Век ХХ и мир, 1991, #9.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."

ВЕЧНО "ВТОРИЧНЫЕ" Борис Вяткин, г. Нижний Новгород
СОВЕСТЬ РОССИИ ЧИСТА! Э. Менделевич, г. Орел
РУССКИЙ В ТАТАРСТАНЕ ("Учитесь говорить по-булгарски", #3, 1991) А. Мальцев, г. Казань
Я ВЕРЮ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ("Не верьте этому человеку", #3, 1991) Евгений Пригожин, г. Сланцы Ленинградской области
ВЫЗОВ Леонид Трус, г. Новосибирск

ВЕЧНО "ВТОРИЧНЫЕ"

Маркса и Энгельса в подлиннике я не читал, потому что немецким языком просто не владею и по этой причине не могу спорить непосредственно с классиками. Но твердо уверен, что в формуле "бытие определяет сознание" мы ставим ударение не на том слове. Нам с юных лет вдолбили, что бытие - первично, а мы и не сопротивлялись.

Я хотел бы узнать, отчего это в стране культуру окончательно губят, отчего воровство и взяточничество процветают, отчего люди обманывают друг друга, путословят и суесловят, отчего все враз за долларами бросились, а благотворительность и сострадание в шоу превратили? Почему, наконец, мы людьми перестаем себя чувствовать? А мне в ответ отовсюду: так, ведь, такое бытие у нас нынче (такая, стало быть, жизнь). И получается, если я ближнего не топлю, в очередях за жратвой и тряпьем не дерусь, а золото презираю, то совсем я дурак, то есть - опять не в ногу. И уже не бытие, а кто-то конкретный хочет свернуть, подмять, уничтожить в очередной раз мое сознание, подогнав его под свои интересы на некоем новом "прокрустовом ложе".

А если хорошенько подумать, то разве не сознание сначала изменяется? Правда, чересчур уж дружно. Настолько дружно, что почти все поголовно в Бога верить начали, совсем недавно еще будучи атеистами. Разве не сознание первично? Им только управлять надо умеючи, что с успехом и делается (и не только в Союзе). И первично здесь только то, что сознание наше уродуют для улучшения бытия небольшой группы людей, которым либо прежний их "коммунизм" показался бедноватым, либо повластвовать над умами захотелось.

Перечислять все зигзаги нашей истории бесполезно - и так они известны. И при каждом из них сначала ломали и настраивали на нужный лад наше сознание, а потом говорили про "вину" бытия.

Но окунитесь в историю, вспомните ее великих людей. Ведь они и великими стали - и давнишние, и совсем недавно ушедшие - только потому, что сознание у них никогда не подчинялось подлостям бытия. Поэтому и обладали люди эти совестью, умением сострадать и приходить на помощь, честностью и неподкупностью, справедливостью и самопожертвованием.

Многие и много сейчас критикуют марксизм, но опять все - и левые, и правые - идут под одним знаменем, знаменем первичности бытия. И при этом еще в дело и не в дело Христа поминая. Ну, не парадокс ли?!

Люди сегодня звереют от "разжижения" мозгов, а не от голода.

Так и хочется воскликнуть: остановитесь, люди! Остановитесь и осмотритесь: может быть, остатки доброго в вашем сознании приведут нас к тому бытию, которое человека достойно.

Борис Вяткин,
г. Нижний Новгород


СОВЕСТЬ РОССИИ ЧИСТА!

Одно из наиболее характерных явлений современной политической жизни - национальные общественные движения. В некоторых регионах - и их становится все больше - именно они определяют политическую обстановку. Судя по всему, это - надолго.

Что же произошло? Неужели оправдались слова Бердяева, сказанные в начале I мировой войны: "Мы должны признать реальность нации и ценность национально-исторических задач"? (В данном случае "реальность нации" есть не что иное, как "преимущественность нации", первенство национального бытия перед любым другим). Я этого не думаю. Скорее всего, сейчас, как и тогда, выявился крах всех привычных ценностей, история ревизуется, и все прежние выводы из нее признаны ложными. Что же в таких условиях остается? Очевидно, только то, что можно мыслить не выведенным из исторического опыта, а данным изначально. Причем изначальность эта - не временная (что возвращало бы нас к опыту истории), а индивидуально-метафизическая. Эту роль и играет национальное самосознание.

Национальное движение в его конкретном виде может тяготеть и к гуманности, и к антигуманности, может вести вперед, может тянуть назад - все это мы видим в нашей действительности. Но один факт приводит меня в изумление и отчаяние: во всех регионах СССР национальные движения имеют хотя бы отчасти прогрессивное, справедливое начало, и только в России национальное движение - это черная реакция. Дошло до того, что слово "патриот" в России стало просто бранным.

