдруг вспомнил снятие одежды с Христа перед его распятием. Эту сцену так любили изображать европейские художники эпохи Возрождения. Но в тот миг каждое напоминание о Европе мне было глубоко неприятно. Так, в "Московских новостях" сообщалось, что именно Европейский парламент 18 января потребовал введения войск в Азербайджан. В турецких газетах "Тюрке" (1989, 1 декабря), "Гюнайдын" (1989, 3 декабря) отмечалось, что во время встречи на Мальте руководители США и СССР вели разговор и вокруг Азербайджана. Прикрывались при этом какими-то общеевропейскими интересами. Да и сейчас немало говорят о коллективной европейской безопасности. Кто же угрожает Европейскому дому, если даже сверхдержавы США и СССР заинтересованы в его строительстве?

Восток? Тогда давайте не навешивать на него сразу ярлыки пантюркизма, панисламизма, исламского фундаментализма, не делать из него образ врага, а лучше узнать его. Казалось бы, неудобно напоминать здесь об элементарной этике, об умении выслушать иную, даже противоположную, точку зрения. Вот почему я предлагаю Вам тему о глобальных вопросах мусульманского мира, в русле которых и решаются и будут решаться проблемы многострадального Кавказа.

Говоря об исламе, нам надо учесть, что для арабских народов исламская религия является не только религиозным, но и в чем-то сугубо национальным фактом. А национальное всегда является негативным явлением в религиозных отношениях. Для тюркских, иранских и других этносов ислам на самом деле - чисто религиозное понятие. И исходя их этой объективной реальности, я считаю, история ислама будет все больше зависеть именно от вышеуказанных народов. После арабов, которые получили ислам от Аллаха, в 70-80-х годах ХХ века для ислама очень много сделали иранские народы (вспомним события в Афганистане, в Пакистане, иранскую революцию). Думаю, что тюркским народам в ХХ веке по отношению к исламу еще не сказано весомое слово, и в ближайшее время оно, наверное, прозвучит всей своей мощью. Эта последовательная новая исламизация мусульманских народов удивительно напоминает саму схему распространения веры Аллаха в странах Востока, когда после арабов ислам приняли иранские, а через них и тюркские народы мира. Этот старый механизм ислама действует, наверное, и сейчас. Он еще раз доказывает, что взрыв ислама в тюркском мире будет идти опять-таки именно под иранским влиянием, следовательно, нам надо внимательно следить за событиями в Иране, Афганистане, Пакистане и т.д.

Правда, в тюркской истории имеется и так называемый "булгарско-волжский путь ислама" (начало Х века, путь Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию), который связан больше с арабским миром. Считаю, что этот путь ислама в тюркские земли для тюркских народов - тупиковый. Арабский ислам не будет иметь большого успеха в Тюркском мире.

После второй мировой войны и учреждения ООН в мире создана эффективная система внешней безопасности каждой страны. Да, времена войн, вернее, внешних войн, ушли. Они сейчас невозможны. Взамен этого во многих странах мира вспыхивают, если так можно выразиться, "внутренние войны" (Кашмир, ливанские столкновения, Карабах, курдские проблемы, албанский вопрос, Палестина и др.), решить которые очень трудно. Думаю, что в истории мира наступает пора именно этих "внутренних войн", которые со временем появятся во многих странах мира. Это какое-то мистическое, общемировое явление, перед которым наш мир со всеми своими законами, указами, армиями, понятиями окажется бессильным. Внутренние войны покажут нам всю ничтожность государственных понятий и заставят нас глубоко задуматься над многими проблемами типа "государство, родина, религия, общечеловеческие понятия" и другие. Я думаю, это - что-то, идущее от Бога.

Меня удивляет тот факт, что говоря о моих взглядах, Вы употребляете такие дешевые понятия, как панисламизм, пантюркизм. Сейчас, когда все европейские страны говорят о единстве, никто не укоряет их в панхристианизме, паневропеизме и т.д., но это почему-то считается чем-то плохим, негативным для Востока, для тюркского мира. Неужели мы уже находимся за баррикадами? Когда ливанский генерал Аун тысячами убивал мусульман, Папа Римский молчал, а когда им было убито более восьмисот христиан, Рим сразу пригрозил ему отлучением от церкви и приостановил внутрихристианские распри в Ливане.

