Век ХХ и мир, 1991, #2.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."

НУЖНА ЛИ РОССИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ? Павел Фельгенгауэр, биолог, г. Москва
СТАНЬ СИЛЬНЕЙ ТВОЕГО ВРАГА Н.Лукин, г. Москва
СОПРОТИВЛЕНИЕ НАСИЛИЮ Николай Штромберг, Дмитрий Мадигожин, Мурат Юлдашев, Владимир Яковлев, Игорь Чанышев, Александр Гольдберг, Ассоциация "Сопротивление насилию", г. Алма-Ата-82
КОМУ СВОБОДУ Марк Ткачук, аспирант, г. Кишинев

НУЖНА ЛИ РОССИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

Взаимоотношения между Властью и интеллигенцией в России всегда напоминали неудачный брачный союз, где много страстей, но по большей части дурного свойства.

Власть всегда действовала (и действует) с обычной мужской бесцеремонностью - когда нужда в партнере становится особенно нестеримой (нужна, например, новая бомба, или проект очередных реформ), необходимую степень сотрудничества покупали (и покупают) грубой лестью и ценными подарками - дачи, привилегии, оклады, звания, и пр. Когда желаемое получено, то в приступе обычной посткопуляционной брезгливости постыдную дуру часто отсылали, и нередно - в ГУЛАГ. И чем чаще она (интеллигенция) давала стране новые машины, теории, формулы, симфонии и самолеты, тем менее власти ее уважали. Зато от связей с иноземными властями берегли сурово, и за измену карали с особенной жестокостью.

Естественная реакция любого нормального интеллигента всегда состояла в беспощадной критике нелепых, гнусных действий властей вообще и органов в частности. Гневные и горькие речи произносились, по большей части, на кухне, за стаканом чая или водки, в узком кругу крепостных интеллектуалов. Лишь немногие решались открыто нарушить обет всеобщего молчания и лишиться тем самым пусть убогого, но все же привычного и уютного благополучия. Тогда на тех же кухнях писались бумаги, горячее слово обретало плоть, а в темных дурнопахнущих углах и закоулказ уже шептались неясные фируры - предвестники неизбежной кары. Но чисто женская вера в то, что "что он поймет, как я была права, покается, я его прощу, и мы будем снова вместе, но все будет по-другому" - никогда до конца не умирала в сердце даже самых отчаянных диссидентов. Отсюда бесконечные Послания Правителям, Обращения, Меморандумы и т.п. И это - лучшие. Что же говорить об остальных.

В результате всего сформировалось удивительное существо: советский интеллигент - циничный, и в то же время совершенно непрактичный бессеребреник (босяк), склонный к пространным рассуждениям на моральные и прочие темы, но, в глубине души, твердо уверенный в убеждающей силе кнута и "железной руки". Объективно, никто ни в чем не виноват, и, надо иметь в виду, что отнюдь не каждый интеллигент в стране может быть определен как "советский". Однако, ответ на вопрос: "Нужна ли России такая интеллигенция?" - оказывается не столь очевидным, как казалось с первого взгляда.

Нельзя к тому же забывать, что во всякой семейной сваре неизбежно присутствует третья сторона - дети, то есть "народ", который с огромным вниманием, но без понимания сути происходящего, вслушивается в потоки взаимных оскорблений и обид. Каждая из сторон пытается, по мере возможности, перетянуть "народ" на свою сторону, стать наставником и руководителем, убедить доступными для понимания словесными и смысловыми клише в собственной правоте и в преступных намерениях оппонента. Временами это кое-кому удается, и тогда получается либо погром, либо революция...

Теперь крепостных работников должны сменить социально независимые наемные служащие. Советские или, лучше сказать, бывшие советские интеллектуалы должны получить возможность совершенно свободно наниматься на службу в любых странах, где в их услугах кто-то нуждается, а наши отечественные власти должны получить возможность использовать (и оплачивать) интеллектуальные услуги западных специалистов. Равная оплата за равный труд и здоровая конкуренция обеспечит обществу наилучшие результаты, а некоторая материальная независимость превратит болезненную интимную связь Власти и интеллигенцией в менее эмоцианальное, но более плодотворное партнерство.

"Утечка мозгов", которая может случиться, если границы действительно откроют - это не беда, а великое благо. Только совместив печальный опыт с условиями западной жизни, отечественная интеллигенция, хоть до некоторой степени, от бездеятельного цинизма, от слепой веры в силу, от постоянного стремления образовывать (даже в естественных науках!) мафиозные семейства и кланы. Общество только выиграет, если благодаря западным заработкам социальный престиж кандидата наук окажется выше, чем у рэкетира или проститутки - приток умных и деятельных молодых людей в интеллектуальные сферы деятельности быстро восполнит все возможные потери от "утечки".

