Век ХХ и мир, 1991, #4.WinUnixMacDosсодержание

ГОЛОС
Письмо в редакцию "Век XX и мир"

Журналы сейчас приходят с опозданием, и поэтому - вовремя, № 11 журнала "Век XX" со статьей Митрохина "Трактат о толпе" я получил 8 января 1991 года, когда десантники уже входили в Вильнюс.

Маленькая, "подметная" статейка - трактат! Но дело не в названии.

...Неслыханная концентрация подлости, столь типичная для той породы существ, которая у нас называется "советской интеллигенцией", а классик окрестил - образованщиной. Всей силой ума, всем благородством души встать на защиту - сильного! Защитить сильного от слабого) Защитить вооруженного от безоружного, оснащенного ракетами от тех, кто с голыми руками, защитить убийцу от убитого, защитить насильника от изнасилованной, палача от его жертвы. Какая благородная позиция, и выгодная, между прочим!

А если кто призывает к суду над преступником - не к расправе, а к законному международному суду - нельзя! Негуманно! А им еще 70 лет давить людей танками - можно? Гуманно? Будь он проклят, ваш гуманизм. Кровь вильнюсских юношей и девушек на ваших страницах, "Век XX".

Если бы я не был психологом, я, конечно, не удержался бы от вопроса, который тысячи людей задают сейчас Иуде-Невзорову? "Сколько вам за это заплатили?" Но, как специалист, я знаю, - нисколько. Образованщина не продается, она, как самая последняя шлюха, отдается сильному бесплатно. Вы искренне считаете, что всякая власть от Бога, искренне встаете грудью на защиту танков от безоружных людей, искренне верите в возможность консолидации Каина с Авелем и нахождения консенсуса между Христом и Иродом.

А ведь во многом хочется согласиться с автором. Нет почти ничего страшнее оголтелой толпы. Страшнее - только толпа организованная, хорошо тренированная, знающая, кого травить и за что. Страшнее всех призывов к расправе - многолетняя, хорошо поставленная, институционализированная расправа кучки уголовников над 200-миллионным народом; расправа, продолжающаяся и посейчас. Страшнее бунта, бессмысленного и беспощадного - еще более бессмысленная и беспощадная система, которая и есть не что иное, как организованный и закрепленный навеки (таким кажется) бунт против свободы и достоинства человека.

Мне не менее вашего отвратительна толпа. Но 13 января я впервые в жизни вышел на митинг и вместе со всеми кричал: "Горбачев - убийца!" Потому что не обязательно быть мудрецом и не обязательно быть героем, но нужно - это ведь так просто! - назвать вещи своими именами: добро есть добро, зло есть зло, убийство есть убийство, и ничего иного. В этом и есть коренной порок вашего гуманизма: ваша хваленая широта души, и всепонимание и всепрощение объясняются тем, что вы не отличаете добра от зла.

Для зла нет оправдания (хотя для него есть прощение, и поэтому коммунистов совсем не обязательно "стрелять, как собак", как предлагают обозленные люди); но назвать их (хотя бы про себя!), назвать их преступниками, уголовниками, какими они являются, - необходимо. А у вас вместо этого - хваленая диалектика: добро переходит в зло, зло в добро, глядишь, и виновных нет (или, что то же самое, "все виновны"), и Арал пересох сам собою, ив 1937 году была какая-то странная эпидемия самоубийств, и литовцы, как унтер-офицерские вдовы, сами в себя стреляли.

Что ж, эсэсовцы - тоже люди.

Больше я ваш журнал не читаю, на нем - кровь.

Без всякого уважения
Б. КОЧУБЕЙ,
старший научный сотрудник
Института психологии,
ваш бывший читатель.

20.01.91.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #4
Голос.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/4/pismo.htm