Это поистине национальная трагедия России, в полной мере, кажется, еще не осознанная - отсутствие позитивного национального движения. Русские превращались в этаких римлян, русский язык - в язык имперский, русская культура - в некую официозно-наднациональную культуру. Утрачивался специфический национальный характер русской культуры, то есть именно то, что обеспечивало ее уникальность и одновременно ее аналогичность культурам других народов.

В таких условиях новые национальные движения, антиимперские по своему существу, легко обретали антирусский оттенок. Это трагическое явление вытекало из предыдущих событий.

Эта трагичность еще более была оттенена отсутствием демократического национального движения в России. Плакат "Литва - литовцам!" казался естественным, а плакат "Русскую землю - русским крестьянам!" вызывал весьма сложные чувства. А в чем, собственно разница? Но все мы ее чувствовали.

Но вот, 13 января со мной произошло нечто неожиданное. Всю первую половину дня я в ужасе ловил по радио известия из Вильнюса, а вечером выступал на собрании демократов. Я говорил об "агрессии в Литве" и вдруг сам себя поймал на фразе: "агрессия совершена, но никто не скажет, что ее совершила Россия, совесть России чиста". Сойдя с трибуны, я сообразил, что это были слова национальной гордости. Это было то самое, об отсутствии чего я так сокрушался! Ну точно как в сказке о Синей птице - искал, искал, а нашел - у себя!

А вскоре разразилась компания в связи с приближавшимся референдумом. И слова о российской государственности, о национальном достоинстве России воспринимались уже без того "оттенка", о котором я говорил. "За Россию!" - это было лейтмотивом митингов 10 марта. Я почувствовал, как что-то оттаивает в душе. И тогда только понял, что началось это не сейчас, об этом возвещали возродившиеся на митингах трехцветные российские флаги, такие же значки на манжетах у прохожих, слово "Россия" в названиях молодых партий.

Русские занимают особое положение в советской империи, значит и возрождение русского национального самосознания должно быть иным, чем у других народов. У всех оно возникало "снизу", противопоставляя себя центру, у русских оно проявилось, когда власть в России перешла к демократам. Русские не могли противопоставить себя центру, ибо сами были "центром", но вот "центр" и Россия стали нетождественны - и Россия обрела свое национальное лицо: она, как и все, стала в оппозицию Горбачеву. Национальное достоинство - не в отстаивании чего-то "своего", а в борьбе за свою свободу, которая не может быть отделена от свободы других.

Кто знает, может быть, я тороплюсь, впадаю в эйфорию, принимаю желаемое за действительное. Будущее покажет, оно все покажет. Но я все же надеюсь, нет - я уверен, что возрождение России началось...

Э.Менделевич,
член "Мемориала",
г. Орел


РУССКИЙ В ТАТАРСТАНЕ

Письма, которые вам присылают, нужно публиковать полностью или не публиковать совсем.

Тогда не будет возникать ситуации, когда меня - принципиального антигосударственника, считающего, что государство должно отмереть, и, можно сказать, национального нигилиста, - невежды типа Александра Кокряцкого (#3 за 1991 год) поучают не биться в истерике по поводу национальной государственности и обвиняют в "великодержавном нахальстве".

Вторая Империя, утвердившаяся в 1917 году была иерархией фашизмов. И это пошло с права наций на самоопределение. Наций - по этническому признаку, а не населения данной территории, как в цивилизованном мире. Да и империя-то была римского типа. Вся метрополия заключалась в одном городе - Третьем Риме. Все остальное, включая Россию, - колонии. И национальные окраины сыграли в становлении Второй Империи не меньшую роль, чем русские, чему право наций на самоопределение - одна из причин. Достаточно вспомнить национальные восстания в тылу Деникина или его сражения с войсками Литвы. Или, скажем, войну Колчака с Идель-Уралом. А чисто национальные формирования Красной Армии?

К тому, что имперский фашизм был русским, - какое я к этому имею отношение? Всегда бывший, по крайней мере, в молчаливой оппозиции к строю? Да и не только в молчаливой. И считавший своей культурой не официозную советскую культуру - самый сильный сегодня источник фашизма, - а культуру андеграунда - Высоцкого, Стругацких, Галича, Булгакова.

И имперский фашизм дополнялся мелкими фашизмами национально-государственных образований. Это прежде всего практика привилегий для национальных кадров. Привилегий при поступлении в ВУЗ, при продвижении по работе.

И теперь, под предлогом возрождения национальных культур, эту практику предлагают усились и усугубить давнюю дискриминацию русских в национальных государственно-административных образованиях. А кто призывает-то? Деятели советской культуры, функционеры Союза писателей - организации, созданной для уничтожения культуры, и активно эту культуру уничтожавшей. Желаю успеха!

