Век ХХ и мир, 1991, #12.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Г.П.
Страна-наследница

К предстоящему рассоединению Украины с Россией

В этом номере журнала мы второй раз за год обращаемся к проблемам Украины. Помимо писем наших украинских читателей, здесь приведен рассказ одного из двух главных кандидатов в Президенты Украины и, вероятно, будущего лидера украинской оппозиции Вячеслава Чорновила (в записи Елены Гаревской и Сергея Шаповала; им же принадлежит и основная статья раздела). Но почему опять - об Украине?

Есть точка зрения, согласно которой Три дня в августе положили начало восстановлению России. Но не менее обоснована мысль, что именно в августе 1991 года история России закончилась. И конечной чертой ее, значение которой только начинает доходить до сознания русскоязычной элиты стало провозглашение незалежной Украины - с расторжением более чем трехвековой государственной связи двух народов . Так прекратилась Россия - искусственная держава, созданная Петром Романовым на основе имперской унии и растворившая в себе царскую Московию и гетманскую Украйну.

Здесь еще мало осознано, до какой степени само понятие р у с с к о г о за эти триста лет стало предполагать и русскоговорящих украинцев; и в какой степени важные речи о "Великой России" теряют всякий смысл вне московско-украинской унии. Референдум о независимости Украины состоится 1 декабря, и в этот день, скорей всего, Москва формально потеряет монополию на роль столицы восточноевропейского славянства - всероссийской столицы : Россий станет две. В одной из них говорят на плохом русском, в другой - на смеси плохого русского с плохим украинским. Но это пройдет, если начинать изучать свой родной язык в детстве...

Расторжение русско-украинского единства, прекращая даже формальное существование России-СССР, порождает два беспрецедентных государственных образования, имеющих р а в н ы е права на легитимность бывшей России . Не помни украинцы о зверствах российских императоров и их преемников - московских секретарей на Украине, последняя могла бы с полным правом принять имя "Украинской Российской Республики"; но боюсь, Киев бесплатно уступит РСФСР свою порцию - крылышко и ножку двуглавого стервятника. Сложней с главным наследством - геополитическим.

Уход Украины несомненно будет осознан правящим великорусским ("демократическим") сознанием как страшный и недопустимый удар. Хуже всего не то, что Украина уходит - и куда она уйдет? Нет, оставаясь тут, под боком, она реально претендует на роль интегрирующего фактора в разоренных - и разоряемых далее - русских землях в Европе. Украина, нерастворимая более в Московии, отдельная от нее и оппонирующая ей государственно и духовно, приобретает вес геополитического гаранта демократии в Евразии. Такая интегральная, европейская Украина может в конце концов оказаться более удачливой из двух Россий - во всяком случае, большей Россией, чем высокомерная химера РСФСР. Это двоецентрие особенно нестерпимо для московских кругов, которые, не сумев завершить ремонт теплоцентралей к зиме, взялись за известное кремлевское ремесло - собирать вокруг Москвы "русские земли".

Неомосковская идеологема с простодушием молодости выражена Сергеем Станкевичем (в сентябрьском интервью "Московскому комсомольцу"):"Я считаю, что работать на Россию - это значит работать на Москву". Подобный парафраз знаменитых слов об "отечестве всех трудящихся" выражает старомосковский солипсизм, который, освободившись наконец от обузы-интернационализма, вновь навис над Евразией.

Существует только один способ потерять шанс, который история вновь, с неслыханной скупостью - в третий раз за полтысячелетия - дает Украине. Страшной ошибкой была бы попытка построить Украину как одноязычное и однонациональное государство; оскопив интегральное начало и поколебав свой хрупкий поликультурный баланс, Окрайны распахнет двери "воссоединительным" интригам Севера. (Интересно: задумываются ли в Киеве, с чего бы это политики, не находившие достаточно матерных слов для уничтожаемых меньшинств Гагаузии, Осетии и Абхазии, вдруг сделали Приднестровье зоной образцовой великорусской любви? В силу чего русскоязычные украинцы Приднестровья вдруг стали для для Госсовета "русским меньшинством" - неделю спустя после того, как делегация парламентариев РСФСР продала их Кишиневу оптом, списав за "прокоммунистические настроения"?..)

Только Украина имеет реальный шанс остановить монотонный повтор московского безумия: власть - оттепель - смута - распад земель - собирание земель - власть... Прекратить колесо насилий, запущенное столетия назад, колесо, под которое попала и сама русская культура.

Когда-то Византия спасла и сохранила великую культуру, созданную Римом и вместе с империей обреченную на уничтожение. Но императорское свинство забыто, а Тацит, а Катулл памятен и жив , не реставраторскими потугами лангобардов - универсализмом у к р а и н н ы х греков Константинополя.

Византия была Украйной Рима - и это она сберегла Рим Европе.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #12
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/12/gp.htm