Век ХХ и мир, 1991, #6.WinUnixMacDosсодержание


ПОЛИТИКА В ЛИЦАХ

Что построит Ельцин?


Навыки строителя в политическом поведении будущего Президента РСФСР
Интервью с социологом Андреем Нещадиным *

- Вас не шокирует, что лидером демократов России стал достаточно удачливый, вплоть до последних дней своей партийной карьеры, деятель, чьей естественной мечтой было, как утверждают посвященные, стать Генеральным секретарем ЦК КПСС?

- Нет, не шокирует. Реформы в России традиционно начинались сверху и начинали их лица, выпестованные в недрах старого строя, или никому доселе неизвестные личности. Мы здесь вовсе не оригинальны: если Станкевич - это прежде никому не известный научный сотрудник, выскочивший на гребень волны, то лидирующее положение Ельцина настолько обычно, что здесь никаких особых удивлений быть не может. Гораздо более сильное удивление вызывает то, что на первые роли в стане реформаторов выброшены профессиональные строители. Достаточно просмотреть список известных на политическом поприще строителей: Ельцин, Бочаров, Травкин, Бакатин и многие другие. По-моему, пора говорить о существовании определенной закономерности.

- Разве Ельцин - профессиональный строитель?

- Думаю, да. Он закончил строительный институт. Начинал мастером стройплощадки, работал прорабом, управляющим трестом домостроения в Свердловске. После чего был заведующим отдела обкома партии, вторым секретарем обкома по строительству, первым секретарем обкома. В ЦК КПСС он начинал с должности завотделом строительства ЦК партии, затем секретарем ЦК КПСС по строительству, после чего возглавил московскую партийную организацию. И после краха партийной карьеры опять-таки попал в Госстрой, на должность в значительной степени выдуманную: первого заместителя председателя Госстроя СССР с правами министра! Здесь был определенный расчет, что в политику Ельцин больше не сунется. Но получилось по-другому.

У Травкина тоже довольно необычная и интересная карьера строителя: бригадир, начальник участка, начальник управления, управляющий трестом, заместитель начальника главка и только после этого - ВПШ и политическая борьба.

Бочаров получил известность как директор Бутовского кирпичного завода, и после увлечения "большой экономикой" вступил в политическую борьбу.

- Получается, что стройплощадку в советских условиях можно рассматривать как трамплин для политической карьеры? Почему?

- Дело в том, что строительство - отрасль по производству удивительно жизнеспособных управленческих кадров. Чтобы руководить строительством, эти кадры должны обладать определенными способностями. В первую очередь - это способность к полной самостоятельности и постоянной работе в режиме кризиса. Вторая отличительная черта строителя - это огромная коммуникабельность, постоянная готовность к разнообразным компромиссам, поскольку без этого построить в Советском Союзе нельзя даже сарай. Третья особенность: строители чаще всего, мягко говоря, не самые принципиальные люди. Поскольку чтобы, например, сдать объект, всегда приходится искать какие-то обходные пути (или, как сейчас модно говорить, "консенсус"), которые бы устраивали всех. И, главное, очень многое в строительстве держится на способности руководителя быть авторитарным! Надо уметь заставить людей делать то, чего они не хотят делать. Любыми путями. Здесь, в общем-то, прощается все. Завершенное строительство - это чудо, явлению которого мы обязаны исключительно руководителям строительных организаций, которые все дыры, все неувязки и несообразности системы компенсируют собственным характером.

- А многое ли построил Ельцин?

- Думаю, практически не было в Свердловске и области ни одной крупной стройки, где бы Ельцин во время "свердловского" периода своей деятельности так или иначе не был завязан. А если учесть, что в те годы все вопросы координации решались через обком партии, то надо отдать ему должное,- он строитель высокого класса. Значит, и все психологические особенности строительного руководителя у него присутствуют в полном объеме.

- Какая же из перечисленных вами психологических особенностей является для строителя-политика стержневой?

- О ней я еще не говорил. По-моему, главную психологическую особенность, которую сами строители за собой не замечают, можно сформулировать так: если ты не сдал в срок трансформаторную будки, у тебя остался последний шанс: начать строить вокруг нее завод-гигант. Более крупное дело "списывает" все недостатки старого.

Певец коллективного подряда Николай Травкин начал его внедрение с бригады, - и ему стал мешать участок. Когда он перевел участок на коллективный подряд - ему начало мешать управление, и он перевел на коллективный подряд управление. Став управляющим треста, он и там внедрил коллективный подряд. Но когда Травкин, став заместителем начальника главка, покусился на главк, Госплан этого выдержать не смог. Именно после этого Травкин ушел в Высшую партийную школу.

Надо отдать должное упорству Травкина - теперь он создает партию на принципах коллективного подряда: раз не получился коллективный подряд в строительстве, - нужно попытаться его внедрить в масштабе России , с помощью личной партии.

