Век ХХ и мир, 1991, #12.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Елена Гаревская, Сергей Шаповал
Замысел об Украине

После провала путча наступает эпоха новых взаимоотношений между народами бывшего СССР. За советский период сформировался ряд мифологических символов, в значительной степени определяющих сознание не только бывших партийцев, но и политиков демократического толка. В ряду таких символов-оценок: "растаскивание по национальным квартирам", "резать по живому", "национальные амбиции" и т.п.

Мышление, отталкивающееся от этих символов, породило объяснение развала СССР: герои-москвичи и российский парламент отстояли свободу для всей страны, а "национальные окраины" мгновенно начинают использовать эту победу, чтобы разбежаться по "национальным квартирам". Но за метафорой "национальные квартиры" стоят многовековая история народов, неповторимые и уникальные драмы, без понимания которых не выбраться из ограниченного круга аргументов в пользу необходимости сохранения СССР.

* * *

Украина за свою историю практически не имела государственности. Было два периода, когда она создавала свое государство: с 1648 по 1654 г.г. и после Октябрьской революции. Обе попытки были задушены. Имея все предпосылки для самостоятельного существования в ряду европейских стран, Украина была провинцией Российской, а потом Советской империи. Недаром говорят "на Украине" (подобно тому, как, например, "на Орловщине"), но никогда не скажут: "на России", "на Франции"...

Идея государственной независимости на протяжении долгого времени была стержнем интеллектуальной жизни Украины и во многом определила пути развития и содержание национальной культуры. Так, украинская литература была не только хранителем языка, но и несла в себе идею государственности Украины.

В какой-то степени роковую роль в украинской истории сыграла близость украинского и русского языков. "Старший брат" без труда отвел украинскому языку роль провинциального диалекта. Когда звучит литовская или грузинская речь, не возникает сомнения, что это язык другого народа. Такая мысль по отношению к украинцам для многих русских казалась нелепостью. Довольно широко распространился взгляд: существует Россия, а украинцы и украинский язык - "австрiяцька видумка", как говорит одна дама в пьесе Миколы Кулиша, которая считала, что гораздо приятнее быть изнасилованной, чем украинизированной.

В 1926 году Максим Горький получил письмо из одного украинского издательства с просьбой позволить некоторые сокращения его романа "Мать" в украинском переводе для детей. В ответном письме Горький не только отверг возможность каких бы то ни было сокращений, но и написал следующие весьма примечательные строки: "Мне кажется, что и перевод этой повести на украинское наречие тоже не нужен. Меня очень удивляет тот факт, что люди, ставя перед собой одну и ту же цель, не только утверждают различие наречий - стремятся сделать наречие "языком", но еще и угнетают тех великороссов, которые очутились меньшинством в области данного наречия".

Гонения на все украинское имеют давнюю историю. Уже в 1720 году был издан указ Петра I о запрете украинского языка. Подобные указы стали в дальнейшем традиционными. Уничтожались старые книги, написанные на книжном украинском языке, горели библиотеки. Сегодня церковную литературу по-украински печатают в Германии. На петровское время приходится попытка Украины отделиться от империи, которая в советской истории была заклеймлена как "измена гетмана Ивана Мазепы". С этого момента любые поползновения, связанные с утверждением украинства, вызывали жесточайшие репрессии.

Попытка обрести независимость была совершена и на революционной волне, когда возникла Украинская Народная Республика. За короткий период ее существования укрепилась уверенность украинцев, что у них могут быть и сильные политики, и демократия, и национальная интеллигенция. В 20-30-е годы была физически уничтожена практически вся украинская интеллигенция, около 10 млн. крестьян погибли во время искусственного голода 1932-33 г.г. Политические процессы 30-х годов репетировались на украинских подмостках.

В 1920-30 году состоялся самый крупный на тот момент процесс по сфабрикованному делу Союза освобождения Украины, в результате которого одним махом была уничтожена вся общественная жизнь, не вписывавшаяся в рамки партии и ленинского комсомола. С 1930 по 1941 г. чекисты выявили более 100 различного рода "центров", "блоков", "организаций". В Соловецких лагерях появилась мощная "украинская диаспора". Тогда и возник страшный жупел "украинского буржуазного национализма", под знаком которого Украина существовала вплоть до перестройки.

* * *

Система запретов в Украине была шире и разнообразней, чем в стране в целом. Москвичу или ленинградцу представить это трудно. Возложение цветов к памятнику Тараса Шевченко в день его рождения считалось акцией, расследованием которой занимался КГБ. Чтение трудов украинских историков также запрещалось, и в украинских библиотеках эти книги были недоступны - в то время как в московских библиотеках их можно было взять без труда. Культурная атмосфера была настолько затхлой и абсурдно запретной, что трудно описать и выявить закономерность в том, за что преследовали интеллигенцию. Сергей Параджанов, поставивший один из лучших фильмов в истории украинского кино "Тени забытых предков", как-то пошутил: "Я, армянин, родившийся в Грузии, отбывал срок в русской ссылке за украинский национализм".

Украинское диссидентское движение в основе своей было культурно-национальным. Писатель Евгений Сверстюк, проведший в лагерях и ссылке 12 лет за литературоведческие статьи о творчестве Т. Шевченко и И. Котляревского, так охарактеризовал положение украинской интеллигенции в 70-е годы: "Интеллигенция как носитель здравого смысла понимается как враг, в то время как русская интеллигенция вообще нежелательна для большевиков, точнее нелюбима ими, но все-таки не в такой степени враждебна. Там нет готового "изма", а тут украинская интеллигенция и при царизме, и после революции была носителем оппозиционной национальной мысли. В связи с этим всегда был "усиленный конвой".

