Век ХХ и мир, 1991, #3.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."

ПОСЛЕ БОЙНИ Георгий Ефремов, г. Вильнюс
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК СРЕДИ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ Виктор Кудрин, г. Москва
НЕ ВЕРЬТЕ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ Надежда Чернякова, г. Москва
ТРАГЕДИЯ МАСШТАБА Камила Шаврина, г. Москва

ПОСЛЕ БОЙНИ

Когда ни сила не берет,
Ни дара благодать, -
Измором взять такой народ?
Гранит - измором взять!
М. Цветаева

Пробил скорбный час - и нужно позабыть обиды, счеты, житейские досады. Все это - неразличимая малость, когда пролилась невинная кровь. Позабыть вражду - и вспомнить, как мы перед другими виноваты. И не судить, а постараться понять, что же произошло в Литве 11 - 13 января 1991 года?

Мне кажется, что это - мятеж. Может быть, сейчас еще рано утверждать, кто именно его главные зачинщики и участники. Обозленные до невменяемости фанатики, именующие себя коммунистами и присвоившие себе право распоряжаться в стране, где они составляют абсолютное меньшинство? Нелучшая часть армии, позабывшая гордость и повинующаяся жалкой "общественной организации"? Наконец, руководители огромного государства, опустившиеся до кровавых игр и вечно прячущиеся за чужие спины? Кто бы ни были - они мятежники, пошедшие против совести и закона.

Не впервые за эти наши немногие последние годы действует группа трусливых самозванцев (комитет спасения, стоившего сотни раненых и убитых), вызвавших себе на подмогу войска. Приходят на память Сталин, Гитлер или Саддам Хусейн, перед нападением на беззащитных соседей демонстрирующие миру, будто их обидели, уязвили и даже унизили. Но там и тогда - это были чистейшей воды провокации, разыгранные с подставными, переодетыми персонажами. А тут, у нас - это всамделишная организация, которая настаивает на своей правоте. Как теперь быть им и как быть с ними? На этих людях лежит позор и проклятие, которые сами по себе страшнее любой мести. Справедливость не минует их. И мы должны, умерив страстное негодование, понять: они стоят перед крахом, осознать который они сами еше не в силах. Чего добились они? Хотели разобщить и поставить на колени Литву? Литва давно не была так едина духовно и душевно сильна, как сегодня. Это и есть подлинное возмездие клану, ставившему себя превыше человека и человечества. Это и есть победа нравственности над политикой.

А как быть нам? Не упускать ни единой возможности быть и оставаться людьми. Если солдату приказывают стрелять - и не хватает воли открыто воспротивиться приказу, - разве он не может стрелять в воздух? Украина, Армения, Москва и Новосибирск, - если их граждане переполнены болью и состраданием к Литве, - может быть, они в силах помочь лишенной слова республики своими типографиями? Ведь не так давно Литва помогала обрести речь чуть ли не половине Союза... Можем и должны вспомнить, что мы не просто русские, литовцы, военные, сторонники той или другой партии, - а смертные люди, жертвы безжалостной империи, которую мы обязаны убить в себе и тем самым навсегда похоронить. В этом наш долг перед всем миром.

Может быть, именно теперь мы поймем, что этот совместный, прекрасный, изнурительный труд - разрушение общей тюрьмы, - соединяет нас крепче любого союзного договора. И тогда из общего нашего дела родится та Хартия Согласия, главными словами которой будут Совесть, Милосердие и Правда.

Юстинас Марцинкявичюс сказал, а мы запомним:

Правы только гонимые.

Не могу удержаться и - в ночь после бойни - переписываю на этот лист еще одно четверостишие Марины Цветаевой:

Бог! если Ты и сам - такой;
Народ моей любви
Не со святыми упокой -
С живыми оживи!

Георгий Ефремов,
г. Вильнюс,
14 января 1991 года


РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК СРЕДИ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

"Там хорошо, где нас нет", "в гостях хорошо, а дома лучше".

