Век ХХ и мир, 1992, #2.WinUnixMacDosсодержание


ИСТОРИЯ ЭТИХ ДНЕЙ

Игорь Долуцкий
Дурная болезнь

Очерки по психопатологии современности

Листаю на Старой площади протоколы заседаний Секретариата и Политбюро ЦК КПСС, другие документы. Доносы, жалобы, подметные письма, челобитные, прошения функционеров запаса. История о том, как один гроссмейстер обидел другого. Сигнал о тайном сионистском заговоре от сотрудников научного института - и этим занимается Общий отдел ЦК. У Секретариата и ПБ задачи иные: кадровые перемещения, хозяйственные и политические вопросы, визиты, речи, празднования, митинги...
Множатся бумаги. Партия стремится охватить все. Очередной ленинский юбилей (последний) потребовал мобилизации сил свыше пятидесяти разнообразных организаций и структур, лучшие лекторы направляются за рубеж - "разъяснять политику партии на современном этапе сотрудникам советских посольств.
И так из года в год без изменений. Чем ближе к 1991 году, тем меньше соответствия между представлениями "руководящих органов" об окружающей действительности и самой действительностью. Было бы удивительно участникам митингов 1990 года узнать, что "они не достигли своей цели", - то есть, нас только в Москве и только в феврале собралось "всего-то" 400-500 тысяч (а ждали, видимо, миллион?). Политбюро единогласно поддерживает резолюцию, осуждающую за деструктивность и митинги и идею круглого стола...
Уже после отделения партии от государства продолжают ПБ и Секретариат решать вопросы "об утверждении председателей Президиумов ВС" в союзных республиках. Вот, в мае 1990 года "ЦК КП Украины (т. Ивашко В.А.) вносит предложение об освобождении т. Шевченко В.С. от обязанностей Председателя Президиума ВС Украинской ССР в связи с уходом на пенсию". Тут и письмо "т. Шевченко В.С. Горбачеву М.С.", постановление ЦК "об освобождении т. Шевченко В.С. от обязанностей" в связи с уходом на пенсию. И все утверждается, размножается в пяти экземплярах, брошюруется. И на всем гриф "совершенно секретно"...
Все это, впрочем, не мешает активизации особой экономической и внешнеэкономической деятельности умирающей партии ("золото КП"). Многие из "сенсационных документов" я сам видел в подлиннике. Думаю, о характере "экономической работы" можно судить уже сейчас, тем более, что подавляющее большинство материалов опубликовано. Но вот вопрос: какое отношение имеет эта деятельность к августу 1991 года? В ходе парламентских слушаний "определенные силы" (о них ниже) пытались прикрыть отсутствие доказательств причастности партии к подготовке августовских событий демонстрацией финансовых афер коммунистов. Скажу больше - в распоряжении "Комиссии ВС России по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота" нет ни одного факта, свидетельствующего об участии каких-либо партийных структур в подготовке и организации мятежа.
Партия умерла задолго до августа, и не была ни на что способна. Тем более - на переворот, путч, мятеж и т.п. Как, - слышу возмущенные голоса, - да разве сам август не доказал причастности партии?

