Век ХХ и мир, 1992, #2.WinUnixMacDosсодержание


СПРАВА И СЛЕВА

Борис Львин
Свобода рук

Ограничено ли правительство России социальными обязательствами?

1.

Наше время - не просто период проведения стандартных экономических реформ, детально изученный по опыту стран Европы, Латинской Америки, Азии. В России завершаются две революции - социальная и политическая, и сопутствующий им экономический переворот.
Социальная революция означает ликвидацию большей, подавляющей части социальных барьеров и, соответственно, жесткого социального деления на слои, классы и группировки.
Политическая революция означает ликвидацию и крах государства как социального института в этой стране. Это важно понять - в этом отличие ситуаций в странах Восточной Европы и так называемого СНГ.
Там имеет место только переворот - крах режима, крах элиты. На фоне этого краха происходит постепенная - и очень быстрая - материализация нового государственного режима, вдвойне крепкого своей реставрационной идеологией. Имеет место борьба партий и группировок, но только внутри этого нового режима; сам же режим эффективен, последователен и консолидирован. В результате правительства имеют относительно легкую возможность идти по пути традиционных, уже навязших в зубах реформ.
У нас же - страна осталась и изменилась, а государство сморщивается и исчезает. Все попытки идейной, не говоря уже об организационной, реставрации дооктябрьской России, неизбежно вынужденные объявлять большевистскую эпоху периодом чуждой оккупации и враждебного господства, - все эти попытки остались интеллигентскими потугами.
Крах же собственно политического режима, переворот - то есть то общее, что роднит Россию с бывшими ее сателлитами, - у нас настолько глубок и всеобъемлющ, что требует гораздо более длительного периода для осуществления и еще не вполне закончен. Существующий ныне режим в лучшем случае может быть признан разлагающимся остатком режима старого...

2.

В результате - три стратегических вывода для правительства. Первый. Социальная революция произвела редкое даже для двадцатого века выравнивание общества. Психологические пределы социальной мобильности исключительно высоки - не случайно предыдущий режим изобретал столько барьеров на путях этой мобильности.
Такое состояние общества более всего благоприятствует атмосфере равноправной сделки, партнерства, торга - и не способствует взаимодействию статусов, закрепленных арбитрально, внешне по отношению к их носителям, - государственно. Этот вывод заставляет нас относиться с априорным доверием к любому способу разрешения проблем на путях двусторонних рыночных отношений.
Такое состояние общества не дает никаким коалициям оформиться в виде жестких дисциплинированных корпораций. Можно смело посоветовать правительству все учреждения, именующие себя партиями, профсоюзами, объединениями предпринимателей, фермеров, потребителей и т.д. считать для себя заранее политически ничтожными и несуществующими. Реакция правительства на телодвижения этих учреждений не должна выходить за пределы политического театра - безо всяких серьезных последствий.
Второй. Политический переворот и крах режима приводят к ликвидации и аннулированию подавляющей части государственных обязательств, независимо от их формы и происхождения. Слабостью всех предыдущих режимов в их попытках реформирования была страсть к преемственности. Мы должны от нее категорически отказаться.
Ее от нас никто и не ожидает.
Предыдущая и еще не вполне разрушенная экономическая система вся зиждилась на постоянно обновляемом вертикальном потоке гарантий и обязательств. Они существовали в явной форме списков, очередей, временных, пожизненных и наследуемых льгот и привилегий, в форме писаных и неписаных социальных гарантий, в форме ожидаемой санкции на совершение горизонтальных сделок - и в форме обязательной ответной лояльности.
Сегодня еще можно встретить остаточное следование этим обязательствам, копившимся десятилетиями. Остаточное - потому что опирается оно на быстро изживаемую и размываемую традицию.
Можно смело и решительно отказываться от всех этих обязательств, не задумываясь над формой их компенсации или, храни Господь, их выполнения. Надо помнить, что любая попытка взять на себя новые обязательства хотя бы в форме компенсации гарантий старых и неисполненных - обречена на провал, и этим немедленным провалом вызовет резкое и справедливое возмущение.
Зато и не следует ожидать ответной лояльности. Если ранее льготы и привилегии играли стабилизирующую и дисциплинирующую роль, то сегодня их единственным результатом осталось моральное и организационное разложение, чему судьба нынешних Советов и правительств - нагляднейший пример.
Единственными обязательствами правительства могут (но не обязательно должны) стать обязательства объективные - не государственные, не идеологические - по отношению к объективно неполноценным членам общества. Такие обязательства безусловны и не требуют ответной лояльности бенефицианта.
Третий. Крах государства как института приводит к ликвидации последовательной иерархической системы агентов правительства. Исчезает специфическая государственная этика, определяющая соотносительное поведение чиновника и гражданина.
По меткому замечанию Виталия Найшуля, в этой стране сегодня нет незыблемых государственных норм и правил; вертикальный бюрократический торг из неизбежного зла превращается в единственную форму деятельности государственных людей. Если, как мы показали выше, никто не желает идти на длительное сотрудничество с правительством в обмен на взятые им на себя обязательства, то и претензии правительства на выражение "общенациональной воли" не встречают сочувствия даже в среде его чиновников среднего звена, не говоря уже о рядовых гражданах.
Правительство может с определенным основанием уподобить себя голове, но рассчитывать на адекватное управление руками и ногами у него нет никаких оснований.
Следовательно, любые попытки социально-экономической инженерии даже с самыми благими целями будут иметь два результата: нулевой с точки зрения носителей оных благих намерений - никто не будет реализовывать их конструктивные начинания - и отрицательный с точки зрения общественной эффективности - будет открываться новая возможность коррупции.