С детства слышу эти поговорки, как только речь заходит об иных странах. В конце ноября - начале декабря истекшего года я впервые побывал за границей (по частному приглашению), в маленьком городке Бубикон, в 25 километрах от Цюриха. Находился я в этом городке довольно мало, так как очень много ездил по стране, но хочу засвидетельствовать:

1. Поговорка не показалась мне справедливой: в Швейцарии лучше, чем дома, более того - сознание необходимости возвращения в СССР отравляет все существование, как это бывает у временно расконвоированного, знающего, что его неизбежно вновь возьмут под стражу.

2. Неверно также представление о европейцах, как о людях, погруженных в материальные интересы и поэтому якобы "лишенных метафизического измерения".

Нигде и ни у кого в Швейцарии я не заметил духа наживы и лихоимства. Можно сказать, что швейцарцы конкурируют друг с другом, но конкурируют в том, чтобы услужить друг другу, сделать ближнему как можно больше добра еще до того, как тот успеет попросить об этом. И все воспринимают эту ситуацию, как совершенно нормальную, хотя для нас это, с непривычки, дико и кажется нереальным. За две недели мне не пришлось встретить ни одного плохого человека. Очевидно, что быть хорошим - это естественное состояние человека, нарушенное у нас дома.

Швейцарцы чисты и простодушны, как дети. При общении с ними вспоминаются два Евангельских изречения: "Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх этого, то от лукавого" (Мф., 5, 38) и "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф., 18, 3).

В швейцарцах, как в детях, действительно не ощущается ни малейшего лукавства. Но работают они, как взрослые люди: на неудобных землях, на скальном грунте ухитряются выращивать урожаи, не только покрывающие потребности своей страны, но и позволяющие экспортировать часть своей сельскохозяйственной продукции. На горах умопомрачительной высоты провели комфортабельные железные дороги, хотя кажется невозможным даже просто забраться туда. И ведь не зэки строили, а просто свободные люди.

Все это есть следствие полутора тысяч лет христианского воспитания: швейцарцы не думают о том, возможно ли сделать что-либо невозможное, а просто делают все, уповая на Бога.

Ни разу в Швейцарии мне не пришлось услышать повышенного или капризного тона, не говоря уже о ругани. Спокойствие и уравновешенность не изменяют швейцарцам ни в каких ситуациях. Они совершенно лишены какой-бы то ни было истеричности или раздражительности.

Конечно, многие наши соотечественники могут воскликнуть: "Нам бы такую жизнь, как у них, - и мы бы тоже не раздражались - но будут неправы: экономическое процветание Швейцарии (и всей Европы) не причина, а следствие человеческого отношения людей друг к другу. Не потому швейцарцы не повышают голос друг на друга, что у них поезда ходят точно по расписанию, и в магазинах все есть, - а все это достигнуто именно потому, что они не повышают голос. Раздражительный человек всегда найдет повод, чтобы разъяриться и сорвать свое зло на ближнем. Пока наши соотечественники не научатся вести себя прилично, наше положение никогда не улучшится: развал экономики ведет к еще большему осатанению, а оно - к еще большему развалу экономики.

Чтобы разорвать этот порочный круг, начнем с того, чтобы не повышать голос на своего ближнего. Конечно, это невероятно трудно, но без признания абсолютной ценности каждой человеческой личности невозможны нормальные деловые отношения, а следовательно, - и нормальная экономика. Именно это признание влечет за собой нормальную жизнь человеческого общества, проявляющуюся и в расцвете экономики. Я думаю, что это - просто христианская этика.

Россия дала за семьдесят лет нашего века быть может больше святых, чем все остальное человечество за все предшествующие века. И основная масса современного населения России отстала в духовном развитии от Европы на три с половиной тысячи лет и не умеет еще жить по заповедям Синайского откровения, данного за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Рассуждать о христианстве сегодня берется у нас едва ли не всякий. В Европе не рассуждают о христианстве, а по-христиански живут.

Виктор Кудрин,
г. Москва


НЕ ВЕРЬТЕ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Вы, конечно, не ответите на это мое письмо и может быть даже не прочтете, ибо мое письмо - это всего лишь мнение народа, которым у нас обычно пренебрегают. Справедливо или нет - не о том речь. Мне органически претит восхищение Горбачевым как якобы личностью, задумавшей глубокое преобразование агонизирующей (экономически) страны.

