Век ХХ и мир, 1991, #10.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

А.Ф.
Гибель империи: взгляд с Востока

При любых своих славянофильских, почвенных и даже евразийских увлечениях, российская интеллигенция с железной, почти даже бессознательной последовательностью придерживалась западоцентристской модели мира. Даже само культурно-ценностное противостояние Западу носило в большинстве случаев характер самоутвержденческой борьбы за признание нас Западом "своими", своими братьями, родственниками, детьми. По другому, конечно, и быть не могло, ибо генетически, по рождению российская интеллигенция и была по сути побочным ребенком западной культуры.

Между тем, Российская империя, как и ее правопреемник СССР, в религиозно-культурном, лингвистическом и национально-расовом отношениях может претендовать на принадлежность Европе лишь в своей христианской (в большинстве своем - славянской) части. Вторая половина нашего евразийского кентавра была и, несомненно, по-прежнему будет обращена на Восток - тот Восток, к которому мы всегда относились свысока, с пренебрежением "полузападного", "почти белого" человека (как мулаты относятся к неграм в некоторых карибских странах).

Этого "нашего" Востока, его образа мыслей, его представлений о мире и идущих в нем процессах - мы, однако, не знаем совершенно. И, что хуже, не хотим знать, считая что главный полюс силы, единственный источник перемен нашей действительности - развитой Запад.

Однако, в ситуации рапада империи и начавшихся национальных катаклизмов, восточная составляющая евразийского мира может оказаться решающей в выборе альтернатив развития. Ее геополитический, демографический, экономический вес растет, игнорирование этих процессов становится просто неумным и опасным.

В попытке восполнить это зияние, "Век ХХ" с #1/91 /Гамид Херисчи, "О будущем исламского мира"/ начал знакомить читателей с позицией активистов и мыслителей национально-религиозного возрождения Востока. Сегодня мы публикуем статью представителя Исламской партии возрождения, интерпретирующую связь мировых и страновых процессов в сегодняшнем и завтрашнем мире. Сколь странными и экзотическими ни казались бы многие построения и выводы этого текста, читатель должен иметь в виду, что за ними - чуждая нам, но цельная идеологическая традиция, специфический для восточной интеллигенции способ осознания своего места в мире.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #10. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #10
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/10/af.htm