3.

В итоге - некоторые принципы деятельности правительства:
Отказ от конструирования. Прекращение создания новых учреждений, агентств и ведомств Центрального аппарата, наделенных административными правами. Изучение недавних актов о создании подобных институтов однозначно говорит об их, в лучшем случае, бесполезности.
Отказ от лицензирования. Должна быть отброшена иллюзия того, что государственные эксперты в какой бы то ни было области хозяйственной деятельности способны проводить объективную оценку и сортировку с учетом общественных интересов. Стопроцентно будут коррумпированы: во-первых, выдача лицензий, во-вторых, контроль и пресечение нелицензированных предпринимателей.
Это касается любой области деятельности - обращения ценных бумаг, санитарного контроля в общественном питании, торговли лекарственными препаратами, составления учебных программ школ и курсов, экспорта и импорта, валютных операций, приватизационных процессов.
Любая аргументация в пользу необходимости лицензирования должна быть парирована предложением коммерциализации. Так, вместо лицензий на торговлю лекарствами соответствующее ведомство может выдавать заинтересованным специализированным торговым предприятиям гарантийные сертификаты.
Отказ от индивидуализма. Предложения об издании нормативных актов, исходящие от конкретных просителей, должны встречать ответное предложение самим разработать более общий акт по данной тематике для целого класса субъектов, однородных просителю и конкурентных ему. Если итоговый проект не встретит возражений у заинтересованных субъектов, препятствий к его утверждению нет.
Отказ от арбитража. Правительство должно всячески избегать вовлечения в качестве третьей стороны в экономические конфликты по поводу условий сделки. Возможность эффективного "честного маклерства" у правительства, как мы видели, ничтожна, любое содержательное решение вызовет недовольство как минимум одной из сторон.
Практически всегда аппеляции к правительству как к верховному арбитру чаще всего в форме ультиматумов, угроз, забастовок и подобных демонстративных акций означают, что в данной области либерализация, ликвидация административного контроля - еще не завершены. Эффективным ответом на подобные аппеляции станет либерализация как бы вынужденная. Можно быть уверенным, что амбиции таких отраслей как транспорт, энергетика, нефтедобыча - будут сломлены снятием централизованного контроля за условиями их деятельности, в частности, за ценами.
Арбитражные апелляции обычно предъявляются от имени заинтересованных профессиональных или отраслевых коалиций. Коммерциализация ведет самым прямым путем к размыванию и расслоению этих коалиций, к ослаблению их деформирующей силы.
Повышение прозрачности нормотворчества. Используя терминологию Виталия Найшуля, можно говорить об объеме административной валюты, находящейся в распоряжении центральных органов. Политическая революция позволяет уменьшить этот объем. Мягким средством для достижения этой цели могло бы служить целенаправленное снятие сознательно культивируемой закрытости, повышающей курс административной валюты.
Конкретно - имеет смысл ввести норму, согласно которой все, абсолютно все нормативные акты центральных (в самом широком смысле) органов приобретают обязательный характер исключительно после публикации в едином печатном органе.
Либерализация внешней торговли. Эта область, наряду с областью кредитной политики, осталась незатронутой в процессе первого этапа реформы просто до неприличия. Зато теперь открывается возможность отведения возмущенных аппеляций самых чувствительных для правительства ходоков - промышленных и добывающих центров - предложением им переориентации на единственный реальный для них рынок, рынок внешний. Здесь открываются большие возможности для политического маркетинга и использования криков о бедственном положении отраслей и регионов - против патриотического протекционизма, и без того слабого.