Второй август

Давайте договоримся о словах. Что мы подразумеваем под термином "КПСС", когда говорим об "участии партии в государственном перевороте"? Всю организацию "сверху донизу"? Центральные органы? Отдельных представителей руководства?
Пока точных ответов на эти вопросы нет, мы не можем обвинять всю партию в сопричастности к августовским событиям. И когда советник российского президента С.Шахрай утверждает, что "достоверно установлено участие партийных структур в государственном перевороте", я хочу спросить: где факты?
Что такое - "партийные структуры"? Кем установлено - если следствием, то как это заявление увязать с постоянно прокламируемой "тайной следствия"? В комиссии ВС России достоверных фактов нет. Не было их предъявлено и в парламентских слушаниях.
Например, "факт N1" - знаменитая шифровка Секретариата от 19 августа с предложением "принять меры по участию коммунистов в содействии ГКЧП". Как заявил одним из первых Н.Назарбаев, этим Секретариат себя полностью дискредитировал, а попытка созвать 20 августа Пленум ЦК свидетельствует о стремлении Секретариата оказать помощь ГКЧП (записка Н.Назарбаева в ПБ 22 августа). Эту шифротелеграмму отправил от имени Секретариата член ПБ и секретарь ЦК Олег Шенин, но подобный документ не имеет никакой силы с точки зрения партийного делопроизводства, поскольку документы Секретариата могут выходить в свет лишь за подписью генсека или его заместителя. Секретариат же не собирался и постановлений не принимал. И пленума, как известно, не было.
"Факт N2" - ГКЧП "поддержало большинство обкомов партии". Об этом было заявлено в ходе парламентских слушаний. Что значит большинство? Сколько конкретно? И в чем выразилась поддержка? Вопрос не праздный, поскольку председатель комиссии ВС России "по расследованию причин и обстоятельств" Лев Пономарев склонен даже выжидательную позицию или бездействие партийных и советских структур на местах рассматривать как пособничество заговору. Вот, например, руководство РКП отмежевалось от ГКЧП только утром 21 августа: почему не раньше?
Один мой знакомый после этих умственных упражнений возмутился: "Идиот! Партию защищаешь?! Ты что, не знаешь, что они с нами сделали, если б победили?" Догадываюсь, а как же... Но это были бы их проблемы. А что и как с ними сделаем мы - проблемы наши.
У меня не было и нет оснований любить или хотя бы уважать коммунистическую партию. Более того, у меня самого есть очень большие подозрения, - но мне нужны факты.
И вот, неотразимый аргумент: ГКЧП как на подбор - из высшего партийного эшелона. Что ж - следствие покажет. Пока же, видимо, более корректно говорить об отчаявшихся государственных мужах, а не о членах партийного руководства.
Разве это не одно и то же? - Думаю, что нет. Были ли действия ГКЧП коммунистическими по идеологии? В государственном апофеозе "вождей" партийно-коммунистическая мелодия едва слышалась. По-моему, можно говорить о первой в истории советской власти попытке деиделогизированного государственного переворота.
И если уж множить исторические параллели, то придется признать аналогом августа 1991 года - август 1917-го, корниловский мятеж. Правда, сейчас в обществе не очень подходящие настроения для подобных сравнений. Но очевидны не только надпартийность ГКЧП и Корнилова в борьбе за спасение Отечества и государства, одиночество "заложников демократии" - Горбачева и Керенского, но куда более существенное - логика событий, их суть: поражение демократической реформистской альтернативы, задавленной в борьбе двух диктатур. Или Корнилов и ГКЧП - или большевики и необольшевики... Жаль!
Когда комиссия ВС России только начинала работу, казалось, что всем все ясно: через несколько дней родился итоговый документ (проект). Почти ни у кого не вызвало сомнения, что в августе произошел государственный переворот, в котором виновны партия, депутатская группа "Союз", С. Кургинян, и многие другие. Причины и обстоятельства понятны, - осталось организовать Второй Нюрнбергский процесс. Одним словом - "вбить осиновый кол", как говорилось в большевистское время.
Но взять хотя бы термин "государственный переворот". Он был или его не было? Лично я уверен, что 19-21 августа состоялся мятеж. Удачный мятеж и есть государственный переворот. Какая разница? Та же, что между покушением на убийство и самим убийством. Если же в название комиссии закладывается то, чего не было, и берутся "расследовать причины" небывшего, то, как говорил начштаба войсковой части, "я не спрашиваю почему, я спрашиваю зачем?"
Помнится великолепный парламентский дуэт Сергея Шахрая (советника президента) и Николая Федорова (министра юстиции). Ведущий мотив: база для национализации партийного имущества отсутствует, и надо просить Бориса Николаевича - не издаст ли указа?
Итак: партия есть, имущество у нее есть, взять его хочется, а вот "базы" нет, то есть юридическая невозможность мешает. И всех проблем, господа?
Поскольку "партия никогда партией не была", а "являлась частью государственной структуры", "особым механизмом в реализации власти", то ее участь, оказывается, "может" решать не суд, а высший орган государственной власти. Президент издал указ, - и КПСС нет, а имущество ее - наше.