Коммунисты семьдесят лет строили коммунизм, создавая привилегии коммунистам. Результат известен. Пускай татарские националисты возрождают татарскую культуру тем же путем.

В конце концов, каждый народ и каждая культура заслуживают своей участи. А татарская культура за 70 лет не создала своего андеграунда.

Может быть, жизнь заставит меня выучить татарский, - я выучу.

Может быть, жизнь заставит меня взять оружие и обороняться.

Я возьму.

В одном я сомневаюсь - что можно заставить меня насильно уважать "коренную" татарскую культуру. И уж во всяком случае - первое, что надо для этого сделать, это отказаться от привилегий и уравнять с собой все остальные этнические группы в республике.

И я еще в годы Брежнева говорил, и повторю:

1) русский национализм в Москве - реакционен;

2) русский национализм в Казани является частью национально-освободительной борьбы русского народа, и в таком качестве носит общедемократический характер.

И, скажем, литовский национализм по отношению к Москве прогрессивен, а по отношению к русским, проживающим в Литве - реакционен. До тех пор, пока они не придут к какому-либо соглашению с теми русскими, что живут в Литве, мне безразличны их взаимоотношения с Горбачевым. Московские фашисты подрались с литовскими. Какое мне до этого дело? Я не желаю иметь ничего общего ни с теми, ни с другими.

А что до завоеваний, как пишет Кокряцкий, так булгары сами завоевали эту землю в VI веке у удмуртов. Какое еще "коренное население"? Где вы его видели? Давайте сделаем государственным языком удмуртский! Между прочим, когда Литва завоевала половину Киевской Руси, государственным языком в Литве стал русский. Это была объективная реальность. А у нас вводится пост президента, который по закону обязан знать татарский. Тем самым три четверти населения (а половина татар не говорит по-татарски) лишается права быть им.

На любой довод можно найти контрдовод. И единственный способ не доводить до конфронтации - не ставить национальную проблему в таком виде вообще.

Отделить нацию от государства.

Разогнать "палату национальностей", это наследие фашистского прошлого, и заменить ее Палатой республик.

Пятую графу из анкет и паспортов исключить. Национальность должна стать личным делом каждого гражданина.

А уж в каком виде - автономном или союзном, - эти республики будут входит в федерацию или конфедерацию, мне глубоко безразлично. Пусть это определится в результате народного волеизъявления, борьбы экономических потенциалов и общей политической обстановки.

...А мне предлагают возрождение национальной татарской государственности! Я не вижу - чем татарский фашизм лучше русского. Если меня поставят перед таким выбором, я, наверное, откажусь от выбора вообще.

А. Мальцев,
г. Казань


Я ВЕРЮ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Чтобы оценить действия человека, надо тщательно изучить ситуацию.

Стремительное падение популярности Горбачева закономерно. В любой демократической стране вину за малейшее снижение уровня жизни народ возлагает на президента, но, как я понимаю, журнал рассчитан на интеллектуалов и легковесные суждения публиковать не должен.

Недавно, дважды выступая по телевидению с анализом происходящего, Янов убедительно показывал, как все реформы в нашей стране (Иван III, Александр I и II, Горбачев) шли по одному сценарию: удаляли реакцию в верхних эшелонах, проводили реформы, затем возникало грозное сопротивление среднего слоя властных сил, мощь которого принуждала к некоторым уступкам, группы разочарованных соратников, не оценивавших всей силы давления, покидали инициатора и он, оставшись одиноким, лишался силы власти, а следовавший за ним царь переходил в лагерь реакции.

Обидно за людей, рыдавших после смерти Сталина, а сегодня, используя дареную демократию, поносящих реформатора. Где они были раньше, когда генсеки вводили армии в Прагу, Афганистан?

Убежден, что из болота, в котором сидим, выскочить за пару лет невозможно, худшее - впереди, историю народа определяет могучая стихия, и расчитывать, что всю погоду сделает один руководитель - наивно, но стайер знает, что его может погубить и слишком быстрый, и слишком медленный темп.

Потребовалось бы несколько страниц, чтобы перечислить все доброе, что принесла народу перестройка, у нас уже не та страна, произошли необратимые перемены, яростную критику Генсека разрешил Генсек.

Перед глазами Горбачева убийства семей Кеннеди и Ганди, Улофа Пальме, свержение Хрущева после проведения им запрета занимать выборную должность более двух раз.

Действовать, не считаясь с реальностью, он не может.

