Век ХХ и мир, 1991, #3.WinUnixMacDosсодержание


Полемика сквозь конверт

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ ПО-БУЛГАРСКИ! Олександр Кокряцкий (Ответ на письмо Андрея Мальцева. "Демократический нацизм?", # 5/90)
РУССКИЕ В КИРГИЗИИ Александр Андреев, г. Бишкек

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ ПО-БУЛГАРСКИ!

Мне как человеку русскому, нетрудно понять Вашу тревогу. Действительно, жизнь русскоязычного населения в национальных окраинах СССР становится все опаснее. Но не кажется ли Вам, что опасность эту мы сами же и создали, и своими действиями увеличиваем? Вот и письмо Ваше, опубликованное в журнале "Век XX и мир", едва ли поднимет Ваш авторитет среди коренного населения Булгарии (если я не ошибаюсь, Казань является столицей исторической территории Булгарского ханства). Ведь ему, этому самому коренному населению, трудно понять, почему Вы лишаете его права на государственный суверенитет и рассматриваете не иначе, как некую национальную группу в рамках Российской Федерации.

Вы утверждаете, что "любой общественной группе в любом регионе страны должна быть предоставлена возможность развивать любую национальную культуру...". Я с Вами согласен. Да вот только кто именно обязан предоставлять эту возможность? Мы, русские? А не слишком ли много мы на себя берем? Явились без спросу в чужие земли, потеснили хозяев, вывели из употребления их язык, культуру, традиции, а теперь "права качать" изволим. И государственный язык нам подавай только русский, и национальную гордость нашу ущемлять не смей. Вы уж как хотите, но по моему разумению, - это великодержавное нахальство.

Попробуйте, если сможете, взглянуть на вещи трезво, отбросив на время стереотипы интернационализма. Практически все государства, возникшие после распада российской империи, кроме Финляндии и Польши, были захвачены Красной армией. К примеру - достоверно известно, что законное правительство Украины, Центральная Рада (Центральный Совет), трижды обращалось к В. Ульянову с предложением заключить союзный договор, но невзирая на это было разогнано нашей "несокрушимой и легендарной". Вот и попробуйте после этого "положить конец отождествлению Союза с российской империей". Едва ли у Вас получится что-либо путное, за исключением кровавой межнациональной бойни.

Хотите Вы этого или нет, но Священная Советская империя вступила в период национально-освободительной борьбы. Ее народы давно устали не только от своеволия государственных монополий, но и от великого интернационального хамства. Их уже не устраивает некая искусственная культура мифического "советского народа", граничащая с абсолютным бескультурьем, они хотят иметь собственную культуру, национальную. И чем больше препятствий они встретят на пути возрождения этой культры, тем больше озлобятся.

Ведь вопреки Вашему мнению, культуры вообще не существует. Она обязательно имеет название, происхождение, историю развития и, наконец, функциональные элементы. Каждая культура не только регламентирует межличностные отношения, но и регулирует взаимоотношения нации с природой региона обитания. Убедиться в этом несложно, простейший анализ доказывает, что глубина экологического кризиса всегда прямопропорциональна степени утраты национальной культуры. Так что, прежде чем рыдать над умирающей Волгой, подумайте - а не наша ли культура убивает ее?

Ведь именно русская культура убила степи Бурятии и богатейшие пастбища Якутии, убила Арал и поставила на грань исчезновения многие народы. Мы кажемся себе такими добрыми и гуманными, а на деле вторгаемся в чужой дом со своим "аршином"; забывая, что у населения этого дома могут быть свои мерки и критерии. К примеру - буряты веками носили обувь с загнутыми носками, опасаясь нанести рану земле матушке. Из многовековая национальная культура закрепила бережное отношение к земле, а мы к ним в гости со своим, россейским плугом... А того и не заметили, что для восстановления растительного покрова в степях Бурятии требуются годы. Вот и получили - ни зерна, ни мяса, да и сами буряты практически исчезли.

Так что, прежде чем биться в истерике по поводу национальной государственности, попробывали бы лучше помочь коренному населению. Ей Богу, толку было бы больше. И поверьте - если Вы выучите национальный язык, от Вас не убудет, а большего от Вас никто не требует. Не следует прикрывать собственную лень ссылками на то, что русские составляют две трети населения Булгарии, которую Вы почему-то называете Татарией. Пора бы уже научится уважать народ, на земле которого Вы живете, не на словах, а на деле.

С уважением
украинский националист
русского происхождения
Олександр Кокряцкий


РУССКИЕ В КИРГИЗИИ

Мы, русские, живем сейчас в Киргизии, как на кипящем вулкане. Горбачев, занятый международными делами (их устройство, вероятно, тоже очень нужно), напрочь забыл прорусских, живущих за пределами России. Говорят, такова политика. Что ж это за политика, скажите, пожалуйста?

