Век ХХ и мир, 1991, #12.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Письма с Украины

СТРАШЕН СОН Владимир Звиглянич Я ВАМ НЕ "РУССКИЙ" О. Тормышев, г. Черновцы

СТРАШЕН СОН

В #3 "Века" за этот год помещен обзор М.Павлова о положении на Украине. Некоторые места этого обзора вызывают недоумение. С самого начала заявляется, что "особенностью социально-политической ситуации на Украине является более низкая, по сравнению с Россией, степень активности населения, которая... компенсируется более высокой активностью политизированных групп". Это весьма спорное утверждение приводится без всякой опоры на фактический материал, свидетельствующий о степени активности - читателю предложено просто поверить автору. У читателя в итоге складывается впечатление - установка, что на Украине люди находятся в каких-то особых условиях, между тем, как все беды "обновляющейся" федерации присущи в равной степени и ей.

Никак нельзя согласиться и со следующим основополагающим тезисом Павлова о том, что "существенным отличием ситуации на Украине является доминирование процессов и идеологии нацвозрождения". Эта черта свойственна всем без исключения республикам. Если в вышеприведенной фразе заменить слово "Украина" на "Молдова" или "Россия" - что-то измениться? Очевидно нет.

Наибольшее возражение вызывает освещение автором позиции Межпартийной ассамблеи, именуемой "вспышкой справа". Что такое "левое" и "правое" в нашей политической терминологии - неясно даже на самом высоком уровне. Автор не отдает отчета в этом употреблении терминов, между тем для читателя необходимо было пояснить смысл терминов, дабы не вводить его в заблуждение. Что же характерно для "правой" ассамблеи? Ни много, ни мало как национализм. В международном политическом лексиконе национализм понимается как национальная самоидентификация народов при их деколонизации. В словаре большевиков это есть стремление, противоречащее имперскому диктату и посему безусловно отрицательное. Вплоть до 1988 года на Украине под жупелом "борьбы" с "украинским буржуазным национализмом" компартия вкупе с репрессивными органами истребляли всякую попытку даже обсуждения таких вопросов, как обучение на национальном языке, развитие украинской культуры, экономики, финансов. Оказывается, первыми следствиями активизации украинских (слава Богу, не "буржуазных") националистов стали резкий рост сепаратизма в восточных и южных районах республики, особенно среди 10 млн. русского населения". К сведению автора, эти настроения усилились после принятия еще "старым" коммунистическим ВС Украины Закона о статусе государственного языка. "Националисты" здесь не при чем. Настойчиво проводится мысль о том, что "националисты" (радикалы) якобы стремятся к созданию вооруженных частей. Автор даже не дал себе труда прочесть материалы I съезда Укр. Республ. партии, где особо подчеркнут мирный, парламентский характер ее деятельности. То же самое относится к материалам всех иных партий.

Итак, опять голословные утверждения, представляющие украинцев, пусть даже и зачисленных автором в разряд "националистов", какими-то кровожадными чудовищами. Насколько же надо не знать дух украинской нации, вероятно, самой терпеливой в мире, насколько же надо бессознательно (или осознанно) исповедовать великодержавный шовинизм, чтобы утверждать такое! Именно в самые напряженные дни на Украине, когда официозная коммунистическая пресса трубила о возможности еврейских погромов в Киеве, на Украине, "так называемые" демократы, в их числе и УРП, и Межпартийная ассамблея делали все возможное, чтобы эти бредни рассеять, чтобы не допустить провокации. Совершенным абсурдом звучит следующий тезис автора: "Они ("националисты") рассматривают человека как средство достижения цели (в данном случае - государственной независимости Украины) и вполне готовы пойти ради ее реализации на установление режима жесткой диктатуры и длительную войну с "оккупантами" и "сепаратистами". Помилуй Бог, да где ж оружия-то набрать для "длительной войны"?

Очень обидно за тех читателей журнала, которые апокалипсические видения Павлова примут за чистую монету, а те, кто знают о положении вещей, просто потеряют доверие к журналу.