В стране исковерканы все стороны жизни, исправить положение быстро - невозможно. Проявляющаяся сегодня межнациональная вражда назревала десятилетиями, хотя и вопрос, скажем с Северной Ирландией не решается на протяжении всех моих 80 лет.

Переход к демократии после многовекового рабства не может протекать гладко, многие явления возникают спонтанно, никто не способен прогнозировать развитие событий, ясно одно - гражданская война, даже бескровная на страницах печати - недопустима. В Польше, ГДР, Прибалтике... националистические чувства помогают людям примириться с трудностями переходного периода, в союзе "9+1" нет и этого, и долг интеллигенции, полагаю, терпеливо объяснять людям, что впереди тяжелый труд и иного выхода нет.

Ни минуты не сомневаюсь, что в истории имя Горбачева сохранится, как Линкольна в США, а враждебное отношение к нему будет вызывать у потомков недоумение. Нас просто не поймут.

Свой роман об убийстве Александра II Ю.Трифонов озаглавил "Нетерпение". Сегодня история повторяется. А дерзость людей, уверенных, что им ничего не грозит, унизительна для всех нас. Она дает убедительные аргументы утверждающим, что без палки наш народ жить не может.

Евгений Пригожин,
г. Сланцы Ленинградской области


ВЫЗОВ

Никак не выберу модальность сказуемого первой фразы: состоится? должен состояться? будем добиваться, чтобы состоялся - в Новосибирском Академгородке, в июне 1992 г., международный научный семинар "Сталинизм как всемирно-историческое явление: закономерность, угроза, вызов". Инициаторы семинара - Ученый Совет новосибирского историко-просветительского общества "Мемориал", Сибирское отделение Советской Социалистической Ассоциации, журналы "ЭКО" и "Век XX и Мир". Цель - выработка научного понимания предмета, обозначенного в названии и поиск путей преодоления названной УГРОЗЫ, которая, по-видимому, еще долго не покинет наш мир.

Когда идея такого семинара была высказана впервые, последовало возражение: "Сталинизм" - это чисто российская болезнь, в остальном мире нас не поймут, надо говорить не о "сталинизме", а о тоталитаризме, тем более, что это правильно и по существу". Однако, многодневная дискуссия позволила убедиться, что сталинизм - не просто разновидность тоталитаризма, а эмпирически зафиксированная для большинства известных освободительных движений социалистической ориентации финальная фаза - идеократическая партийно-государственная диктатура с присущими ей чертами ориентации на откровенно насильственное (включая массовый террор) решение социальных проблем; устрашение (вплоть до физического уничтожения) всех оппозиционных групп, в первую очередь тех, кто указывает на непризнаваемые режимом проблемы; государственная монополизация всех сфер хозяйственной и культурной жизни; эксплуатация идей социальной справедливости и авторитета освободительных движений. Обозначение этого явления словом "сталинизм" лишь отображает тот факт, что наиболее масштабное, всестороннее и полное выражение оно получило в политической, социально-экономической и идеологической системе, созданной Сталиным в России (Советском Союзе).

В результате упомянутой дискуссии, была выработана предварительная концепция, которая была разослана ряду видных ученых и общественных деятелей всех 5 континентов с просьбой - в случае желания принять участие в семинаре - выслать к октябрю сего года свои тезисы, сборник которых будет издан Оргкомитетом и разослан предполагаемым участникам (на наше приглашение откликнулось уже около 30 человек) с тем, чтобы собравшись на семинар, им уже не было нужды выслушивать доклады и можно было бы сразу приступить к рабочей дискуссии. Материалы этой дискуссии, естественно, быдут опубликованы.

Мы полагаем, что такой мозговой штурм не может не быть продуктивным, и его результаты будут интересны всем, для кого упомянутая в названии семинара угроза - не пустой звук. Тезисы будущих участников семинара уже начали поступать. И все же семинар может не состояться: на его проведение оргкомитет не сумел найти денег. Вызов - еще одно ключевое слово из названия семинара - сводится сегодня к 10 тысячам долларов (стоимость в рублях нет смысла нызывать в условиях неопределенной инфляции в СССР). Найдутся ли организации, лица, готовые принять этот вызов и стать нашими спонсорами?

Наши телефоны: (383 2) 35-44-26, 35-74-84; телекс: 1637.

Для зарубежных связей: телефон 35-74-84; телекс 1831.

Адрес оргкомитета: 630090 г. Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17, СО ССА. Л.С.Трусу

Расчетный счет новосибирского историко-просветительского общества "Мемориал" с пометкой "для семинара" N 000 700 470 в Советском отделении Промстройбанка г. Новосибирска.

Леонид Трус,
г. Новосибирск


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #9. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #9
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/9/post.htm