Век ХХ и мир, 1992, #3.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ
Как выжить в российской тюрьме


(Фрагменты из книги, подготовленной авторским коллективом: Ю. Чижов, В. Руднев, М. Родман, В. Абрамкин и др.)

"Тюремные касты"

На любой зоне существуют несколько каст, то есть групп зеков разного "достоинства". Главных каст четыре, а промежуточных на каждой зоне может быть гораздо больше (кстати, среди зеков именно так и говорится: на тюрьме, на зоне).
Первая, высшая каста - блатные, вторая, самая многочисленная - мужики, третья, более или менее большая (в зависимости от зоны) - козлы, четвертая, низшая - петухи, опущенные. Не знаю, можно ли считать опущенных отдельной кастой, но это уже вопрос академический. А мы будем считать, что каст четыре. Начнем сверху.

Блатные, они же воры, жиганы, путевые, авторитеты и так далее.

Это профессиональные преступники. Тюрьмы и лагеря для них - обязательные этапы их профессиональной карьеры. Преступный мир - особенный мир, попасть туда постороннему очень трудно, практически невозможно. Совершить преступление, самое что ни на есть профессиональное - банк ограбить, к примеру, - еще не значит быть принятым в этот мир. Само понятие "вор" для преступного мира свято. Ворами называют только тех преступников, которые были "окрещены" ворами, то есть приняты в воровское сословие со всеми подобающими процедурами: своеобразным "кандидатским стажем", рекомендациями, собранием - "сходкой". Тех, кто зарабатывает на жизнь кражами, называют в зависимости от их специализации: например, карманника - крадун, ширман, щипач... По разным оценкам сейчас воров в Союзе всего несколько сотен. Они объединены в несколько враждующих группировок.
Если на зоне нет настоящего вора, воровской мир старается послать туда "смотрящего", то есть своего представителя, который будет следить за тем, чтобы зеки соблюдали воровской закон и воровские "наказы".
Воровские наказы - это обычно новое правило, созданное в результате какого-то спора между зеками, или в качестве ответа на новую ментовскую акцию. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон. Воля смотрящего для других зеков - такой же закон, как воля вора. При смотрящем или воре есть группа его помощников. Это и есть высшая каста в лагере - блатные. Конечно, в каком-то лагере настоящего вора или смотрящего может и не быть. Но в каждом лагере есть люди, считающие себя профессионалами, тюрьму родным домом, а всех прочих ее обитателей - пришельцами.
В касте блатных есть главный - "пахан", "авторитет". При пахане что-то вроде политбюро - несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой - за "общаком", третий - еще за чем-нибудь. Их тоже могут называть "авторитетами". У пахана и его приближенных есть гвардия - "атлеты", "бойцы", "гладиаторы".
Блатные - это реальная власть на зоне, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии - право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный пахан обязан следить за тем, чтобы зона "грелась", то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, наркотики, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, обижен, обделен.
Все это не означает, конечно, что для пахана правильный порядок на зоне важнее личных благ. Часто его забота о братве - только предлог для того, чтобы давить ее и грести все под себя. Но и зон, где пахан не вылезает из ШИЗО и весь срок проводит на хлебе и воде ради того, чтобы братва жила мирно и не впроголодь, тоже хватает.

Мужики

Это следующая каста. Она состоит из случайных, в общем-то, на зоне людей. Одного жена посадила за пьянки, другой машину казенную разбил, третий с работы что-то украл, тот подрался, а этот за чердак сидит - жил без прописки, бомж. У нас ведь вообще от пятидесяти до девяносто процентов зеков - люди, которых в США попросту оштрафовали бы, и дело с концом. Там ведь тюрьмы только убытки приносят, а у нас - прибыль; в этом все дело.
Мужики прежде всего работают. Пашут на обычной работе - не бригадирами, не мастерами, а простыми работягами. Ни на какую власть они не претендуют, но и никому не прислуживают, с ментами не сотрудничают. Вмешиваться в дела блатных не могут - права голоса на "разборках" мужики не имеют. Но есть, конечно, среди них уважаемые люди, к которым блатные прислушиваются, не говоря уже об остальных мужиках. Словом, мужики - это зеки, которые собираются после отбытия срока вернуться к нормальной жизни.

