Век ХХ и мир, 1991, #2.WinUnixMacDosсодержание


ИСТОРИЯ ЭТИХ ДНЕЙ

Алла Глебова
Разгневанные мужчины, беременные женщины и патриотический порыв

Эксперимент с народной армией в Молдове



"Если взять Игоря Александровича Зарецкого и какого-нибудь китайца, то ясно, что права у них равные. Но миллион китайцев имеют такие права, которые и не снились Игорю Александровичу" - так ответил Зарецкому - лидеру коммунистов риднестровья лидер социал-демократической партии Молдовы Оазу Нантой (5 ноября, вечерняя программа молдавского телевидения). Эту фразу, наверное, можно рассматривать как ключ к пониманию природы национального конфликта в Молдове, где в запале политической борьбы обе стороны спекулируют на проблеме прав человека: например, пытаются соизмерить права личности с правами народа в пользу последнего большинства.

Соблюдение драматургического принципа: единства места, времени и пространства, динамика событий, накал страстей, обилие действующих лиц сделали Молдову в конце октября - начале ноября ареной политического действа, потрясшего страну. Участники событий: Болградская дивизия ВДВ; подразделения внутренних войск МВД СССР; милиция Молдовы в подчинении министра внутренних дел республики; молдавские добровольцы (40 тыс. человек); отряды РОСМ (рабочие отряды содействия милиции) из районов Приднестровья, отряды самообороны в местах компактного проживания гагаузского населения, многие официальные лица и общественные деятели. История же такова. Летом на территории Молдовы были провозглашены сначала Приднестровская молдавская советская социалистическая республика (г. Тирасполь) - на левом берегу Днестра, затем на правом берегу, на юге - Гагаузская республика. Обе республики не признаны официальным правительством Молдовы. После того, как стала известна дата проведения выборов в Верховный Совет Гагаузской республики - 26 октября - драма устремилась к своей кульминации.

Комрат, столица провозглашенной Гагазуской республики, под вой сирены воздушной тревоги и колокольный набат ожидал нашествия молдавских добровольцев. Баррикады на подступах к Комрату вместе с гагаузскими отрядами самообороны охраняли прибывшие рабочие с левого берега - из Бендер, Тирасполя, Рыбницы- члены отрядов РОСМ. Эпопея молдавских добровольцев - самая невероятная и интригующая во всей этой военной кампании.

Как удалось поднять, повести, а потом увести с места событий полчища мирного населения мужского пола? На что расчитывал премьер-министр республики, благословивший этот демарш? Какова природа этого явления? Ответы на эти вопросы можно получить из интервью с директором Государственного департамента по военным проблемам Совета министров ССР Молдова Николае Киртоакэ - военным министром Молдовы.

А.Г.: Среди молдавского населения ходят слухи о том, что провозглашение Приднестровской и Гагузской республик - это часть плана, подготовленного лидерами Интердвижения по созданию Новороссийской советской социалистической республики, включащей кроме вышеперечисленных регионов еще Крым и Одессу. При этом утверждается, что кроме депутатов ВС СССР из Приднестровья в заговоре участвует также и армия. Располагаете ли вы какими-либо данными на этот счет?

Н.К.: Если предположить, что таковой заговор существует, то пока все идет по плану: гагаузская и приднестровская республики провозглашены в нарушение Конституции и международного права. Что касается некоторых депутатов ВС СССР из Приднестровья, то они преподносят информацию союзному правительству о процессах, происходящих в Молдове, в искаженном виде. Слухи о причастности советской армии и военной разведки к заговору устойчивы, наверное, благодаря удивительной согласованности действий армии и отрядов рабочих Приднестровья.

Чем объяснить, что советская армия фактически поддержала сепаратистов, которые преследуют цель свергнуть правительство и распустить парламент Молдовы, а затем создать суверенные Приднестровскую и Гагаузскую республики? Распространено такое, например, объяснение: и новые республики создавались, и советская армия встала на их защиту, чтобы удержать Молдову в составе Советского Союза и не допустить ее соединения с Румынией. Слухи о воссоединении с Румынией беспочвенны.

А.Г.: Зачем организованы отряды добровольцев?

Н.К.: Движение добровольцев никто не инициировал сверху. Это - стихийное, народное движение. Добровольцы - это просто разгневанные мужчины, объединенные патриотическим порывом. Когда правительству стало известно, что добровольцы самоорганизовались и выступили, стало очевидно, что движение народных масс должно быть скоординировано.

20 октября республиканские газеты опубликовали обращение демократических сил "Молдова в опасности!", в котором содержался призыв организовывать отряды по месту жительства, по месту работы с целью защитить целостность и суверенитет Молдовы. Это был пик активности по созданию отрядов добровольцев, которые были созданы повсеместно.

А.Г.: Зачем добровольцы были посланы в районы компактного проживания гагузского населения?

Н.К.: Силы добровольцев использовались в помощь милиции в ходе операции по введению чрезвычайного положения. Руководство всей операцией осуществлял министр внутренних дел Молдовы генерал-майор Косташ Иван Григорьевич. Ввести чрезвычайное положение только силами милиции (численность сотрудников милиции в подчинении МВД ССР Молдова, от ОМОНа до сельских участковых инспекторов - 2 тыс. человек) - невозможно. Поэтому моя задача была - обеспечить взаимодействие отрядов добровольцев и милиции. Задача добровольцев была блокировать дороги, чтобы дать возможность работать ОМОНовцам и вооруженным отрядам милиции по восстановлению порядка в зонах действия сепаратистов. Основные силы добровольцев скапливаливались в населенных пунктах Чадыр-Лунга, Вулканешты, Комрат. Задача была поставлена так: изолировать всех деятелей гагаузского национального движения.

