Век ХХ и мир, 1991, #2.WinUnixMacDosсодержание


Слово за читателем

ДИАГНОЗ... И.Онищенко, г. Киев
РЕЦЕПТ... И.Гарин
...НАЧАЛО Валентин Багинский, г. Киев

ДИАГНОЗ...

Главный вопрос, на который пытается ответить вся русская мысль, очень прост: что с нами произошло и почему? Как объяснить деградацию всех сторон нашей жизни, нищету самой богатой страны, духовное и культурное вырождение, тотальную деморализацию общества, социальную прострацию, неспособность выйти из кризиса? И все множество современных ответов на этот вопрос сводится к ужасающе простому: "бес попутал!". - Бесы Достоевского, грядущий хам Мережковского, красные бесы большевизма, бес-Ленин, бес-Сталин, мелкие бесы брежневы и черненко, коварные бесы внутренних врагов, внешнего окружения, "малого народа" и т.д., и т.п...

Эта одержимость бесами, попутавшими Россию, навевает мысль о национальном русском иммунодефиците по отношению к заразным идеям и их носителям. Почему поверхностная, второразрядная философия одной из ветвей неогегельянства заразила именно нас, поразив в других странах лишь горстку экстремистов и фанатиков? Почему в стране затянувшегося рабства идеи национального мессианства были столь заразными, что даже великий Достоевский твердил и твердил, что: "Константинополь должен быть наш"? Почему нация и ее интеллигенция остались глухими к предостережениям великих мудрецов - от Чаадаева и Гоголя до Бердяева и Федотова? Почему сегодня, еще не выздоровев от коммунизма, столь многие - до академиков и писателей включительно - уже поражены вирусом шовинизма?

Мания преследования (всюду враги!), мания величия (народ-богоносец!), некрофилия, буйность, истеричность, насильственность, беспощадность всегда были клиническими признаками. Ошибочные идеи и людоеды-вожди ничего не объясняют: идеи не мучают и не стреляют, и даже буйный тиран не в состоянии собственноручно уничтожать миллионы, - нет, здесь требуются совместные усилия! Даже ядерными катастрофами в уральском регионе не объяснить взрыва насилия - в Хиросиме и Нагасаки его почему-то не наблюдалось. Значит, причина спрятана в чем-то другом.

В.Войнович спрашивает: если существует маньяки, беспричинно уничтожающие себе подобных, так почему не существовать маниакальным народам? Конечно, это тоже упрощение. Но вот в чем В.Войнович прав, так это в том, что эпидемия начинается, когда количество вирусов превышает критическое значение.

А у нас действительно плохая наследственность и слабый иммунитет: сегодня даже хуже, чем вчера. Так что вероятность излечения гораздо ниже вероятности возвратной и еще худшей эпидемии.

Разгул насилия, наплевательское отношение к врачам и к диагнозу, неискоренимый экстремизм, синдром молчания ведомого на бойню стада - страшные тому свидетельства...

И.Онищенко,
г. Киев


РЕЦЕПТ...

Диагноз социального туберкулеза, или социального инсульта, или социального рака - как вам больше по душе - поставлен задолго до описания симптомов и даже до появления самого вируса заболевания. И поставлен не каким-либо гениальным доктором, а всей совокупной человеческой культурой, ибо во все времена были "реакционеры", предостерегавшие простодушных от совращения влетающими в рот жареными рябчиками. Благими намерениями устлана дорога в ад, предостерегали первые христиане. Прометей опасен для человека, твердили Протагор, Сократ, Платон и Лукиан, как в более поздние времена Кальдерон, Гете, Леопарди и Уайльд. Вожделеющая мысль к телам безжизненным стремится, - твердили Донн, Драйден и стоящий на их плечах Элиот. Дайте человеку что охранять и вы увидите, что он будет тоже консервативен. Неконсервативен он потому, что нечего охранять, - заключал Достоевский.

А вот что по этому поводу писал Герцен: "Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущею, неизвестною нам революцией."