Существует ли российская политика в Киргизии?

Политика - это когда торгуются, когда после трудных переговоров либо идут на взаимные уступки, либо настаивают на своем.

Политика - это когда не ущемляются права гигантских масс населения, например 30 миллионов русских, живущих за пределами России. Политика - это когда понимают, что и у нас есть свой Запад и Восток, Север и Юг и то, что хорошо для Прибалтики, не годится в Средней Азии.

Сначала русские в Киргизии надеялись, что за них постоит Горбачев, потом видя, что ему с разоружением некогда, обратили взоры на Ельцина. Думали, что хотя бы этот последний нас не забудет. А в реальности что? На съезде Чингиз Айтматов зачитывает проект о государственном языке СССР и вместо единого государственного языка на всей территории стыдливо предлагает официальный статус для русского языка по всему Союзу и в республиках, - с "хлебосольным" допущением говорить и мыслить русскоязычным национальным меньшинствам на своем официальном языке.

Кто предостерег от грубой ошибки - объявить 1/3 населения национальным меньшинством на своей территории? Это русские-то национальное меньшинство? Единожды принятое неправильное решение теперь живет своей жизнью, т. е. обладает презумпцией неприкосновенности. Теперешний президент Киргизии Акаев даже и не помышляет об изменении закона о государственном киргизском языке. Закон, говорит, принят - будем его исполнять. А это значит, что через 9 лет все население должно заговорить по-киргизски. А если "меньшинства" не захотят, им же хуже будет.

И уж куда хуже! Лет пятнадцать как русские забыли, что такое поступать в фрунзенские вузы (университет, политехнический, медицинский и т. д.). Лет десять уже как на всех ключевых административных должностях находятся только лица киргизской национальности. Русских и русскоязычных, тех, которые божей милостью специалисты, давно перевели в заместители.

Русское население отреагировало на закон о единственном государственном языке естественным образом, - начало уезжать в Россию. Первыми тронулись молодые высококвалифицированные специалисты. Если миграция превысит все пределы, то Союзу в будущем вновь предстоят значительные цивилизаторские усилия в этом регионе.

Поднимать-то этих "бедуинов Тянь-Шаня" из экономической пропасти все равно Союзу придется, если только он думает сохранить Среднеазиатский регион в сфере своего влияния. Если отсюда выдавят русскоязычное население, а закон о языке это делает очень успешно, то придется за деньги центрального правительства нанимать сюда иностранных специалистов.

Россия, на взгляд русских, которые здесь живут, пока ни морально, ни материально не готова принять огромное количество мигрантов. Безответственное приглашение всех русских вернуться в Россию привело к тому, что президент Киргизии теперь ссылается на него: раз Ельцин приглашает, что я сделаю? Езжайте к себе. У вас так много земли, а у нас только 2 гектара на человека; а без русских станет 3 гектара!

Может быть, вы скажете, что у меня имперское мышление, что при теперешнем положении логичнее всего разбежаться, а потом снова соединиться в Союз кто захочет. Но среднеазиатские республики как раз-то и хотят вступить в Союз!

Казахстан заключил Союзный договор с Россией. За спиной 6,5 миллионов русских, проживающих там, Ельцин, на которого -надеялся русский народ на периферии, даже не пытается договориться (поторговаться!) о статусе русского языка в Казахстане, легкомысленно соглашаясь на все условия Назарбаева. Разве такое можно считать нормальной политикой для России? Ведь это-то и есть самое настоящее имперское мышление! В чьем это высокопоставленном мозгу возникла идея, будто русские в республиках мечтают вернуться на свою "исконную Родину"? Такие как я, мигранты в первом поколении, еще подумывают о таком шаге и уезжают. А массы коренного русского населения, у которых в Киргизии родилось и выросло 2-3 поколения предков?

Это их Родина, другой они не знают. Для них такое переселение равноценно геноциду сталинских переселений. Коренных русских в Киргизии насчитывается около 500 тысяч человек. Большинство из них не хотело бы уезжать со своей Родины. Они сделают это только при угрозе физической смерти. Но и духовной смерти, которая надвигается в результате функционирования в республике только одного государственного языка - киргизского, - им тоже не хочется.

Проблемы русских в Киргизии - это киргизские проблемы

Два столетия киргизское население не создавало своей особой национальной социально-экономической структуры, а подстраивалось к той структуре, которую создавало приезжее русскоязычное население. Подстраивание это носило своеобразный характер, суть которого заключена в раздвоении национальной психологии народа. То, что связано со скотоводством, животноводством - это наше, это освящено веками, это надежно. То, что предлагают русские - это не совсем понятно, это химерно, не наше, а значит и не очень надежно.

