Век ХХ и мир, 1991, #6.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Антон Кемпински
Польский алкоголизм или польский характер

"Если сравнить Польшу со странами Запада - пишет Ян Горский - то во многих из них пьют столько же или даже больше, однако в немногих странах пьют так, как пьет поляк. Каковы причины этого польского способа пития?" спрашивает автор.

Существуют разные стили пития. Совсем по разному люди пьют для того, чтобы забыться, залить горе или для создания обстановки приятного расслабления и хорошей кампании. Можно выделить несколько стилей пития - неврастеничный, контактный, дионисийский, героический и самоубийственный.

Неврастенический стиль основывается на том, что пьют небольшими дозами, но часто, когда человек устал или чем-то раздражен, то есть при основных проявлениях неврастического синдрома. Хватает одной-двух рюмок, чтобы поправить настроение и уже в нем продолжать обычное существование.

Контактный стиль пития формируется у тех, у кого обычные контакты с людьми по каким-либо причинам затруднены. Уже после малых доз человек становится гораздо более уверенным в себе, уменьшается субьективное ощущение дистанции по отношению к "значимым другим", он легче вступает в соглашения. Молчащее общество уже после первого круга оживляется, люди кажутся более симпатичными и более интересными, возрастает ощущение принадлежности к одному социальному кругу - " мы связаны". Это стиль пития, принятый практически во всех культурах. Здесь пьют немного, хватает самых малых доз алкоголя.

От контактного стиля легко перейти к следующему - дионисийскому. "Дионисийцы" пьют много, так как ищут состояния отключения, в котором можно оторваться от повседневной реальности. Согласно Ницше "...аполлонистическое отношение к миру прежде всего ценит то, что ясно, очищено, замкнуто, уравновешено, гармонично. Дионисийское отношение к реальности прежде всего ценит полноту и полнокровность жизни, ее напряжение, которое уничтожает все границы, отрицает все законы, разрушает всякую гармонию, динамика жизни становится более важной, чем ее содержание".

Выделенные Ницше отношения к миру соответствуют "темным и ясным пространствам жизни", связанным с основным биологическим ритмом - ритмом дня и ночи. День - это господство рассудка и реальности, ночь - господство таинственных сил, диких стремлений, экстаза, сна и панического страха. Человек не может жить только днем, ему нужна и ночь. Отсюда потребность в психозе, в ином видении мира, отличном от дневного. Алкоголь удовлетворяет эту потребность.

Героический стиль пития требует употребления больших доз алкоголя. Только тогда возникает ощущение своей силы и готовности к великим свершениям, которое в наших условиях кончается, как правило, бесчинством. В этом случае алкоголь освобождает таящуюся в каждом человеке героическую потенцию, в наших условиях задавленную реальностью обыденной жизни. Героические стремления - одна из прекрасных черт молодости, которую народные вожди с древнейших времен используют для достижения не всегда благородных целей.

Питие для того, чтобы залить горе, - известное явление. Надо упиться "в стельку" для того, чтобы забыть о том, что болит, чтобы покончить хоть на время с собой и своим горем. Агрессия по отношению к окружению, как правило, связывается с аутоагрессией. Героический стиль пития переплетается с самоубийственным. Со временем наступает алкогольная деградация, а за ней приходит и социальная смерть.

* * *

Загадка польского алкоголизма состоит в том, что Польша опережает все европейские страны по числу алкоголиков, отставая по количеству выпиваемого алкоголя "на душу населения". Поляки любили и любят "пить до дна". Превалируют у нас героический и самоубийственный стили пития... Это не значит, что другие стили не существуют, однако все они легко перерастают в эти два. Начинается "с одной, для компании", а кончается героически-самоубийственным питием "до упора" - до отключения.

Вообще, героически-самоубийственный оттенок в самосознании полякам не чужд. Ни один народ на свете не начинает своего гимна со слов "Отчизна еще не погибла...". Эта нота звучит в словах Варшавянки - ..."сегодня твой триумф или смерть". Легенды о героической гибели польских легионеров, кавалерии, варшавских повстанцев, о Монте Кассино, точно также как и хроники (хоть и не всегда согласованные с исторической правдой), содержат описание польского мученичества и таят в себе тоску о героической смерти.

Существует ли народный характер? На этот вопрос нет однозначного ответа. С биологической точки зрения, вполне возможно существование народного характера. Условия среды (среди которых у человека немалую роль играют условия культуры) складываются таким способом, что одни личностные характеристики оказываются полезными, а другие - бесполезными. Люди, обладающие полезными личностными характеристиками, имеют большие шансы на выживание и воспроизводство, нежели те, у которых таких характеристик нет... Полученные популяции будут по совокупности характеристик оличаться от популяций, живущих в других природных и культурных условиях...

* * *

Применяя одну из психиатрических типологий, польское общество в целом можно определить как общество с доминированием психастенических и истерических характеристик. Истерические черты лучше всего характеризуют верхушку польского общества... Это, в первую очередь, желание нравиться своему окружению, стремление к показухе без четкого понимания своих обязанностей, польское "делай то - не делай это", фантазия, граничащая с фантастической псевдологией, бурные, хотя и неустойчивые чувства, легко и быстро переходящие от одной крайности к другой. Психастенические черты более всего подходят к описанию низов польского общества. Это тихие покорные люди, очень низко оценивающие себя, трудолюбивые и обязательные, стремящиеся всегда оставаться в тени, готовые провалиться под землю, только бы кому-то не помешать.

В какой-то мере оба описанные типа личности дополняют друг друга, так что общество из таких людей может существовать - одни митингуют, а другие работают. Исчезли шляхтичи и польские крестьяне, но соответствующие формы поведения остались - шляхетское фанфаронство и рабская покорность. Оба описанных, на первый взгляд противоположных типа, объединяет одна важная характеристика. Для тех и для других основным вопросом жизни является "...а что обо мне подумают?" Истерик пытается добиться хорошего отношения окружения фанфаронадой, а психастеник - тихой обязательностью...

Алкоголь редуцирует напряжение, связанное с невозможностью ответить на вопрос об образе самого себя. Под его влиянием человек кажется себе лучше, благородней, интеллигентней, смелее и так далее. Однако приходится пить до дна, чтобы дойти до дна своей души. А дна этого в реальности нет, и чем глубже спускаешься в самого себя, тем темнее и больше желание покончить с собой. Алкоголь помогает, принося вместо смерти потерю сознания.

Представляется, что специфические черты польского алкоголизма можно вывести из доминирования истерических и психастенических характеристик в гипотетическом народном характере. Лечение поляка, следовательно, должно основываться на формировании у пациента сознания собственной ценности и воспитании способности к объективной самооценке.

Сокращенный перевод С.К.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #6. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #6
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/6/kempin.htm