Чистоплюй Пушкин

Один преуспевающий историк как-то молвил: "Хорошо было ученым естественных наук в 70-80 годах - писали что хотели. А нам тоже есть надо было. Вот мы и писали..." Проникаюсь сочувствием, ибо продаваться из нужды, как учит Ф.М.Достоевский вполне достойно. Только есть же и предел падения.
Допустим, некто, будучи уже доктором наук исторических, профессором и членом партии, издает в 1987 году книги о Великом Октябре, торжестве ленинской национальной программы партии, чуть позднее выступает за восстановление честных имен коммунистов, искренне выполнявших ленинские заветы, а в 1991 году, после августа, возьми и скажи: "А ведь Ленин куда страшнее и опаснее Сталина... Ленин - самая отвратительная фигура нашей истории." Это что - продажа по нужде или из любви к искусству? Не допускаю мысли, чтобы профессионал узнал вдруг о Ленине (даже из закрытых ранее архивов) нечто такое, что бы принципиально отличалось от уже известного.
Несомненно, любая "власть отвратительна как руки брадобрея", любая политика - вещь грязная, в том числе и ленинская. Но меня интересует не история и историки, а, скажем так, - психологический стимул антиленинской кампании.
Языческий восторг по поводу свержения прошлых кумиров россиян и их историков напоминает глуповское "бездельное и смеха достойное неистовство", в процессе которого, благодаря метанию Ивашек с раската и обмазыванию идолов разными пакостями, атаманы-молодцы очищались от крамолы и собственного греха.
Тут-то, о чем писал Пушкин П.А.Вяземскому: "Толпа... в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы, - иначе."
Зато Сталин, оказалось, именно "как мы" - грубый, простой, понятный... Да и что взять с поверженного не нами кумира?! Проще разрядить все свои фобии и комплексы на Ленине.