Имеются все основания для того, чтобы практически немедленно снять все существующие ограничения на внешние связи, включая либо полную ликвидацию органов таможенного, валютного, пограничного, паспортного контроля, органов контроля режима секретности и каналов связи, либо отключение их от реальной жизни с последующим незаметным умиранием, по схеме органов цензуры.
Уже сегодня Россия живет без тарифов на импорт - стоило бы протянуть разработку нового тарифа до бесконечности.!
Идея контроля экспорта в виде дифференцированных ставок экспортного налога и лицензированного вывоза должна быть, естественно, отброшена бесповоротно. Так же необходимо отбросить особый межеумочный и невразумительный порядок взаимоотношений в рамках так называемого СНГ.
Правительство должно, наконец-таки, отбросить недавнюю, но уже укоренившуюся традицию клянчить гуманитарную помощь, кредиты и стабилизационные фонды. Следует использовать момент определенной тревоги и симпатии на Западе и добиваться от него снятия ограничений для российского экспорта.Это, возможно, было бы не трудно, если принять во внимание, что российской экспортной экспансии Запад не ожидает и не боится.
Зато в рамках ликвидации старых обязательств прежних режимов вполне возможно добиться списания наших долгов. Похоже, что их сегодня можно аннулировать даже в одностороннем порядке. Еще проще было бы продать за адекватную сумму весь запас ядерных боеголовок... Списание долга лишит аргументов политику валютного контроля и валютного специального обложения.
Ускорение жилищной реформы. Эта реформа должна стать образцом экономической политики правительства и мотором реформы. Дело в том, что здесь практически не требуется конструктивное сочинительство: реформа практически уже осуществлена в живой практике, требуется всего только зафиксировать ее в нормативных документах. Городское население уже сегодня ведет себя по отношению к занимаемой им площади как к своей собственности. Механизм ЖСК с полностью оплаченной стоимостью при минимальных коррекциях его устава практически обеспечивает необходимую степень мобильности. Достаточно просто объявить государственное жилье переведенным в статус кооперативного - и будут решены проблемы торга по поводу оценки жилья, минимального надела и т.д.
Результатом будет ускорение территориальной мобильности, становящейся серьезным фактором структурной перестройки. Возможность капитализации жилья снимет остроту проблем огромного числа пенсионеров и т.д.
Использование существующего запаса норм. На предыдущем примере можно показать, насколько результативнее и эффективнее использование для реформы метода ланцета, а не метода топора. Игра на конкуренции норм, дрейф от старых запретительных норм в сторону старых же разрешающих, тонкая их корректировка должны стать многообещающим средством. Чехарда законов создает у гражданина не чувство свободы, а чувство потерянности и безысходности.
Законотворчество по принципу "белый лист бумаги" всегда будет попыткой втиснуть реальную и очень слабо изученную практику в умозрительные схемы, часто представляющие компиляции иностранных обрывков. Такое законодательство станет неисчерпаемым источником паразитической "административной валюты". Гораздо лучше не иметь никаких государственных норм, чем иметь искусственные.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #2
Справа и слева.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/2/lvin.htm