Не верю я в эту басню! Какие же мы граждане перед лицом Горбачева? Он - монарх, мы рабы, в лучшем случае подданые, и не иначе. Далее. Он явился urbi et orbi, не имея за душой никакой, действительно мощной интеллектуальной концепции трансформации той помойки, которая именуется СССР, в нормальную человеческую страну. Через два года наконец выдал Тезисы к ХIХ партконференции - манифест перестройки а la Горбачев. И что же? Такого идейного убожества со времен хрущевской оттепели мне не приходилось читать. И я была буквально потрясена, что наши "прекрасные умы", перестроечная интеллигенция взахлеб принялась превозносить эти потусторонние и демагогические лозунги. Всем уже отлично известно, что КГБ - трамплин для прыжка Горбачева на верхушку Кремля. Волю к власти именно этого органа, его самую надежную и единственную опору и представляет, и выражает, и защищает как свою собственность Президент СССР Михаил Горбачев.

Кто изображает нашу политическую борьбу как противостояние демократов и консерваторов, тот в лучшем случае заблуждается, в худшем - сознательно дезавуирует истину. Именно потому так легко ассимилируются наши новоизбранные депутаты - либералы в консервативном парламенте и Моссовете, именно потому их обоих (лагерь консерваторов и лагерь демократов-реформаторов) устраивает одна и та же политическая фигура: Горбачев как объединительная сила. И, хотя именно эту-то политическую фигуру совершенно не принимает народ, Горбачеву бояться нечего. Он решительно не рискует потерять свое высокое кресло, ибо либералы даже и кандидатуры-то своей на этот пост не имеют. "Нет альтернативы Горбачеву, и от века не может быть", - эта фраза действует на народ как красная тряпка на разъяренного быка. Лично я предлагаю Корягину или Невзорова - куда больше толку будет, чем от целого десятка Михаилов Горбачевых. Ссылка на то, что "весь мир признал Горбачева", для кого как, я для меня - смехотворна. "Весь мир" никто не уполномачивает решать наши внутригосударстенные проблемы. От их восхищения или невосхищения Горбачевым мне нисколько не жарко и не холодно. Со времени ХIХ партконференции (на которой, кстати сказать, Горбачев вдвоем с Лигачевым безнаказанно издевались над беззащитным перед ними Ельциным), - то есть уже с 1987 года, народ видит в Горбачеве основной тормоз реформ, которых он до сих пор не провел, и нет признаков, что сделает вообще. Ибо его цель - любой ценой, огнем и мечом, сохранить коммунистическую империю зла и, оставаясь ходячим символом перестройки (за которым стоит совсем неперестроечное содержание), остаться последним государем-императором по поговорке "после нас хоть потоп".

Надежна Чернякова,
г. Москва


ТРАГЕДИЯ МАСШТАБА

Мне не представляется правильным ваше противопоставление Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. (К сожалению, и другие издательства грешат тем же). Я мыслю, как поэт Осип Мандельштам:

Не сравнивай: живущий несравним.
С каким-то ласковым испугом
Я соглашался с равенством равнин,
И неба круг мне был недугом.

Несравним и, кроме того, непредсказуем. Примером тому может быть Борис. Он начинал робко и даже производил впечатление малокультурного человека. А в какую личность он вырос!

Думается, что здесь главную роль сыграло то, что он не только не боится умных людей, но ищет их и приближает к себе, чтобы учиться и делать общее дело. Это, правда, имеет смысл только тогда, когда точно знаешь, чего хочешь; чтобы знать, чему учиться. Похоже, что Борис знает, чего хочет.

Мне совсем неизвестен Михаил-человек. Отдельные мелкие проявления его как человека, настораживают. Масштаб же его личности как политика - огромен. По аналогии с Ильичем про Михаила можно сказать, что если он не верил в "прекрасное далеко", то стал сильнейшим политиком за всю историю человечества, а если верил, то пережил величайшую трагедию (не знаю только, успел ли он ее осознать).

Такие мысли приходят мне в голову, когда я думаю о Горбачеве.

Камила Шаврина,
г. Москва


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #3
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/3/post.htm