Козлы

Это открытые сотрудники лагерной администрации. Те, кто согласились принять какую-нибудь должность - завхоза, заведующего клубом, библиотекаря, коменданта зоны. Те, кто надел "косяк" - красную повязку. Те, кто вступили в СПП - "секцию профилактики правонарушений", то есть во внутреннюю полицию лагеря. Еще их называют "суками". "Ссученный" - согласившийся работать на ментов. Сами менты называют козлов "активом", "лицами, твердо вставшими на путь исправления". Конечно, зеки относятся к ним плохо. К предателям везде плохо относятся.
В козлы разными путями попадают: кто по доброй воле, кого-то заставят, кого-то запугают. На некоторых зонах прибывшему этапу вообще телогрейки с уже пришитыми повязками выдают. Наденешь - ссучишься. Не наденешь, сорвешь повязку - посадят в ШИЗО, а по выходе получишь ту же телогрейку, то же предложение и то же ШИЗО за отказ. И так много месяцев подряд. Некоторые выдерживают - через голод, через туберкулез. Ну, а не выдержишь, - станешь козлом. Будешь делать то же, что и все козлы - дежурить на КПП между "локалками" - оградами внутри зоны, или между "жилухой" и "промкой" - промышленной частью зоны. Будешь "куму", начальнику оперчасти таких же зеков, как сам, сдавать. И даже если ты не запишешься в СПП, а будешь, например, работать в библиотеке, все равно ты - козел, и братва тебя к себе не примет. На зоне вообще движения вверх, от низшей касты к высшей, нет.
С козлами можно здороваться, общаться с ними, прикасаться к ним, но ни в какие разговоры с ними вступать нельзя. В общак их тоже не пускают.

"Петухи", они же "обиженные", "опущенные", "пидеры" и так далее.

Это каста пассивных гомосексуалистов. Каста изгоев, неприкасаемых, отверженных. На том же уровне в зоне находится промежуточная каста - "чушки", "черти" - с той только разницей, что в качестве пассивных педерастов их не используют: они просто неприкасаемые.
Гомосексуализм в тюрьмах существовал всегда. Был он, как правило, делом добровольным и для других мало интересным. Но с какого-то времени - по некоторым сведениям, с реформы "исправительно-трудовой" системы 1961 года - на зонах распространился обычай: наказание в виде насильственного обращения виновного в педераста. Подобное встречается и у некоторых видов обезьян - вожак стаи в знак победы над провинившимся самцом насилует его. Если учесть, что такой вид наказания существует только в советских лагерях и тюрьмах, объяснить обычай опущения можно как результат упадка культуры народа, его деградации.
Больше всего людей опускают в зонах для малолеток, то есть там, где не знают тюремного закона, пусть страшного и жестокого, но единственного, при котором люди могут остаться людьми, да и просто выжить. Вслед за малолеткой больше всего опущенных дают тюрьмы. В лагерях опускают гораздо реже, чем в тюрьмах. Чем режим жестче - тем реже. (Вообще - чем тяжелее в лагере режим, тем легче тем, кто в нем сидит.)
Говорят, лучше умереть, чем стать "петухом". Обращаются с ними очень жестоко: в параши кидают, заставляют мышей жрать, лампочки им в задницы засовывают - кто во что горазд. Но это, опять же, от режима зависит. Самые дикие вещи с ними на общем режиме творят, не говоря уже о малолетке.
Вот на строгом полегче. Там каждый зек знает свое место. Обычно на строгом режиме, да и вообще в любой правильной зоне петух - это просто отторгнутый человек. У него все отдельное и прикасаться он ни к кому не смеет. Если его обидели, несправедливо с ним поступили, он может пожаловаться авторитетам и его защитят, потому что опытные люди понимают: замордованный своими пойдет искать защиты у чужих. То есть станет работать на ментов, стучать.
У петухов места отдельные, посуда отдельная, работа отдельная - плац мести, сортиры мыть. Брать у них ничего нельзя. А дать, бросить, чтобы случайно не прикоснуться, можно. Хотя и здесь есть исключения. Когда их "употребляют", это оскверняющим контактом не считается. В ШИЗО иногда только через петуха что-нибудь передать можно - вот через них грев и передают. Считается, что в такой ситуации ни вещи, прошедшие через руки петуха, ни тот, кто их получил, не "зашквариваются", то есть не оскверняются.
Петухами становятся на всю жизнь. Если петух приезжает на зону, где его никто не знает, - когда его туда переведут, или с воли, если посадят второй раз, - он обязан сообщить братве о своем статусе. Скрывать это бесполезно, рано или поздно прошлое петуха становится известным и тогда раскрытых петухов наказывают, избивают, часто убивают. Ведь считается, что такой петух "зашкварил" всех тех, кто его за равного себе считал.
Кстати, среди опущенных пассивных гомосексуалистов и "проституток", вопреки распространенному мнению, не так уж и много. На усиленном, строгом и особом режиме всего 20-30 %. В основном, в опущенные попадают за грубейшие нарушения тюремного закона, например, за стукачество, за крысятничество (воровство у своих), за беспредел, неуплату карточного долга. Те, кто сам опускал, либо был паханом камеры, в которой кого-то без вины опустили, тоже очень вероятные кандидаты в петухи.
Могут - и это тоже крупнейший косяк - подставить неопытного зека-новичка, который приглянулся кому-то. Скажем, займут в парикмахерской все стулья за исключением одного, зашкваренного. Человек, не чуя беды, заходит в парикмахерскую и садится на единственный свободный стул. "Земляк, ты куда сел?! - А что такое? - Да это ж для пидеров место! - А я не знал... - Ну, мало ли, что не знал!" С этим человеком теперь можно делать все, что угодно. Он - петух.
Карточные должники часто в опущенные попадают. Невыплативший долг на зоне может быть попросту убит - это не воля, за долги там серьезно взыскивают. И вот, чтобы избежать кары, человек добровольно становится петухом. Берет ночью свой матрас и перебирается на петушиную шконку. Теперь у него, как у всякого петуха, взять ничего нельзя.