Пример Бочаровa, который начинал с Бутовского кирпичного завода, продукция которого в простонародье именовалась кирпичной пылью, а теперь, забыв концерн "Бутэк", бесстрашно руководит Высшим экономическим советом, дополняет психологический портрет "строителя-политика" еще одной важной закономерностью. У нас в СССР, в отличие от западных стран, строители строят что угодно: сегодня металлургический завод, завтра - молочный завод, послезавтра - кондитерский комбинат. И формируется подход: я понимаю все и во всем.

- А как эта психология проявляется у Бориса Ельцина?

- У Ельцина наиболее яркая модификация этой психологии: как только начинает падать рейтинг его популярности, он отважно выбрасывает следующую грандиозную идею. Для начала, он выбросил идею о суверенитете России на определенных условиях, и когда большинство этих условий в проекте Союзного договора были, в принципе, отражены, у него родились новые возражения, гораздо более принципиальные.

Ельцин постоянно в движении. Строительная закалка - привычка к постоянной работе в кризисной ситуации - дает ему возможность красиво выскакивать из тупиков. Когда он "загремел" в Госстрой, и всем казалась, что его песенка политического деятеля спета, тут-то у него и открылось второе дыхание. Во время выборов в ВС СССР впервые проглянуло его новое лицо - лицо политика.

Кроме того, строительный опыт Ельцина подкреплен опытом партаппаратчика. Посмотрите, как он красиво и спокойно, если так можно сказать, разделался со всеми теми, кто привел его к посту председателя Верховного Совета РСФСР. Ему достаточно было просто не мешать, просто - не помогать... А ведь Бочаров был не прочь стать премьер-министром России! И еще были Татьяна Корягина, Галина Старовойтова, Николай Травкин... Сработал чисто партийный навык - менять старую команду при выдвижении на новые посты, чтобы старые хвосты не тянулись и не мешали новым возможностям.

- Скажите, а кто эти, такие таинственные помощники Ельцина? Тоже строители?

- По крайней мере, один. Остальных я просто не знаю. Своим помощникам Борис Ельцин предъявляет разумные требования: исполнительность, работоспособность и умение держать язык за зубами. Надо отдать им должное - этими качествами они владеют блестяще.

- Как вы считаете, закваска строителя и партаппаратчика помогут Ельцину переиграть Горбачева?

- Мне кажется, ситуация патовая. Объясню опять-таки примером из строительной практики: каждый строитель знает, что в процессе строительства есть такая переломная точка, после прохождения которой уже не ты командуешь объектом, а объект командует тобой. Уже не ты, достигший полноты власти на стройплощадке, координируешь процессы, а объект диктует - сколько ему нужно монтажников и в каких цехах.

- То есть Ельцин, став президентом, может стать заложником своего собственного строительства?

- Не только он - все в кратчайшее время станут заложниками экономической ситуации. Сейчас, когда политика завела экономику в пропасть, произойдет поворот на 180 градусов, - и тогда экономика станет диктовать политику. Мне кажется, Ельцин сегодня выполняет самую неблагодарную работу: он берет власть в момент кризиса, когда любой руководитель становитя непопулярным. Имеет больший смысл бороться за власть в момент выхода из кризиса.

- Битва Ельцина за президентство - это последняя политическая битва перед долгой паузой?

- Думаю, да. И победителей в этой битве не будет. Уже ясно, что в ближайшее время России придется заниматься борьбой с открытой инфляцией и очень тяжелым вопросом инвестиций, необходимых для выполнения социальных программ. Что касается Москвы, где Ельцина так поддерживают, то степень изношенности труб водопровода и канализации - 80-90%, а это значит, достаточно одной хорошей зимы, чтобы Ельцин решал совсем другие проблемы - связанные не столько с борьбой за власть, сколько с потребностью выжить. И тогда ему придется снова напрячь свой старый талант управлять большим запущенным строительным объектом.

- То есть, период ярких политических шоу, которыми российский и союзный лидеры развлекали советских граждан в эпоху борьбы за власть, позади?

- Отчего же? Ельцин - популист, всегда будет ставить на поддержку народной массы и приводить массы в движение. Что касается политической динамики - она будет заключаться в поисках тех, на кого можно спихнуть ответственность. Причем, козлы отпущения уже определены. Во-первых, это "агенты ЦРУ": такой вариант снова предложил, выступая в Минске, президент СССР Михаил Горбачев. Нам также предложены в качестве врагов и так называемые "демократы" . Ну, а демократы , в свою очередь, предлагают в этом качестве партократов. Как видите, у нас неплохой выбор...

Интервью провела Алла Глебова


* Андрей Нещадин работал главным социологом Госстроя СССР в период, когда Борис Ельцин был заместителем председателя Госстроя. Консультировал специалистов-разработчиков программы "500 дней". В настоящее время - заместитель директора Международного центра исследований экономических реформ.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #6. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #6
Больная тема.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/6/koval.htm