Без интеллектуалов Россия не останется, а вот интеллигенция в ее прежнем значении исчезнет, когда исчезнет ее вечный партнер-противник - всепроникающая, всенаправляющая авторитарно-тоталитарная власть.

Тысячелетнее противостояние деспотизму, начатое Словом Даниила Заточника, если не совсем закончится, то, во всяком случае, потеряет композиционную стройность.

Жалко, но честно говоря, - Слава Богу.

Павел Фельгенгауэр,
биолог,
г. Москва


СТАНЬ СИЛЬНЕЙ ТВОЕГО ВРАГА

Некоторые публикации "Века" вызывают удивление. Их авторы потеряли чувство реальности. Они то поднимаются в заоблачные высоты философии, то углубляются в психологический анализ. Занятие это приятное, даже высокоинтеллектуальное, но мало связанное с нелегкой действительностью. Оглянитесь вокруг себя! В стране идет политическая борьба, которая определит ее будущее по меньшей мере на целое столетие.

Ведущий борьбу обязан подчиняться ее законам. Иначе - поражение. В случае торжества враждебных демократии сил многие интеллектуалы не успеют даже добраться до Шереметьева-2. Но не о них речь. Думать надо о миллионах, будущее которых зависит от исхода идущей здесь и сейчас схватки, за право читать, мыслить и говорить свободно, за элементарную сытость. Они думают о судьбах своих детей и не хотят, чтобы их страна превратилась в объект нового эксперимента, поучительного для человечества.

У нас до сих пор нет ни уважения к личности и собственности, ни частного мелкого бизнеса, ни фермерства, ни простого полицейского порядка. Миллионы наших сограждан живут в выдуманном мире, являются полудетьми-полузверьми. Между тем, многие авторы вашего журнала пишут так, как будто они живут в Лондоне, Париже или Стокгольме. Но мы находимся в других географических и историко-культурных координатах. К сожалению, между цивилизованными странами и нашим Отечеством - пропасть. На это и делают ставку "необольшевики" и "почвенники". И те, и другие вполне могут победить. Не время для "игры в бисер".

Побеждают не склонные к самокопанию и самобичеванию, а уверенные в себе и своей правоте. Судьба демократии определяется силой и твердостью политического Центра. Все страны Запада остаются демократическими лишь потому, что центр сильнее левых и правых экстремистов вместе взятых. Задача интеллектуалов сегодня - создавать идеологию демократического центризма на основах свободы, рынка и парламентаризма. Нашей интеллигенции нужны не колебания, а сила и самоуважение.

Н. Лукин,
г. Москва


СОПРОТИВЛЕНИЕ НАСИЛИЮ

Ассоциация "Сопротивление насилию" является независимым пацифистским движением за установление мира и доверия между странами и гражданского мира внутри страны. Ассоциация не принимает участия в борьбе за власть (не выдвигает кандидатов на выборах в государственные органы). Целью нашего движения является изменение сознания людей в сторону миролюбивого отношения к иным человеческим сообществам - народам, нациям, социальным группам; развитие контактов и сотрудничества между людьми разных стран; разрушение барьеров тоталитаризма, препятствующих таким контактам; развитие правозащитного движения. Для достижения поставленных целей мы считаем приемлемыми методы агитации и пропаганды, и в случае необходимости, гражданского неповиновения. По нашему мнению, такая необходимость уже существует; мы призываем всех людей, разделяющих наши взгляды, выступить, в частности, против института прописки и обязательной воинской повинности. Любую же акцию, нарушающую права человека, даже возведенную в ранг закона, мы рассматриваем как преступление против человеческой сущности. Мы требуем признания принципа ненасилия от всех политических сил, и в первую очередь, от государства.

В качестве основы для человеческого образа жизни мы принимаем такое правовое пространство, в котором:

1. Безусловно соблюдаются положения Всеобщей Декларации Прав Человека;

2. Законодательная система построена так, что уголовно-наказуемыми могут являться только действия, непосредственным образом нарушающие права других людей;

3. Отменена смертная казнь;

4. Нет принудительного обучения военному делу;

5. Всем обеспечено беспрепятственное перемещение внутри страны и выезд за ее пределы.

Для обеспечения гарантии мира и установления доверия мы считаем необходимым развитие по пути к обществу, интегрированному на основе федерализма, то есть союза государств, национальных сообществ и других формирований. При этом только соблюдение прав каждого человека и их верховенство над любыми формами коллективных прав позволяет надеяться на мирное и ненасильственное развитие.

Николай Штромберг,
Дмитрий Мадигожин,
Мурат Юлдашев,
Владимир Яковлев,
Игорь Чанышев,
Александр Гольдберг,
Ассоциация "Сопротивление насилию".
48082 Алма-Ата-82,
ул. Ленина 16-39,
тел. 670289


КОМУ СВОБОДУ?

