Век ХХ и мир, 1991, #6.WinUnixMacDosсодержание


ПОЛИТИКА В ЛИЦАХ

Мы - либеральные консерваторы

Интервью с сопредседателем Российского христианско-демократического движения Виктором Аксючицем


- Ваше движение считает себя призванным возродить в России православные ценности. Но веками, как в Византии, так и у нас, на Руси, православие, уходя от живой истории к неподвижному нравственному идеалу, смыкалось с неподвижностью государственного организма. Что значит православная вера сегодня для нашего общества, когда мы пытаемся уйти от статичности, найти путь свободного саморазвития, выстроить правовое государство на основе европейских политических принципов?

- В нашем атеистическом обществе представления о христианстве искажены. Слово "кафолическое" - означает вселенское. Оно свидетельствует о том, что Римско-Католическая Церковь в основном ориентирована на распространение христианского благовестия по всему миру. Слово же "православие" значит истинное, ортодоксальное. То есть предназначение Восточной Православной Церкви (а теперь многих православных церквей) осознается как стремление сохранить традицию христианства в ее чистом, истинном виде. С одной стороны, все силы направлены на миссионерскую активность - распространение во вселенной истины христианства; с другой же - преобладает охранительная пассивность - сохранение всеми силами чистоты этой истины.

Обе религиозные традиции выражают разные стороны христианского отношения к миру и по сути дополняют друг друга. Но в грешной земной жизни увлеченность мессионерской активностью чревата притуплением религиозного чувства, преобладанием чисто мирских задач и средств. С другой же стороны, предельная охранительная сосредоточенность может выродиться в агрессивный консерватизм, ретроградство. И та и другая крайности разрывают целостное христианское назначение человека в мире.

Таким образом, православие несет в себе великое религиозное назначение, выполнение которого, как и всякого другого, связано со своими соблазнами. Православная охранительная установка не позволила создать единого церковного организма, как в Римско-Католической Церкви, и во многом потому осталась столь беззащитной перед экспансией светского государства. Но восточные христианские церкви до сего дня сохранили традиции той высочайшей духовности, без которой невозможно и небесное спасение, и земное благополучие народов.

- Традиционно православие не имело самостоятельной, открыто признанной политической практики, не имело своих партий и политических движений. Сейчас впервые вы, православные миряне, поднимаете собственные политические знамена. Как вы себя мыслите в нашем сегодняшнем политическом спектре?

- Что касается нашего места в современном политическом спектре, то мы, конечно, едины со многими оппозиционными силами в антикоммунистическом пафосе. Но наши программы идут гораздо дальше социалистической, социал-демократической и либеральной платформ. Объединяясь с ними в задачах демонтажа коммунистического режима, мы озабочены прежде всего фундаментальным преобразованием общественно-политического, экономического и государственного устройства в стране.

В нашем движении сейчас более 20 тысяч человек, оно объединяет просветительские, благотворительные, коммерческие организации, оно включает также детское и юношеское движение. Христианско-демократическая партия как бы ядро, вокруг которого развертывается их деятельность.

- Нет ли противоречия в том, что вы, стремясь к духовному возрождению страны, спешите окунуться именно в политическую деятельность?

- А как, скажите, иначе при господстве коммунистического режима можно добится права быть самим собой? Идея необходимости христианско-демократической партии в каждом из нас вызрела органично, хотя и вполне драматично. О чем бы я мечтал в жизни? Заниматься философией и богословием, печатать свои работы. Но я пятнадцать лет пишу в стол, лишен доступа к информации. Так я, вместе со своим другом Глебом Анищенко, пришел к необходимости выпускать религиозно-философский журнал "Выбор". Но где достать деньги, бумагу? Пришлось заниматься коммерцией. Одно, цепляясь за другое, обрастало все новыми инициативами. И все это упирается в глухое сопротивление режима. Каких трудов и борьбы почти в течение года стоило нам открытие первого в Москве после хрущевских гонений храма Михаила Архангела в Тропарево! А ведь шли уже времена перестройки...