Под понятие "украинского буржуазного национализма" подпадало буквально все: от стихов по-украински до сорочки- вышиванки и любви к вареникам и гопаку. Над созданием атмосферы страха трудился огромный штат украинского КГБ и партийные органы, издающие бесконечные постановления об усилении борьбы с затаившимся национализмом.

"Усиленный конвой" продолжал действовать вплоть до 1989 года. Первое массовое национально-демократическое движение - Народный Рух Украины за перестройку, как оно тогда называлось, возникло при мощнейшем противостоянии партийного аппарата и шуме официальной прессы об очередной угрозе украинского национализма, несмотря на лояльную по отношению к КПУ программу.

Десять депутатов украинского парламента - бывшие политзаключенные. Это люди разных убеждений, но никто из них не исповедует (во всяком случае на уровне политических деклараций) превосходство украинской нации над любой другой. Украина прошла путь к провозглашению государственной независимости без единой капли крови, опровергая пока что прогнозы некоторых экспертов.

* * *

В 1918 году украинский историк Михайло Грушевский, рассуждая о перспективах независимой Украины, писал: "Я думаю, что не напрасно пролилась кровь тысяч расстрелянных украинских интеллигентов и молодежи, если она принесла или закрепила духовное освобождение нашего народа от тягчайшего и вреднейшего ярма, которое может быть: добровольно принятого духовного или морального закрепощения. Я скажу резко, но настоящими словами: это духовное холопство, холуйство раба, которого так долго били по лицу, что не только забили в нем всякое людское достоинство, но сделали приверженцем неволи и холопства, его апологетом и панегиристом".

Для национального возрождения необходимо избавиться от комплекса неполноценности, приобретенного в "семье братских народов". Если культура и политика не будут стремиться к интеллектуальной честности, это может привести к последствиям значительно более серьезным, чем неприятное ощущение от признания собственных пороков. Гилберт Кийт Честертон заметил, что нравственное зло возникает не там, где себя ругают, а там, где себя хвалят.

Комплекс неполноценности проявил себя двояким образом: в признании многими украинцами украинской культуры и языка второсортными, сельскими и в удивительной исполнительности воли центральной власти, что нашло свое отражение в поговорке эпохи пролетарского интернационализма - когда в Москве стригут ногти, в Киеве рубят пальцы.

Проблему не может исчерпать только ритуализация независимости, утверждение ее атрибутов. Не осознав своей отдельности, своей свободы, своей национальной принадлежности, невозможно приобрести эти чувства в толпе, даже ликующей по поводу победы.

Cейчас, пожалуй, наступает момент, когда украинская интеллигенция должна сыграть свою роль в полной мере. До сих пор она выступала катализатором общественных процессов: антиимперских, антикоммунистических и т. д. "Перед украинской интеллигенцией открывается теперь, при более свободных формах жизни в России, огромная действенная задача - создать из огромной этнической массы украинского народа украинскую нацию, цельный культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни". Эти слова Иван Франко написал в 1905 году.

Франко глубоко прав, когда говорит о создании, а не возрождении украинской нации и культуры. Волна возрождения культурного достояния поднялась, но довольно быстро спала. Популярность гимнов и старой государственной атрибутики растет, а еще недавно недоступные книги Грушевского, Драгоманова, Хвылевого и др. спокойно лежат на прилавках; спектакли, появление которых казалось невозможным, идут при полупустых залах. Запретное, став доступным, потеряло свой ореол, не сделавшись психологической реальностью.

Монолитность всегда опасна, даже когда восстанавливается историческая справедливость. Сейчас, нам кажется, весьма ощутим дефицит критики, в результате которой четко обозначаются проблемы и национальные, и государственные. Самые радикальные высказывания по адресу Кравчука, компартии, КГБ и т.д. стали уже общим местом. В демократической среде появились свои идеи-символы, личности-символы, критиковать которые без опасения попасть в число носителей имперского сознания трудно.

У интеллигенции должно быть пространство, выходящее за рамки политики, создающее условие для появления элиты и чистого творчества. В противном случае она будет придатком в политической борьбе с часто меняющимися целями и задачами. Точно так же как и политики от искусства сделают документы более поэтичными, речи более захватывающими, но вряд ли смогут эффективно заниматься нудной нормотворческой работой, являющейся одной из основ демократии.

Инерция отрицания порождает инерцию борьбы. При большом желании бороться врага всегда можно найти. После устранения КПУ украинские демократы активно муссируют тему перешедших на нелегальное положение "компартийных структур" и засевших во всех учреждениях партократов. Они объявляются главным препятствием на пути преобразований в Украине, с их наличием связывается предстоящая большая работа по достижению реальной независимости.

Один из достаточно заметных деятелей РУХа объяснил нам: главное завоевать независимость, а сомнений в том, что независимая Украина будет демократической, нет, потому как демократизм - черта характера украинского народа, подтверждением чему многовековая история. Такой взгляд типичен для определенной части демократического движения.

Нам кажется более верной точка зрения одного немецкого профессора: понятия нация и государство соотносятся между собой так же, как замысел и реализация.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #12
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/12/shapoval.htm