Век ХХ и мир, 1991, #12.WinUnixMacDosсодержание


БОЛЬНАЯ ТЕМА

А. Лобок
Победа над памятью

В любом столетии и на любом континенте революционная глупость неисчерпаема. Но почему-то максимально сконцентрировалась она именно в нашей стране и именно в нашем веке. И настолько вольготно ей здесь стало, что решила, по-видимому, обосноваться навечно. Вопрос с тотальным переименованием всего и вся в Свердловске в очередной раз решен (спасибо городским депутатам, истинным наследникам Якова Михайловича Свердлова); и спорить уже не о чем. Да и не нужно - мы ведь все родом из Октября: не поймем, где лужа мокра, пока задом не сядем. И я пишу эти заметки вовсе не затем, чтобы своим телом остановить революционный локомотив. Вопрос, к счастью, уже решен, и очередная наша политическая партия (партия "За Екатеринбург") благополучно почила в бозе, коль скоро предмет ее вожделений наконец-то достигнут. А это так хорошо, когда умирают политические партии, - будь то партия "коммунистов", "екатеринбуржцев" или кого угодно другого. Поскольку политика, как известно, - во всяком случае, в нашей стране - есть способ спрятаться от экономики. Но никак не могу отказать себе в удовольствии побрюзжать вдогонку лихо промчавшемуся революционному локомотиву.

То, что нынешние наши революционеры-переименователи мудры не по годам, это естественно. Ведь воспитывались-то они не в отсталой царской России, а самой передовой в мире системой советского образования, в том числе изумительной по своему совершенству системой диалектического и исторического материализма, где "практика - критерий истины". Вот они и торопятся ум свой на практике применить (как учили, начиная со школьной скамьи, великие классики). Не дай Бог - не успеют.

А чего хочется? А хочется вспомнить опыт 17-29 годов, когда все трещало по швам и все меняло свое имя. Когда белое становилось черным, черное - красным, а все вещи меняли свои имена в течение одной ночи.

Сразу скажу как психолог: нет более легкого способа создать у человека устойчивый невроз, как переименовать всю окружающую действительность, то есть разрушить привычные структуры ментальности, систему привычных ритуальных поступков и действий. Потому-то и любят революционеры всех мастей первым делом совершать переворот в именах. И неважно, какова идеология этих переименований - пусть даже идеология "возвращения исторических имен". Главное, согласитесь, не в идеологии, а в том, что бы структуры ментальности подорвать, разрушить. Зачем, спросите Вы? А уж это такая советская революционная традиция. Не замечали: вот шли вы в книжный магазин, куда ходили всю жизнь, - а там все все таблички и все разделы поменяли местами. Это так ошарашивает, что на некоторое время вы полностью утрачиваете способность к самой элементарной пространственной ориентации. Тут-то вас и бери...

Одним словом, ежели надо так ошарашить рядового советского гражданина со средним специальным образованием, чтобы он полгода очухаться не мог, нет лучшего способа, как полностью изменить топонимику его городской среды.

Но, как известно, цель оправдывает средства. Это мы еще по "Краткому курсу" проходили. А цель благая и мудрая. Нам стыдно, что имя нашего города и имена его улиц запятнаны кровью. Нам стыдно, что история нашего города обагрена чудовищными социальными преступлениями. Нам стыдно, что треть своей истории город развивался "по социалистическому пути" и славен был не соборами, а экскаваторами. Нам настолько стыдно, что мы хотим сделать вид, что всего этого не было. Не было семидесятипятилетнего индустриального безумия! Просто тихо-мирно текла себе провинциальная жизнь губернско-купеческого Екатеринбурга, и целую треть его жизни можно стряхнуть как дурной сон. Ведь, и человек лишь две трети жизни бодрствует, а треть жизни - спит...

Но то-то и беда, что как сон прошла жестокая явь. Это мы, свердловчане, безропотно маршировали по проспекту Ленина от площади Труда к площади 1905 года. И не дело прятаться от постыдного прошлого посредством административного приказа. Ведь сняв названия, мы и в самом деле, в конце концов (не сразу - спустя поколение-два), о них забудем. А значит, забудем и о том страшном социальном геноциде, который поразил в ХХ веке наше отечество... Вернее, теоретически будем помнить, да душа болеть не будет.

Лоботомия 1991 года в конце концов даст свои результаты: мы действительно забудем трагедию. А значит, снова будем готовы все повторить. Ведь прилипшие к нам "революционные" имена - это имена-предупреждения, имена-символы. И сегодня не хвалу революции они возносят, а не дают засыпать нашей совести. Живя мы на залитых кровью улицах Свердловска, ты не вправе об этом по-екатеринбургски забывать.

Впрочем, внуки и правнуки у меня вырастут еще не скоро. А пока... Пока новоиспеченный екатеринбуржец Александр Михайлович Лобок выходит на завьюженную Екатеринбургскую площадь и кричит: "Извозчик! Извозчик!.." Только нет ответа. Ибо наяву выходит он на всю ту же богопротивную площадь Труда, зажатую меж уродливых памятников архитектуры периода социалистической индустриализации. И дышит он воздухом зачумленного Свердловска; и по загаженному проспекту Ленина несется не тройка-Русь, а, кашляя выхлопными газами, - венгерский "Икарус", как вечная память о СЭВе.

Не врите хотя бы себе, господа депутаты! Нету в Свердловске никакого Екатеринбурга и в помине. А что будет завтра... Так ведь будущее еще заслужить надо. Вот тогда - впору будет и об именах поговорить.

Но что поделаешь - революция! И летит, и летит российский локомотив истории. "Остановился, пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа".

...Потому что не слышит и не запоминает вопросов.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #12
Больной вопрос.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/12/lobok.htm