Так мы, люди вовсе не делового и не политического мира - историки, поэты, философы - оказались вовлеченными в политическую борьбу. Но в политике мы стремимся руководствоваться христианскими идеалами, и надо сказать, что это помогает ориентироваться в прагматическом мире. Так как мы не абсолютизируем зло в человеке, нам легче найти возможности для консолидации и сотрудничества. Поэтому христианским демократам и удается сохранить нормальные отношения со многими политическими группами, которые находятся в конфронтации друг с другом.

- Можно ли ваше движение назвать консервативным по сути?

- Да, в традиционном словоупотреблении, которое необходимо возвращать (а не на коммунистическом новоязе) мы - партия с классической право-центристской ориентацией или же неоконсерваторы, либерал-консерваторы по современной западной шкале. Признак "левизны" в политике - это стремление к радикальным переворотам традиционных устоев жизни, использование экстремистских, а значит и насильственных средств борьбы. "Правая" же политическая ориентация предполагает опору на традиционные институты общества, на творческое их развитие, то есть не на революцию, а на динамичную эволюцию. Соответственно и средства в данном случае предпочитаются умеренные, ненасильственные. Опыт истории учит, что "тысяча шагов" оказывается несравненно более коротким путем к цели, чем "один прыжок". Ибо радикальное перетряхивание и насилие резко задерживают всякие преобразования. Видя, что ХХ век вздыблен политическим прожектерством и утопизмом, мы руководствуемся принципом здравого прагматизма, это значит стремление учитывать все реально действующие политические силы на сегодняшней арене, формулировать и провозглашать только те политические цели, которые имеют шанс на реальное воплощение. А реалистическая политика требует для достижения поставленных целей разумной доли компромисса, дипломатии, балансирования.

Мы либералы в том смысле, что для нас приоритетны права и свободы богоподобной человеческой личности, самоуправление человеческих сообществ. Но мы консерваторы в той степени, в какой понимаем, что только сильная демократическая государственность способна защитить и гарантировать эти права и свободы. Поэтому, борясь с коммунистическим режимом, который паразитирует на нашем обществе и на государстве, мы ни в коем случае не призываем разрушать государственную систему как таковую. Наша задача - вытесняя коммунистическую идеологию и ее режим из нашей жизни, - не разрушить при этом устои самой жизни.

Принцип радикализма в оценках и умеренности в политических действиях позволяет сохранить тот минимум стабильности в обществе, без которого невозможны никакие преобразования. Будем помнить, что самое плохое государство лучше, чем хаос и анархия.

Стремясь к консолидации освободительных сил, мы принимаем участие в Движении "Демократическая Россия". Но вместе с тем стремимся создать блок и близких нам политических групп. По нашей инициативе в Российском парламенте создана правоцентристская фракция "Российский союз". Ведутся переговоры о создании не только депутатского, но и политического правоцентристского блока. Совершенно очевидно, что с течением времени политический маятник в нашей стране, как и во всех посткоммунистических странах, двинется от леворадикального коммунистического экстремизма к классическому политическому центру и к правоцентристской ориентации. И мы - должны быть готовы предложить программы завтрашнего дня России.

- Но ведь те силы, которым вы противостоите, выступают за защиту определенных консервативных ценностей. Два враждующих лагеря, и оба ратуют "за умеренность" - не парадокс ли это? -

- Это не парадокс, а паразитирование коммунизма на положительных идеалах. Являясь изначально леворадикальной и экстремистской, коммунистическая доктрина остается таковой и поныне. Может ли истинный консерватизм основываться на обмане, насилии, демагогии? Этими самыми неджентельменскими средствами коммунистическая номенклатура осуществляет сегодня ползучий государственный переворот. Дело тут в том, что нормальный человек по природе своей склонен к консервативной позиции, - он жаждет умеренности, стабильности, правопорядка, - вот на этом и пытается спекулировать леворадикальный коммунистический режим.