Другие тюремные группы

Чтобы закончить с кастами, надо упомянуть еще несколько групп. Кроме чушков и чертей есть на зонах также "шестерки" - прислуга. В шестерки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. Если тебя попросят что-нибудь сделать, скажем, носки чужие постирать, а ты согласишься - быть тебе шестеркой. Даже если ты сделаешь это за плату. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает все делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но это не означает, что ты вообще не должен выполнять никаких просьб. Все зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как ее выполняет. Иногда даже человек, подавший кружку с водой, оказывается шестеркой.
От петухов отличаются другие пассивные гомосексуалисты - личные любовники блатных, все эти Галки, Светки, Машки. Их не бьют, в черном теле не держат, наоборот, от работы отмазывают - чтобы мягонькие были. Но и лишнего им тоже не позволяют. С этими личностями лучше не связываться.
Особняком держатся на зонах "шныри" - дневальные в отрядах, уборщики в штабах, столовых, санчастях и так далее. Это тоже публика малоуважаемая, что-то вроде козлов последнего разбора.

О тюремном законе и нравах тюрьмы. - Говорят, что в тюрьмах и на зонах запрещены матерные ругательства. И еще какие-то слова. Так ли это?

Матом ругаются гораздо реже, чем на воле. Во-первых, это запрещено воровским законом. Для вора мать - понятие святое. Поэтому на строгом, например, режиме мата практически не услышишь. Вторая причина: выругаться матом - значит почти в любом случае оскорбить кого-то. В условиях зоны то, что ты послал человека на х.., означает, что ты считаешь его петухом. Если этот человек петухом не является, ты должен будешь держать ответ за свои слова, и кончиться это может для тебя плачевно.
Нельзя также называть человека козлом, если он не козел. Козла, кстати, на х.. посылать тоже нельзя - он же козел, а не петух. Нельзя и сказать разгорячившемуся человеку: "Ты чего петушишься?" Барак-развалюху, в котором мужики живут, нельзя курятником называть. Вообще, лучше все "птичьи" названия из своей речи исключить.
На зоне вообще ответственность за слово гораздо выше, чем на воле. Прежде чем сказать что-то - дать оценку происходящему, рассказать о себе, особенно - отозваться о другом человеке - арестант должен не до десяти, а до тысячи сосчитать. Я знаю такой случай: один политзек подбивал мужиков на голодовку, те не соглашались. Он стал уговаривать: "Да поймите, ведь тем, что вы все терпите, вы объективно на ментов работаете!" Эти слова были восприняты буквально - как оскорбление. Хорошо, пахан зоны дал команду прекратить разборку, не то быть бы политзеку битым. Или того хуже.

Поговорим о "правильных понятиях". Как я понял, правильные понятия или тюремный закон - это часть воровского закона, который на зоне должны все соблюдать?