Владимир Звиглянич
докт. филос. наук,
ст. научн. сотр.
Ин-та философии АН УССР


Я ВАМ НЕ "РУССКИЙ"

29 августа 1991 года в передаче "В стране и в мире" русской службы радио "Свобода" ее корреспондент Михаил Соколов в репортаже о переговорах российской делегации с руководством Украины, вызванных известным заявлением пресс-секретаря Президента России, два раза употребил выражение "украинско-русские отношения", имея в виду отношения между двумя республиками. А затем корреспондент украинской службы радио "Свобода" Светлана Рябошапка, на мое удивление, употребила это же словосочетание - "украинско-русские отношения".

Отвлекаясь от того, что имел в виду Михаил Соколов, у меня возникло единственное истолкование употребленного им выражения, а именно, как отношения между украинцами и русскими на Украине, слегка как отношения между украинцами и русскими вообще, но отнюдь не как отношения между двумя республиками - государствами. Я думаю, в последнем случае правильнее говорить об "украинско-российских отношениях". Употребляя выражение "украинско-русские отношения" при отражении отношений между республиками - государствами, то ли несознательно, то ли подсознательно нагнетают национальную напряженность между украинцами и русскими в Украине. Я думаю, здесь сказывается нежелание разграничивать, отличать понятия Русь и Россия, русский и российский.

Пора определиться в правильном употреблении и понимании понятий Русь и Россия, русский и россиянин. Необходимо всех современных русских называть россиянами, как это сделал в своем выступлении на последнем съезде народных депутатов СССР Л.М. Кравчук: "Это вытекает из нашей истории, из коренных интересов народов наших и тех россиян, которые живут на территории Украины". (В украинском языке. т.е. в переводе на украинский язык "русский" это росiянин, а словом "руський" обозначают народ Киевской Руси). А словом "русские" называть народ, живший на территории Киевской Руси. Конечно, приверженцы единого Союза, единой империи после такого изменения воспользуются случаем подвести под понятие "русские" все современные нации, образовавшиеся после распада Киевской Руси, и этим сохранить империю. (Кстати, в украинской несоветской науке Киевская Русь - это империя!, со всеми вытекающими отсюда следствиями. И не идентичен ли был распад Киевской Руси современному распаду СССР, и, может быть, тогда нации вовсе не образовывались, а самоопределялись. По крайней мере, украинская нация, в ее упорном стремлении образовать свое государство.)

Понятие "русские" должно стать сугубо историческим понятием, производным от слова Русь, и употреблять его необходимо только в историческом аспекте. Тогда россияне, украинцы, белоруссы остаются со своими производными от названия нации, державами - Россией, Украиной, Белоруссией, которые заключают между собой договоры о правах и свободах своих национальных групп, живущих в другом государстве.

Положение с употреблением понятий в обозначении народов и наций в России идентично такому же положению в США. В России единый народ - россияне, это русские, украинцы, евреи чукчи и т.д. В США американцы - это англичане, французы, евреи, украинцы, русские и т.д. Аналогичная ситуация в Украине несколько хуже. Редкий русский, еврей, поляк назовет себя украинцем, т.е. гражданином Украины. Ведь украинец в их понимании обозначает принадлежность к определенной нации - украинской, со своими культурой, языком, традициями. Но никак не к народу, название которого происходит от названия государства - Украины, т.е. к украинскому народу.

Но это не беда. В паспорте гражданина Украины не будет отметки о национальности. Принадлежность к той или иной национальности должна быть личным, если хотите, интимным делом каждого.

Многие политические деятели России, депутаты, прикрываясь беспокойством о положении россиян в Украине, стремятся сохранить империю. Но они забывают, что в России живут, по-моему, три миллиона украинцев, но ни один политический лидер, депутат Украины ни на йоту не усомнился в их безопасном положении. И не нагнетает национальную напряженность в отличие от своих российских коллег.

Бывший "русский", украинец
О.Тормышев,
г. Черновцы


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1991, #12
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/12/zviglan.htm