В ООН мусульманские страны лишены права на вето, все мировые юридические, правовые законы основаны и развиты на основе Библии и Евангелия, им чужд сам дух Корана. Вся современная сущность демократии тоже питается из основных принципов христианства. Она не удосуживалась что-то взять из мусульманского права. Я думаю, что именно отсюда исходит отчужденность большинства мусульманских народов от принципов демократии. ООН не использовала правовые достижения мусульманского мира, не смогла объединить мусульманские и христианские понятия юриспруденции и международного права. Все это рано или поздно приведет и уже приводит к большим трагедиям, столкновениям. Иногда мне кажется, что ислам и христианство можно объяснить, только исходя из теории бинарных оппозиций Леви Стросса. Они никогда не сойдутся, они навечно разделены друг с другом. С каждым годом это чувство у меня усиливается, и я испытываю большой страх за будущее нашей планеты. После трагических событий в Баку последовали страдания мусульман в Таджикистане, Узбекистане, в Кашмире. Но Запад на все это не реагирует. Это наносит глубокие раны душам мусульман. Они, я думаю, все меньше надеются на справедливость со стороны Запада. В этом вся трагедия. Но это Ваша, а не наша трагедия...

Сейчас очень многие активисты событий 1968 года в странах Запада уже поняли, что центр идеологической, социальной борьбы народов мира переместился из Европы на Ближний Восток. Вот почему многие из них принимают ислам и вливаются в боевые отряды мусульманских маджохедов... Готов переписываться и сотрудничать с Вами.

(газета "Азербайджан", 22 июня 1990 г.)



Взгляды Гамида Херисчи комментирует Алексей Журавский, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения АН СССР

Призыв автора письма Гамида Херисчи не искать на Востоке образ врага, а попытаться лучше узнать его, можно только приветствовать. Следует признать, что и в Европе, и в России в прошлые столетия культивировался преимущественно отрицательный образ ислама как религии насилия и фанатизма, обманом и потаканием распущенности "соблазнившей" многие народы. Эти стереотипы, возникшие еще в эпоху Средневековья, оказались удивительно живучими и давали о себе знать в последующие века. Как ответная реакция, аналогичные теории возникали и в мусульманском мире. В начале нашего столетия египтянин Йахйа Сиддик утверждал, что XIV век хиджры (т.е. XX век по нашему летоисчислению) знаменует собой начало новой эры, когда Европа будет вынуждена уступить свою цивилизаторскую миссию мусульманским народам.

Я вспомнил об этих теориях "вечного противостояния" в связи с утверждением в письме Херисчи о том, что "ислам и христианство не сойдутся, они навечно разделены друг с другом". А вот с этим никак нельзя согласиться. И христианам, и мусульманам всегда было присуще сознание определенной духовной общности, восходящей к единому источнику ближневосточной авраамитической традиции (Авраам, уверовавший в единого Бога, ханиф, отец всех верующих - фигура равно святая для христиан и мусульман).

Можно вспомнить о том, что уже в XII веке в Европе по инициативе Петра Достопочтенного был переведен на латинский язык Коран. Можно также вспомнить письмо папы Пия II завоевателю Константинополя Мехмеду II, в котором он, оговорив расхождения в вопросах о божественной природе между двумя религиями, в то же время подчеркивал их общую библейскую основу, объединяющую их веру в единого Бога, загробную жизнь и бессмертие души. Уместно вспомнить сегодня и о традиции благожелательного отношения к исламу в России - П.Я. Чаадаева, считавшего Мухаммеда "одним из тех, кто всего более способствовал осуществлению плана божественной мудрости", В. С. Соловьева, подчеркивавшего "специальный религиозный гений Мухаммеда".

Можно возразить, что подобные взгляды всегда были скорее исключением из правил. Но я убежден, что будущее не за "большой" традицией взаимного недоверия и анафем, а именно за этой "малой традицией открытости и диалога". Трагический опыт XX века со всей ясностью проявил опасность любых идей исключительности - национальной, социальной или религиозной. Опасность и несостоятельность прежде всего для самих носителей подобных идей.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #1. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #1
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/1/gamid.htm