Да, но не только. Словом "правильный" обозначается большее, чем закон. Каким бы большим ни был закон, всех жизненных ситуаций он не предусмотрит. Поэтому правильные понятия - это еще и совесть арестантов, с которой каждый должен сверять свои поступки, чтобы не испортить жизнь себе и другим. То есть правильные понятия - это сама атмосфера жизни людей, оказавшихся вместе и на долгие годы в очень тяжелом положении. Они сами эту атмосферу создают и поддерживают ее чистоту ради того, чтобы выйти на волю ценой меньшей крови.
Очень многое в правильных понятиях на воле может показаться диким, жестоким, бессмысленным. Но я, прошедший эту школу, могу сказать: тот образ жизни, который подчинен правильным понятиям, легче и разумнее предписанного властью. Дело здесь не только в жестокости советских законов. Менты ведь тоже не по закону живут, а по своим "понятиям". Это о сравнительной ценности правильных понятий. Что же касается бессмысленности многих его требований, к примеру, запрет носить ложку в верхнем кармане робы, класть в карман надкусанный кусок хлеба и т.п. - то лично я их совершенно бессмысленными не стану считать до тех пор, пока не узнаю историю и причины их появления.
Полностью расписать по правилам можно только первые какие-то предостережения, чего нельзя делать, чтобы человек сразу не сделал ошибку. Со шкварными, например, нельзя общаться, но об этом предупредят в камере. Предупреждать человека, чтобы он не был стукачем? О чем еще нужно предупредить? Смотрят на человека, предположим, в течение месяца, и решают: человек косячный. Раз он не впитал в себя правильных понятий, не понял как себя вести, что можно, а чего нельзя - он "косячный"... А это значит, что он опасный, просто опасный рядом с тобой. Он может "запороть косяк", за который ты ответишь только потому, что ты находишься рядом.
В этом мире нет слова "нечаянно". Что значит "нечаянно"? Нечаянно, это значит ты чего-то не предусмотрел. "Нечаянно" - тоже признак ненадежности. Ценностью тюремного мира является человек, который вообще уверен, и уверен в себе. В мире, где все обманчиво, ценностью становится надежность.
Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой этапом, понимал, что ты вдруг не напорешь ничего такого после чего сюда кинутся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуется человек, который стоит надежно, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды, желая устроиться удобней... Ведь выгода всегда здесь получается за счет другого...
В этом мире каждый должен ответить за себя сам. Это очень жестокое правило: первое слово ты должен за себя сказать сам.

Какие еще есть запреты?

Всех сразу и не вспомню, а ты не запомнишь. Например, нельзя с земли ничего поднимать. Особенно, если упало на плац. Пусть хоть шапка зимой упадет - она после этого считается зашкваренной. Упала - иди дальше, ищи другую.
Не ходи часто в штаб, особенно один - заподозрят в стукачестве. В столовой, у поваров ничего нельзя покупать, потому что считается, и правильно, что покупая из общего котла, ты воруешь у братвы.
...Боже упаси взять чужое! Вот одна из самых распространенных "примочек". Ты взял, полистал чужую книгу и положил ее на место. Подходит хозяин книги: "Давай стольник. - Какой стольник? - Книгу брал? - Брал. - В ней стольник лежал, давай обратно".
Я знаю человека, который под следствием на воле находился, в лагерь тоже с воли, а не через тюрьму попал. Никто ему таких вещей не объяснил, а по воспитанию он плохо усвоил, что чужое брать нельзя. Так он взял в тумбочке у соседа две ложки сахара, а вечером свой сахар получил и те же две ложки соседу отсыпал - тоже без его ведома. Это кто-то увидел. И это ему "предъявили".
Крыс на зоне мигом опускают. Красть нельзя ни у кого - ни у козла, ни у педераста. У ментов тоже красть нельзя, хотя укравший у мента крысой не считается. Но если после такой кражи на зоне будет обыск и при этом кто-то погорит, на виновном будет косяк.
Еще одно священное понятие в тюрьме и на зоне - карточный долг. Насильно заставить играть в карты никого не могут. Больше того - человек, который не играет вообще, пользуется, как правило, уважением. Если ты просидел уже достаточно долго и в разных камерах, ты начинаешь видеть сразу - где игра ведется для развлечения, а где для того, чтобы потребовать от проигравшего чего-то серьезного.
В маленьких камерах обычно карточная игра - развлечение. В больших, человек на пятьдесят - нет. В них человеческие отношения устанавливаются вообще реже, издеваются там тоже чаще, чем в маленьких. Если ты все-таки начинаешь играть, ни в коем случае не стоит зарываться. Ты должен жизнь положить, но долг отдать, причем отдать вовремя. Не отдашь - опустят. Долг - такое же святое понятие, как неприкосновенность чужой пайки. Не надо и жалеть проигранного.