Вот ведь как: пока революционеры уравновешивали грядущее светлое будущее миллионами жертв, "реакционеры" призывали к долгой, долгой работе, к формированию европейски образованных специалистов, а не бесчисленных идеологов, не обремененных совестью. Вся российская культура была одним сплошным предостережением...

Вся человеческая культура - от Платона, Плотина и бл. Августина до Герцена, Достоевского и Бердяева - была сплошным предупреждением об опасности появления НАС.

И что теперь?

Альтернатива ясна: дальше - или изгнание бесов или смерть после агонии, последней кровавой пляски упырей. Но что значит смерть для огромной страны? О, ликов смерти - огромное множество, мы даже не подозреваем, насколько она многообразна: от прыжка в первобытность до торжества еще худших бесов, уже не красного, а иного, например, коричневого цвета. Бедная, несчастная страна: после коммунизма ей не хватает только фашизма...

Единственное, чего она не знает, - что еще одного бесовства ей уже не выдержать, что после фашизма Россию ожидает уже не метафизическая смерть, не экономический коллапс, а самое настоящее физическое вырождение. В конце концов, история человечества изобильна, ее ничем не удивишь - даже массовой идиотией. Мы уже сегодня сталкиваемся не просто с обычным постимперским упадком, а с реальностью физической деградации, которая вполне может прийти в "патриотической" упаковке.

Итак, альтернатива ясна: выздоровление или смерь. А выздоровление значит почти невозможное - отказ от национального мессианства, от классовой идеологии, от утопических химер. Выздоровление означает отказ от всех завлекательных упаковок нового бесовства - всех видов избранничества и "передовизны", от ура-патриотизма, от синдрома осчастливливания, от всеобщего равенства гениев и идиотов, от бесконечного перераспределения чужого, от спущенной сверху свободы. Выздоровление значит: покаяние, искоренение холопства, отказ от доктрины вражеского окружения и внутренних врагов. Выздоровление значит вековой труд. Упорное и длительное пестование личности, переход от бреда к современной цивилизации, медленное, но неуклонное вхождение в семью европейцев, отказ от поучений и желание научиться.

Вот, собственно, и все. Последний прыжок в пропасть - либо постоянный труд.

...Оцените свои шансы сами.

И.Гарин


...НАЧАЛО

Сегодня, "как никогда", (извините за клише!) обществу нужны положительные, позитивные общественные знания. Положительное знание - знание, на которое можно опереться в реальной жизни, которое делает жизнь по-настоящему положительной, которое действительно позитивно (в отличие от негатива) и содержит в себе адекватную картину нашей жизни, наших связей, наших лиц...

У нас неслыханный опыт, однако отсутствует опыт осмысления опыта, и - это одна из трагических наших потерь. А в силу того, что опыт последних десятилетий был по преимуществу разрушительным, то и обладание им бесмысленно, бессодержательно, практически бесполезно. (В исторической жизни, к сожалению, навыки разрушения не требуют для овладения ими обязательной историко-генетической связи и поддержки. Позитивный же опыт, как и позитивное знание, нуждаются в постоянстве, устойчивости, традиции, - и только на основании их способны к обогащению.)

Наш опыт - опыт "критической критики" - прерогатива философского мышления, - который мы распространили сначала на политику, а затем на все общество. Эсхатологическая сторона русского духа сомкнулась, слилась в революционной практике с "критической критикой" и привела к безвозвратному решению: последнему, решительному бою, в котором погибают все и вся.

Мы - в Начале... И Начало само по себе есть уже ступень положительного опыта, и именно из него нам следует исходить в первую очередь сегодня. Поняв это, можно успешней решать практические проблемы.

Исходить из Начала, нашего положительного начала, рождающегося вместе с нами и нашим опытом, - единственное, что мы можем сегодня, если мы хотим продлить себя, жизнь, Мир.

Валентин Багинский,
г. Киев


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #2
Слово за читателем?
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/2/slovo.htm