Век ХХ и мир, 1991, #5.WinUnixMacDosсодержание


СВОБОДА СЛОВА

Клинтон Росситер
Консерватизм

"Консерватизм" - это слово, которое обычно вызывает раздражение и вводит в заблуждение. Но поскольку оно означает реальные и устойчивые способы мышления и деятельности, и маловероятно, что будет найдена какая-то общепризнанная замена термину "консерватизм", ему суждена долгая жизнь в качестве удобного, хотя и опасного понятия общественной науки. На исследователях, которые употребляют этот термин, лежит тяжелая обязанность проявлять максимальную точность в использовании слов, отягощенных печатью традиции и налетом эмоций. В частности, они должны проводить различия в употреблении этого слова, которое стало стандартным за послевоенные годы. Можно назвать четыре случая употребления этого термина.

Консерватизм как определение темперамента. По одному из определений, консерватизм одновременно является как естественной, так и культурно обусловленной склонностью сопротивляться различным изменениям в привычном образе жизни и деятельности. Довольно приблизительно, но эффективно этот термин характеризует темперамент или психологическое состояние, те черты характера, которые проявляются в повседневной жизни большинства людей во всех слоях общества.

Поэтому можно с полным основанием - хотя и с сожалением - говорить о консерватизме бедных, консерватизме престарелых и консерватизме невежественных. В то же время, следует высоко ценить роль консервативного темперамента в общественном прогрессе. Жизнь в обществе, целиком состоящем из людей, занятых обеспечением надежного существования, была бы безрадостной и, возможно, даже жесткой, однако общество, вообще лишенное таких людей, породило бы анархию. Ни разделение труда, ни поддержание закона и порядка, ни накопление знаний, ни передача опыта из поколения в поколение не были бы возможны, если бы консервативный темперамент, особенно в форме императивов социальной организации, не был активной силой в человеческой жизни.

Ситуационный консерватизм. По второму определению, консерватизм - это явление, которому свойственно противодействовать различным изменениям в социальной, экономической, юридической, религиозной, политической или культурной сферах. Более четко и эффективно это понятие определяет модель социального поведения, те принципы и предубеждения, которые проявляются в повседневной жизни многими людьми в развитом обществе. Отличительной чертой этого вида консерватизма, как, в сущности, и любой его разновидности, является страх перед переменами, который в политической сфере превращается в страх радикализма - в данном случае радикализма людей, предлагающих "переделать мир" или, по крайней мере, "улучшить" его за счет старых ценностей, систем и образа жизни.

Политический консерватизм. Если с помощью воображения мы соберем вместе больое число консерваторов первого и второго типа и затем поместим их в круговорот политики, то мы естественным образом придем к третьему определению консерватизма, которое примерно соответствует изношенному, но все еще удобному ярлыку "правые". Большинство людей, рассуждающих о консерватизме, имеют в виду политический консерватизм, то есть намерения и действия партий и движений в основном скорее защитного, чем наступательного характера. Они прославляют унаследованные моральные нормы и проверенные установки, они скептически относятся к эффективности народного правления, на них можно опереться, когда речь идет о противодействии реформистским планам умеренных левых и дезорганизующим схемам крайне левых. Они пользуются наибольшей поддержкой тех людей, которые материально и психологически заинтересованы в сохранении существующего порядка.

Если определить политический консерватизм шире, чем это подсказывает здравый смысл, то он превратится в универсальный феномен всякого организованного общества. Если постараться, то можно найти политических консерваторов в любой стране и культуре. Можно даже сказать, что консерватизм в принципе является защитой любого существующего общества. Однако рассуждать так - значит игнорировать историю и логику этого феномена, который получает полное развитие, подобно его великому партнеру и противнику - либерализму, в цивилизованной политической и культурной борьбе открытого, упорядоченного, конституционного общества. Тори в Великобритании, республиканцы в Соединенных Штатах, голлисты во Франции и христианские демократы в полдюжине европейских стран являются консервативными партиями в полном смысле этого слова, либеральные демократы в Японии и партия Сватантра в Индии - в значительно меньшей степени.

Следует провести различие, хотя его и трудно придерживаться в политике, между двумя классическими политическими позициями правых: между консерватизмом и реакцией. Реакционность является позицией людей, которые не столько живут настоящим, сколько вздыхают по прошлому и хотели бы попробовать его вернуть. Несмотря на то, что консерватор, человек в общем бездеятельный, может время от времени предаваться воспоминаниям о 1945, или 1928, или 1896, или даже о 1788 г., его психология и программы в целом хорошо приспособлены к существованию в реальном мире.