Новое поколение выбирает Нюрнберг

Кто о чем, а я о ведьмах. Существуют две концепции ведовства и борьбы с ним. Первая, народная, которая строилась на вере в "дурной глаз" и жалобах-доносах средневекового простолюдина, обвинявшего ведьм в мелких пакостях. Вторая - учено-инквизиторская, выраставшая из "доказанных и очевидных фактов" связи ведьм с дьяволом, наличия съездов (шабашей), на которых ведьмы сговаривались извести свой народ и все человечество. Ведьма из недруга деревни превращалась во врага всего цивилизованного мира. И начинался отлов этих легкомысленных (красно-коричневых?) дамочек.
... Потихоньку, исподволь внедряется в общественное сознание - "нужен Нюрнбергский суд над КПСС". Не какой-нибудь там будущий "суд Истории", а вот прямо сейчас, завтра, на этом месте! Кому, почему и зачем это требуется, мы, как будто, выяснили. Не остановят нас и "технические сложности" - захотим, всех пересажаем. Это ж надо - двадцать миллионов преступников гуляют на свободе!..
Партию собираются судить именно как коммунистическую. Помните, французский якобинец Сен-Жюст заявил, что король уже потому преступник, что он - король? Догадываюсь о чувствах, питаемых Сен-Жюстом к монархии Прекрасно знаю, что обвинение заявляет о своем желании судить партию не за идеологию, а "за дела". Главные пункты обвинения: уничтожение собственного народа, развал экономики, развязывание колониальных войн, подавление демократических движений в странах Восточной Европы и экспорт революции. Одним словом, как выразился Аркадий Ваксберг в "Лит-газете", "дело всей партии, которую надо судить за преступления против мира и человечности, находится в производстве".
Возможно, кто-то возьмется отрицать наличие перечисленных преступлений. Я этого делать не стану, иное меня смущает: те же пункты обвинения можно выдвинуть и против российского самодержавия. Так не "вчинить ли иск"?
Династия Романовых, начав царствовать как "народная избранница" (все-таки, первого царя избирал Земской Собор), загнала свой народ в стойло крепостничества как раз тогда, когда Западная Европа стряхивала последние его остатки.
Тишайший Алексей Михайлович повелел под страхом смерти горожанам посада не покидать и не жениться за его пределами. А "герр Питер" со своим творением, "кнутогерманской империей"? Едва Русь в себя пришла к концу ХVI века от войн, опричнины и голодовок (тоже, кстати, не большевистское изобретение), потратив сто пятьдесят лет на восстановление хозяйства, как "бонбардир" сгноил четверть населения страны. Сто тысяч русских мужиков вбил император в невскую болотину, поднимая Петрополь из блат.
А превращение деревень в военные поселения и военных поселений в деревни, застой николаевской (ХIХ век) и позор Крымской войны, а непробиваемое упорство Николая II, доведшее среди прочих причин страну до революции? Оценка зависит от политической позиции нынешних властей. Например, депутату Олегу Румянцеву хочется считать, что Николай II "даровал н а м" в октябре 1905 года свободу и конституцию? Пожалуйста. Только не будь в тот год революции, никаких бы манифестов "вам" не видать. Итак, стоит только встать на "нюрнбергский" путь, и мы сразу же вынуждены признать правоту большевиков, порешивших уцелевших Романовых, - династия действительно была преступна.
Мне кажется абсурдным судить исторические явления, а самодержавие и большевизм со своей партией, на мой взгляд, таковы. А.И.Герцен уверен: понимать и обвинять почти так же нелепо, как не понимать и казнить. Но мы-то даже и не поняли!.. Кто может, например, четко определить: эти вот преступления - от коммунизма, а эти - достались в наследство? Нелепо же обвинять больного в дурной наследственности. История дискретна вообще, дискретна и история большевизма. Осмелимся ли отбросить принцип - то, что после чего-то далеко не всегда - следствие этого самого "чего-то"?
Лично я не собираюсь никого отдавать на копья, соглашаясь с А.И.Герценом - история вовсе не управа благочиния. Мне понятен стоицизм Николая Бердяева, уверенного, что революция должна быть изжита; мы все еще ее изживаем.
Мы все - коммунисты и беспартийные, атеисты и верующие - сотворили нашу историю. Это мы поднимали руки и голосовали за "нерушимый блок". Сколько нас вышло на площадь в 1968 году - пять? восемь?..
По некоторым признакам могу судить, что был и остаюсь неплохим учителем истории и методистом, но ведь и я научил наших мальчишек так воевать в Афганистане. Хорошо учили, если они и теперь, пройдя все круги ада, слепы: это наш страх сидит в них.
Это мы толковали девочкам об этике и психологии семейной жизни, а потом превратили в девок. Это наши воспитанники сперва устроили Чернобыль, а потом устилали собой дорогу к ядерному храму, закрывали грудью реактор: мы их учили, чуть что - на амбразуру.
С собой беспартийным, рядовым - мне все ясно. Кто бы объяснил, по какому праву мне теперь судить своего отца, коммуниста с полувековым стажем, полковника в отставке? И за что судить - за "членство в преступных организациях"? Или за то, что ушел добровольцем в Красную Армию в 1941 году и с ней отступил сначала до Москвы, а потом до Сталинграда?
За то, что дошел до Кенигсберга и взял его? За семь ранений и контузий? За три похоронки, полученных на него бабушкой? За ордена и медали? А их, таких вот, спасших не только Систему, но и нас, - миллионы. И после войны отец, талантливый, умнейший человек дрался за собственную честь и достоинство своих офицеров и солдат, защищая от дубиноголового начальства. И не стал генералом.
Преступление должно быть наказано, "вор" должен сидеть. Но этот вот, конкретный, - и за свои деяния.
Один мой ученик в конце самых что ни на есть 70-х годах четко сформулировал: "Возвеличить Россию насилием невозможно". И тогда, и сейчас согласен с этим. Даже если насилие будет направлено только против одной коммунистической партии.
Когда вижу народных депутатов с Ельциным да с рынком в башке и (пока еще) с мандатом в руке; вижу в ответ на малейшее возражение стекленеющие глаза, застывающие лица, - то понимаю: действительно, народу нашему пределы не поставлены и революция продолжается.
Московский Нюрнберг неизбежно перерастет в новый тур Московских процессов. Готовится мерзкое, отвратительно-грязное дело; молчать нельзя.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #2
История этих дней.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/2/dolutsk.htm