Неприятие чужого коснулось, не в последнюю очередь, технологической культуры. Это умение обращаться с техникой, металлом, камнем, лесоматериалами, землей и т.д. Попытки прийти к этой культуре только через просвещение, через школу, учебники реального эффекта вхождения в технокультуру не дают, т.к. здесь перескакивается этап непосредственной передачи навыков из рук в руки, из поколения в поколение. Но и там, где такая передача технокультуры осуществляется - главным образом в местах совместного проживания в сельской местности - необходимо поддержание такой культуры через длительный контакт с ее носителями. На промышленном производстве также необходима длительная совместная работа. Там, где этот контакт есть, там и обеспечено надежное вхождение в чуждую технокультуру, которая постепенно может стать своей.

Каков срок вхождения в чужую технокультуру, идентификации себя с ней? При доброй воле и благом пожелании к этому надо несколько десятков лет, не менее 2-3-х поколений. Киргизы в своей теперешней национальной эйфории ориентируются на Сингапур, Южную Корею, Японию. Это заблуждение. Глубоко заблуждается и президент Акаев. Готовность к индустриальному труду тех же корейцев несравнимо выше, чем полукочевых, еще недавно, киргизов и казахов. Корейцы, японцы, сингапурцы прошли тысячелетнюю школу высокотехнологичного сельскохозяйственного труда на своих небольших наделах земли. Они достигли уровня технологий выращивания сельскохозяйственных культур, сопоставимого с промышленным еще много столетий назад.

Сейчас среди киргизского населения широко распространен технологический романтизм, который сопровождает эйфория видимости овладения технокультурой приезжего русскоязычного населения. На бытовом уровне это отражается в разговорах, где присутствует лейтмотив, что теперь учиться у русских нечему. Эйфория подпитывается и экстремизмом со стороны и недоквалифицированных рабочих, которых становится все больше чем в 60-х годах, и недоквалифицированных инженеров. Это волна характерна своеобразным технологическим нигилизмом, суть которого - в отрицании индустриальной технологии русскоязычного населения, базирующейся на технологиях обработки металла (главным образом резание), пластмасс, сборки и ремонта техники. Теперешним киргизским мечтателям кажется, что можно перескочить через этот устаревший этап развития технологии и перейти - сразу - к автоматике, робототехнике, современной электронике. Им кажется, что современная технология сокращает или совсем исключает этап "русскоязычного" овладения технокультурой, приближая это овладение к курсу обучения в ВУЗе. Теперешнюю эйфорию во многом разделяет и сам президент республики, несмотря на то, что получил европейское образование в Ленинграде, где сам прожил 17 лет.

Среди киргизских специалистов весьма распространен "синдром старика Хоттабыча", который мог конструировать приблизительно похожие, однако бездействующие, телефоны и самолеты, поразительно похожие на те, что летают. Чем обернется эта приблизительность подхода при конструировании робототехники и электроники по корейской или японской технологии, затрудняюсь предсказать...

Есть хорошая поговорка: "скупой платит дважды". Национальный эгоизм и этническая "жадность", приведшая к принятию только одного государственного языка, кроме того, что сильно обеднят культуру киргизского народа (ведь сейчас здесь живут полиглоты, владеющие, как минимум, двумя языками и купающиеся в двух культурных потоках), будут служить постоянному разорению республиканской казны. Не думаю, чтобы центральное правительство бесконечно долго платило иностранным специалистам, которые понадобятся Киргизии, в числе сотен тысяч, как в Кувейте. Республике самой придется ввозить этих специалистов и содержать для них переводчиков. Только чем платить за все это, где брать валюту? Ведь Киргизия не плавает на нефтяной подушке.

Есть гораздо более дешевый путь решения языковой проблемы и сохранения русскоязычного населения. Для этого надо принять в республике второй государственный язык - русский, а в школах ввести обучение по типу лицея, для начала на двух языках: киргизском и русском для русских и киргизских школ без разницы. И без всякого процента предметов на том и другом языке. А диктат одного государственного языка - это насилие, а не взаимопонимание культур. Не тешить национальное самолюбие, унижая бывшего "старшего брата", а развиваться вместе - вот достойная задача для первого в истории киргизского народа президента. Тощий слой технокультуры, созданный в республике с помощью русскоязычного населения, так же уязвим как и озоновый слой в стратосфере. Не мешало бы уяснить это для себя и новой правящей элите в республике. Последствия его разрушения гибельны и для них.

Александр Андреев
политолог,
г. Бишкек


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #3
Полемика сквозь конверт.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/3/polem.htm