А.Г.: Было ли необходимо блокировать дороги?

Н.К.: Блокировать дороги нужно было, чтобы не пустить воинские части и военную технику. Добровольцы - примерно 500 человек - в ночь на 25 октября в районе села Пеления не пустили движущиеся в направлении Комрата четыре бронемашины. Остановить их не удалось. Бронемашины развернулись и поехали в обход - через гагаузские села Украины. Потом их видели уже в Комрате.

А.Г.: Какие принимались меры по поддержанию порядка среди добровольцев?

Н.К.: Численность добровольцев, которые находились в районах компактного проживания гагузского населения, по нашим данным, около 40 тыс. человек. Порядок среди добровольцев обеспечили 7 офицеров департамента. Это они сделали управляемой всю эту массу людей. Добровольцы были разбиты на роты. Перемещение колонн осуществлялось на транспортных средствах, выделенных предприятиями, колхозами и совхозами. Организационные вопросы курировались зампредами исполкомов Советов. Организованно вели себя добровольцы из Яловенского, Ниспоренского, Каушанского районов. Колонны из этих районов сопровождали грейдеры, бульдозеры, краны (предназначенные для перекрытия дорог), походная кухня, скорая помощь. Питание добровольцев организовала потребкооперация. Все экстренные вопросы решались на месте - по звонку в райисполком. Примерно треть добровольцев была плохо организована. Это прежде всего относится к колонне из Кишинева, формировавшейся на соборной площади. Двери поданых горисполкомом автобусов были открыты. Кроме достаточно хорошо организованных студентов, половину автобусов заняли анархически настроенные, совсем не организованные люди. Повторяю, мы имели дело, прежде всего, с разгневанными мужчинами, одержимыми патриотическим порывом. Нам приходилось выступать на митингах -например, в Кагуле, в Чимишлии, где были сосредоточены основные силы добровольцев, - сдерживать порывы, объяснять, что враги Молдовы только и ждут, чтобы добровольцы поддались на провокацию и допустили какие-либо противозаконные самоуправные действия.

А.Г.: В течение какого периода времени разворачивалась деятельность добровольческих формирований? Н.К.: Отряды добровольцев действовали примерно в течение недели. С 25 октября мы начали операцию по выведению добровольцев из объявленной зоны чрезвычайного положения. В субботу вечером 27 октября в зоне компактного проживания гагаузского населения добровольческих формирований уже не было.

Чрезвычайное положение так и не было введено. Треколор - флаг независимой Молдовы - не был водружен в Комрате, как того хотели многие.

В настоящее время в Молдове не осталось отрядов, подлежащих расформированию в соответствии с Указом Президента, кроме районов Приднестровья, где рабочие отряды ОСТК по-прежнему блокируют дороги.

Батальон "Тирас-Тегина", который формируется по решению правительства Молдовы из офицеров по добровольному принципу, также не является вооруженным формированием. Он организуется как подразделение гражданской обороны для действий во время стихийных бедствий и катасроф. В случае принятия закона о создании вооруженных сил республики этот батальон может стать основой для развертывания вооруженных сил. Пока батальон укомплектован кадрами всего на треть.

А.Г.: В случае, если республиканский ВС примет закон о вооруженных силах, сможет ли Молдова нести военные расходы?

Н.К.: Мы говорим о народной армии, значит формировать ее надо на деньги народа. Народ выразил свое отношение к созданию своей армии. По предложению депутата Киркэ, работника Министерства финансов республики, начат добровольный сбор средств. За короткое время на счет будущей гвардии поступило более миллиона рублей. Взносы делают даже дети.

А.Г.: Как быстро можно будет создать национальную гвардию в Молдове?

Н.К.: Мы говорим не о национальной, а о республиканской гвардии. В соответсвии с временным положением об организации республиканской гвардии, разработанным комиссией по военным проблемам ВС Молдовы, речь идет о возможности создания добровольных военно-патриотических обществ на всей территории республики - будь то регионы компактного проживания гагаузов или Кишинев. Вопросами организации этих обществ будет ведать республиканский координационный комитет.

А.Г.: Как Вы оцениваете прошедшую кампанию по введению чрезвычайного положения в районах компактного проживания гагаузского населения? Оправдано ли было привлечение отрядов добровольцев?

Н.К.: Задача состоит в том, чтобы помочь премьер-министру создать парламентскую республику, основанную на рыночной экономике и многопартийной системе. Чтобы стабилизировать ситуацию нужна сильная государственная власть.

Добровольцы выполнили поставленную перед ними задачу. Они блокировали дороги. Они не пустили военную технику Советской Армии. Но главное достижение добровольческого движения - созданы предпосылки для решения межнациональных конфликтов политическими методами, так как удалось изменить баланс сил в пользу официального правительства Молдовы.

* * *

...На левом берегу, в Дубоссарах, где жители, забаррикадировавшись, также ожидали наступления молдавских добровольцев "изменение баланса сил" проявилось в полной мере. 2 ноября представители молдавской милиции, получившие задание восстановить там порядок, открыли огонь при попытке проникнуть в город. Трое жителей Дубоссар были убиты, 16 человек получили огнестрельные ранения. 8 ноября в беседе с посетившими город депутатами Верховного Совета России хирург единственной городской больницы Александр Нырков так охарактеризовал глубину шока, в котором пребывают жители, по-прежнему ожидающие нападения с правого берега: "Обычно мы принимаем роды 3-4 раза в сутки. Начиная со 2-го ноября ни одной роженицы не поступало. Это удивительно! Ведь роды - биологический процесс, который остановить невозможно".


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #2
История этих дней.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/2/glebova.htm