Нам кажется, что старый мир рушится только для того, чтобы утвердился новый идеал. Но слишком многие предъявляют к прошлому подобные претензии. Среди тех, кто числит себя в оппозиции к ушедшим десятилетиям, и "Память", и коммунисты-марксисты, и народные фронты, и эсдеки, и либералы, и сама КПСС. И все, почти все, - "за свободу, рынок и демократию". Каждый утверждает себя, низвергая врага в прошлом и преследуя его наследников в настоящем.

В этой обстановке пока неясно, каким же окажется пресловутое соотношение между целью и средствами, иерархия таких ценностей, как индивидуальная свобода, рынок, демократия, национально-государственный суверенитет, единое и неделимое государство. Выбор еще не ясен самим представителям политических общественных движений. Но рано или поздно он должен быть сделан.

В наиболее активных в политическом отношении областях Союза он уже осуществляется, причем не в пользу демократии, хотя и под демократическими лозунгами.

Речь идет о развале империи. Русские демократы видят в национальных движениях черты "освободительных", разрушающих Союз, ведущих к разгосударствлению, к дебюрократизации. Империя рушится, но одновременно в отдельных ее регионах государство возводится в разряд антимифа, в воплощение местных национальных чаяний. Одряхлевшее, исчерпавшее на почве Союза все источники дальнейшего развития, государство обретет новую силу в виде государств национальных. На смену идее единой державы приходит идея национального суверенитета, призывающая воплотить единство нации и территории, национального государства и экономической эффективности. По сути, эта добуржуазная идея, соединяясь с комплексом национальной неполноценности, окрашивается в коричневый цвет.

Империя рушится. Но похоже на смену большой империи приходят маленькие деспотии со своими большими шовинизмами, органами насилия над инакомыслящими и инакоговорящими. Эскалация гонки вооружения в Закавказье, национальные приоритеты прибалтийских движений, введение политической полиции в Молдове - подтверждение тому. Чтобы быть империей зла, необязательно занимать шестую часть суши - можно быть и мелкой хунтой.

Пример с национальными движениями наглядно демонстрирует не только то, как под сенью мифа о политическом и экономическом плюрализме торжествует политоталитаризм, но и то, что такому торжеству содействуют сами демократы, закрывающие глаза на антидемократические тенденции только потому, что национальные движения облегчают борьбу с так называемой Системой.

История власти уже насчитывает тысячелетия. Борьба с ней шла по ее же правилам. Государство рождало только государство, а насилие только насилие, а власть - только власть. Борьба за свободу всегда оборачивалась борьбой за "трон" именно потому, что катастрофическое отчуждение власти от тех, над кем она осуществляется, заставляло видеть выход в ее присвоении.

Но есть иная стезя - не путь государства, наций или классов, а путь личностей. Он видится в присвоении не власти, а мира, уступленного ею. Если же этого мира. оказывается слишком мало, а власти слишком много, то наступление на власть должно продолжаться бесконечно! Форма наступления может быть индивидуальной, групповой, но она не должна вбирать в себя зачатки насилия, жестокой иерархии подчинения. Ныне наиболее четко эта стратегия формулируется в концепциях анархизма, решительно выходящего на авансцену переломного периода.

Нынешний анархизм возникает в достаточно непривычной форме. Прежде всего он порывает с утопией и превращается из политического течения в этику отрицания власти как субъекта освобождения. И хотя советские анархисты часто называют себя организацией политической, отрицание ориентации на захват власти делает их движение не политическим, а антиполитическим, сближающимся с новыми альтернативными движениями современности.

Анархизм как антиполитика и как этика повседневного утверждения свободы - один из эффективных путей сопротивления власти и выработки определенного иммунитета к ее воздействию. Например, молодежные бунты конца 60-х годов, прошедшие под непосредственным интеллектуальным влиянием анархических теорий неинтегрирования в систему, выпестовали такой тип западного обывателя, которому уже не страшны сюрпризы власти. И последней приходится считаться с обывателем такого рода. Поэтому революция для анархистов - это не политическая революция, а революция ценностей, среди которых наивысшими являются ценности человеческой жизни и свободы личности. Ни родина, ни государство, ни нация, ни экономическая эффективность не должна быть мерилом этих ценностей. Одно воспоминание о той крови, которой заплачено за перестройку, убеждает в том, что эти ценности находятся в непосредственной опасности и отстаивание их актуально, как и прежде.

Настоящее анархии скромно. Перспективы ее туманны. Но пока она оказывается единственным средством осознания близости свободы. Обращение перспективы освобождения из завтрашнего дня в настоящее, быть может, создаст традицию, которая, наконец, разрушит непрерывную цепь мифов о хорошей власти и сосредоточит поиски свободы в кратких границах единственной и неповторимой человеческой жизни.

Марк Ткачук,
аспирант,
г. Кишинев


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #2
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/2/post.htm