Век ХХ и мир, 1991, #7.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Лев Сигал
Чего нам надо бояться?


"Но кто меня поражает - это евреи.
Безумные, совершенно безумные люди.
Своими руками себе могилу роют... И
спешат, торопятся - как бы не опоздать... Не
понимают, что в России всякая революция пройдет
по еврейским трупам... Не понимают, с чем играют.
А ведь близко, близко...

В.В. Шульгин, "Дни"

Реформация имперского миропорядка в России взорвалась чередой революций, утверждающих принцип национальной государственности. Логика политической борьбы толкает еврейский средний класс к поддержке этих революций - против враждебной им по социальной природе имперской власти. Но поддерживая победившую в XIX - XX веках идею государственности как переменного атрибута этноса, евреи, сдается мне, готовят себе печальное будушее.

Ибо мы, евреи, самой своей судьбой призваны свидетельствовать о его ложности. Во-первых, мы не являемся ни нацией, ни тем более расой, мы - особая, конфессиональная в своей основе, а ныне, так сказать, постконфессиональная общность людей. При этом духовная традиция еврейского народа - народа Писания - составляет основу и христианской, и мусульманской культуры. Во-вторых, мы, будучи расселены едва не повсеместно, сохраняем свою общность и, в тоже время, являемся гражданами своих государств.

В СССР евреи могут способствовать сохранению единого государства, представляющего собой уникальное сообщество евразийских народов (наряду с русскими, по существу никогда не имевшими национальной государственности в строгом смысле слова и, как мы, ставившими конфессиональную, то есть духовную, общность выше этнической).

В наших интересах переход от иерархии "огосударствленных этносов" к единому полиэтническому государству, построенному по принципу: союз народов, федерация территорий, а значит - преобразование СССР в направлении, противоположном разбушевавшейся ныне суверенитетомании.

Опыт последних лет убедительно продемонстировал, что "суверенизация" и сепаратизм, не сопровождающийся дискриминацией национальных меньшинств, - это жареный снег. Если даже образованные и обычно рассудительные балты не внимают советам доброжелательно к ним настроенных столичных либералов о более тонкой и взвешенной политике в отношении небеззащитных русских - это скверный симптом. Как это происходило в Азербайджане - все мы знаем.

В условиях Российской империи сторонники единого и неделимого государства апеллировали к национальным чувствам русских. Сейчас ситуация иная: реакцией на национальные движения стал не русский шовинизм, а интердвижения. 65 миллионов людей разной национальности, вне отведенных Сталиным "клеточек" или вовсе этими "клеточками" обделенных, - вот первые и явные жертвы распада СССР. 65 миллионов - это сухой отстаток, который возникнет в случае распада СССР, это те, кто живет в северо-восточной Евразии по праву граждан СССР, а не в качестве обитателей той или иной его части.

Конечно русскоязычные (а большинство евреев СССР - русскоязычные) могут постепенно приспособиться к новым условиям, которые возникнут в случае распада СССР. Можно поклясться в благонадежности новым властям, принести присягу, что будешь уважать суверенитет республики и традиции "коренной нации", но и тогда неизбежно ощущение себя человеком второго сорта.

Правда, сейчас большинство национальных движений ведут себя по отношению к евреям подчеркнуто лояльно. Украинские и литовские сепаратисты акцентируют свое к нам дружелюбие. И все же исторический опыт заставляет насторожиться: любой национализм в странах, где жили евреи, всегда почему-то имел антисемитский характер. На Украине и в Прибалтике стали возводить в ранг "национальных героев" тех, кто полсотни лет тому назад сотрудничал с Гитлером и был причастен к пролитию еврейской крови.

Наследники тех, кто ориентировался на Германию, переориентировались теперь на США, где велико влияние евреев, отсюда и знаки внимания, но timeo Danaos et dona ferentes.

Немногим лучше для нас и конфедерация. Если СССР как единого суверенного государства не существует, а существуют суверенные государства - республики. Это значит, например, уголовное наказание за саму постановку вопроса, покушающегося на "территориальную целостность республики". Это означает, в частности, и прерогативу республиканских властей в решении судьбы национальных меньшинств. Это значит, что только азербайджанское правительство сможет разбираться с карабахскими армянами, грузинское - с осетинами, а молдавское - с гагаузами. Как они это делают - мы уже хорошо знаем.

Еврейский народ живет во всех республиках СССР, в РСФСР нас пожалуй даже меньше, чем в других республиках (разве что большие колонии в Москве и Ленинграде - Великороссия лежала вне черты оседлости). Если процессы будут развиваться так, как они развиваются, родственников за границей у нас резко прибавиться: в Киеве и Вильнюсе, в Минске и Кутаиси. Гражданами СССР мы еще хоть как-то могли себя ощущать, россиянами - ощутим себя едва ли.

Если СССР, не дай Бог, развалится окончательно, мы окажемся у разбитого корыта, и нам, пожалуй, ничего не останется, кроме как покинуть эту несчастную страну, бывшую нам несколько веков Родиной.

Это - очевидно. Ведь если Грузия в первую очередь для грузин, Молдавия - для молдаван, Литва - для литовцев, то следующий шаг - Россия - для русских? Где тот порог, у которого процесс распада остановится? Ведь РСФСР тоже многонациональная республика. Допустим, обретут независимость российские автономии, и, на радость иным, возникнет никогда доселе не существовавшее русское национальное государство. Куда деться нам, евреям? Разве что в Израиль, но и там арабы оспаривают наше право считать эту землю своей родиной.

Действительно, евреи находились и в определенной мере находятся под обаянием идеи национальной государственности, вплоть до Владимира Жаботинского, испытавшего явное идейное влияние итальянского фашизма и позволявшего себе рассуждать о высших и низших расах. Считалось и кое-кем считается до сих пор, что мы должны симпатизировать национализму любого народа, ни на что не претендовать, обитая в "чужой квартире", и строить свое национальное государство у себя "дома" в Израиле.

История сыграла с сионистами злую шутку: и дело здесь не исчерпывается тем, что они не учли стремления палестинских арабов также "создать национальное государство на исторической родине". Физический труд в Израиле все чаще выполняется неевреями, а само государство зависит от иностранной экономической помощи. Таким образом в Израиле, как и в диаспоре, мы имеем тенденцию превращаться в своего рода особое сословие.

Решение проблемы автору этих строк видится не в создании арабского государства в Иудее, Самарии и Газе - это может только усилить межнациональные трения, а в том, что Израиль не должен более пытаться быть еврейским государством, отнесясь к национальности как к частному делу граждан. Тем более, что советский сионизм вовсе не опирается на традицию, ибо согласно ей, состояние галута (плена) сохраняется в государстве Израиль также как и в диаспоре, а подлинное еврейское государство возникнет лишь с приходом Мессии. Нам не суждено окончательно превратиться в государственный этнос, мы останемся и далее со всем человечеством. И слава Богу!


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #7. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #7
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/7/sigal.htm