Реакционер, или, если хотите, сторонник реставрации, - это человек действия, он не желает признать хорошим или, по крайней мере, терпимым все то, что уже однажды установлено, он готов отменить некоторые законы, пустить на слом некоторые институты, даже исправить национальную конституцию, с тем чтобы вернуть социальное развитие к тому моменту, когда его соотечественники впервые берассудно уклонились в сторону.

Очевидно, что существует важная взаимосвязь между консерватизмом и революцией, в том смысле, что исторической миссией политического консерватизма на Западе была не борьба с революцией, а ее предупреждение. Консерватизм в подлинно революционной ситуации - это политика иллюзий: общество, охваченное революцией, не сможет подавить ее с помощью консервативных средств. Консерватор - это прежде всего человек порядка, и дезорганизованное общество - это не место для него. Говорить о консерватизме во Франции в 1792 г., или в России в 1917 г., или на Кубе в 1965 г. - значит говорить о политической линии, которую невозможно осуществить на практике. Взрыв подлинной социальной революции является убедительным свидетельством того, что консерватизм не получил развития в данном обществе или, если и был значительным движением, то оказался несостоятельным.

Политический консерватизм почти всегда находится в плену у социального процесса, воплощенного в традициях и институтах его страны, являясь тем самым антиподом тех людей, которые сознательно или бессознательно развивают этот процесс. Они действуют, он только реагирует - за исключением тех редких случаев, когда он может соперничать с Бенджамином Дизраэли и перехватить чужие лозунги. Если они действуют как либералы, если социальный процесс развивается стабильно, без потрясений, то его ответные действия могут приобрести форму консерватизма. Но если они действуют как радикалы, если процесс получает резкое ускорение, то его действия должны ориентироваться уже не на сохранение, а на реставрацию.

Сейчас, когда кажется, что во всем мире развитие истории выходит из-под контроля, консерватор не может больше прибегнуть к простым, инстинктивным методам сохранения статус-кво. Он, как и либералы, должен рассуждать и дифференцировать события, и в то же время, как и радикалы, он вынужден планировать и рисковать. "Консерватор-реформатор", политик правого толка, стремящийся перещеголять либералов по части обещаний в области социальных программ, чувствует себя крайне неуютно. "Консерватор-революционер", который действует "радикально" ради сохранения гибнущих ценностей и институтов его общества, вовсе не консерватор. Неудивительно, что многие консерваторы в западных странах отвернулись от политики ради того, чтобы отстаиввать традицию в области искусства, публицистики и образования.

Консерватизм как филоcофия. Помимо консерватизма как свойства характера и деятельности, существует также консевратизм мышления, почти всегда непосредственно связанный с ними. В качестве философии, посвященной защите существующего порядка, а также господствуюшего положения определенных групп или классов в рамках этого порядка, консерватизм выступает как мощная интеллектуальная сила в большинстве стран Запада. Консервативные и псевдоконсервативные мыслители стали проявлять наибольшую за последние два столетия активность в период после второй мировой войны, характеризующийся глубоким разочарованием из-за невыполненных обещаний ранее господствовавшего либерализма.

Консерватизм в качестве интеллектуальной силы всегда с трудом завоевывал свою долю уважения и влияния.

В отличие от радикала и либерала подлинный консерватор неохотно пускается в теоретические спекуляции. Самый знаменитый консервативный государственный деятель двадцатого века, сер Уинстон Черчиль, несмотря на свое литературное мастерство, постоянно отказывался сформулировать и описать те принципы, которыми он руководствовался в своей карьере. Само намерение выработать теорию консерватизма, в общем-то, является несвойственным консерватизму побуждением. Осуществление этого намерения уводит консерватора слишком далеко от инстинктивного благоговения по отношению к устоявшимся обычаям, которые состтавляют сущность консервативных воззрений.

Консерватизм процветает в идейной сфере вне зависимости от того, находится ли он в наступлении или отступает в политической области. Необходимо признать существование ряда основных принципов, которые повсюду разделяются умеренными правыми силами, достигающими определенной стадии развития. У философов современного консерватизма существует целый ряд постоянных тем:

существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;

безнадежно несовершенная природа человека, у которого за покровом цивилизованного поведения всегда скрывается неразумие и греховность;

естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона;

важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка;

ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество;

необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;

ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;

подверженность ошибкам и потенциальная тирания управления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированнности политической власти.

Можно продолжить этот список, например отметив, что консерваторы отдают предпочтение не равенству, а свободе, что, по их мнению, образование, прежде чем раскрепостить человека, должно его дисциплинировать. Они недаром любят употреблять такие понятия, как "трагедия истории" и "неадекватность политики", превозносят человеческое благоразумие и упорядоченность общества. Представляется, однако, что перечисленные выше принципы составляют сущность консервативного самосознания в двадцатом веке.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #5. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #5
Свобода слова.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/5/rossit.htm