- Как Вы себе мыслите судьбу Союза? И как Вы видите свое место в конфликтах, которые сейчас разгораются на национальной почве?

- Я уверен, что разрешение всех национальных проблем и конфликтов возможно только после того, как мы изживем коммунистический режим. Но решать эту больную проблему необходимо предельно реалистично, а не утопически, оторвано от действительности. В реальности же, хотим мы этого или не хотим, мы связаны общей судьбой, и каждый народ вынужден решать свои проблемы, соотнося их с общими интересами. Может ли позволить себе многонациональное государство США, чтобы какой-либо штат или какая-либо народность самостоятельно и независимо от общенационального мнения объявляли себя суверенным государством? Будем помнить, что границы всех республик - и союзных, и автономных - нарезаны диктаторами крайне произвольно, и во многом для того, чтобы заложить возможность будущих национальных конфликтов. Большинство народов вообще никогда в истории не имели своей государственности. Неужели разумно решать самую сложную проблему так, будто этих важнейших обстоятельств не существует? Если даже и произойдет маловероятное и какие-то союзные республики сейчас добьются полного государственного суверенитета, то они уйдут с минами замедленного действия огромной разрушительной силы, ибо границы крайне произвольны, права национальных меньшинств в этой ситуации по существу никак не учитываются. Это чревато взрывами национальных конфликтов, которые, как показывает история, крайне трудно затушить даже при долговременной демократической традиции.

Истинное национальное самоопределение может быть только свободным и осознанным. А это значит, что необходимы демократические государственные процедуры, гарантирующие условия свободного самоопределения. В демократическом государстве по природе вещей не может быть сил, которые бы сдерживали народы насилием. Но можно ли сейчас считать здоровым состояние национального сознания каждого народа этой страны? Может ли быть истинно осознанным выбор при помутненном сознании и отсутствии информации, в атмосфере лжи?

- Но национальные болячки прорываются сегодня, уже льется кровь, и ни один народ не согласится ждать, пока этот режим будет изжит!

- Вы так ставите вопрос, будто кто-то должен бороться с режимом, а народы будут решать: ждать им или не ждать! Свободолюбивые силы всех народов этой страны должны объединить свои усилия против общего противника, при этом поставить перед собой реальные, а не утопические цели, избрать эффективные средства борьбы. Но беда в том, что демократические силы в нашей стране очередной раз в истории исходят по преимуществу из утопических представлений, которые пытаются навязать действительности. И нечего удивляться, что прожектерское "несогласие ждать" приводит только к очередным бедствиям.

Сейчас господствуют два подхода. С одной стороны, коммунистическая по сути союзная власть пытается насильственно сохранить коммунистическую империю. С другой - большинство демократических сил направлено на искусственное расчленение ядерной сверхдержавы, что может обернуться мировой катастрофой или перманентной межнациональной бойней. Оба подхода гибельны. Мы же заявляем, что вынужденны находиться в оппозиции к союзной власти только в той степени, в какой она является носителем коммунистической идеологии и исполнителем воли коммунистической номенклатуры. Борьба с "центром" не должна вести к развалу государственности как таковой, ибо только сильное демократическое государство может обеспечить права и свободы личности. В поисках эффективного направления борьбы за свободу РХДД и разработало концепцию "За демократические выборы президента Союза. М.С. Горбачев должен подать в отставку". Мы считаем, что только человек, облеченный доверием народа, не ограниченный коммунистическими догмами и не связанный жизненными интересами с номенклатурой, может вывести страну из глубочайшего кризиса. В поддержку этой инициативы РХДД сейчас собирает подписи по все стране.

Интервью провела Татьяна Снопкова


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #6. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #6
Политика в лицах.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/6/aksuch.htm