Семья

Это группа зеков, ведущих общее хозяйство. То есть помимо общелагерного общака у них есть свой небольшой общак. Одна семья состоит из двух или более, до 15-20 человек. Посемейники заботятся друг о друге, в беспредельных зонах защищают своих членов. Хотя защита такая, конечно, нормальным явлением не считается. На правильных зонах зека защищает закон. И если он этот закон нарушил, семья заступаться за него не имеет права. Наоборот, посемейники связаны круговой порукой, то есть коллективной ответственностью за поступки каждого члена своей семьи. Семья и штраф за своего посемейника заплатить должна, чтобы того не опустили или не убили, и наказать его как следует, если он будет признан на разборке преступником. Выход из семьи считается косяком. В общем, семья на зоне - это отец и его дети. Мать у них умерла, теперь живут одни, как могут. В условиях зоны это явление вполне нормальное и хорошее.

О беспределе администрации. - Что за испытание с запретной полосой, которое устраивают прибывшим на зону? И еще, говорят, какие-то испытания бывают.

Между зоной и забором проложена запретка - полоса вспаханной земли. Чтобы запретка сохраняла следы наступивших на нее, эту землю надо регулярно взрыхлять и разравнивать. Менты часто пытаются заставить сделать это зеков, обычно только что прибывших с этапом. Они знают, что согласно правильным понятиям, тот, кто взял грабли и вышел разравнивать запретку, автоматически становится козлом, и дорога ему открыта теперь будет только в актив. В этом и смысл испытания запреткой.
Вообще, на зоне многие испытания предполагают только два выхода из положения, в котором ты оказался. Но можно попытаться найти третий выход. Меня тоже пытались выгнать на запретку, то есть предложили решить: стану я козлом или отправлюсь в ШИЗО. Когда я отказался, от меня потребовали объяснительную: пиши, почему не вышел. Я сразу написал заявление, а не объяснительную. Заявление прокурору о том, что меня заставляют нарушать основные правила. Я везде читал в правилах, что ни в коем случае заключенные не имеют права приближаться к запретной полосе, а уж входить в нее тем более - это охранное сооружение. Нет, я на это не пойду... Они долго смеялись, читая мое заявление, но в ШИЗО не отправили. Потому что постановление на водворение в ШИЗО подписывает хозяин. А он понял главный резон: соблюдение установленных правил.
Потом обламывание продолжается в отрядах. Человеку, да еще после этапа, тяжело это выдержать. В отрядах козлы вгоняют в секции. Пришел в отряд - записывайся в секцию. И, что интересно, авторитеты в этом не участвуют, но они и не мешают козлам: это ведь еще одно сито - пройдет человек или не пройдет? Конечно, они вступятся, если начнется беспредел, и козлы вдруг начнут бить, дубасить этапника, но первое слово за себя ты должен сам сказать. Потом тебе помогут. Тебя поддержат.

Что такое ШИЗО, ПКТ?

Соответственно, карцер и внутрилагерная тюрьма. ШИЗО - штрафной изолятор, ПКТ - помещение камерного типа. Раньше ПКТ называлось БУРом - барак усиленного режима. Это название и сейчас бытует в лагерном обиходе.
ШИЗО дается до 15 суток. Продлеваться содержание в ШИЗО сейчас не может, но делают "непрерывку через постель". То есть одну ночь после ШИЗО тебе дают переспать в отряде, а утром снова тащат в ШИЗО. В ПКТ официально могут посадить на срок до до шести месяцев.
В ШИЗО и ПКТ применяют пытки голодом и холодом. В ШИЗО, правда, недавно отменили так называемую пониженную норму питания - "пониженку", которая через день чередовалась водой и хлебом. Зато пониженку оставили в ПКТ. Поэтому, когда нарушителей режима переводят из ПКТ в ШИЗО, они там питаются по общей норме.
Пытка холодом заключается в следующем. Прежде всего, помещения ШИЗО и ПКТ могут отапливать либо не отапливать по своему произволу. В твоей камере во время сильного мороза может не оказаться стекол. В таких ситуациях находчивые люди снимают с себя нательную рубашку, мочатся на нее и растягивают по решетке. Когда мокрая рубаха схватится морозом, в камере становится не так холодно - меньше дует из окна. Зато начинает таять иней на стенах и в камере становится сыро. Сырости способствует соль, которую специально для этого добавляют в штукатурку.
Называются эти фокусы "прививанием чахотки". Иногда открыто перед строем зеков, "хозяин" объявляет: "Непослушным - туберкулез". Это значит, что непослушные будут отправлены в ШИЗО. В Союзе, кстати, семьдесят процентов всех "тубиков" - зеки и бывшие зеки. Каждый десятый зек - тубик. Есть и специальные туберкулезные зоны - "могильные". Там зеки как мухи мрут.
Помогать тем, кто сидит в ШИЗО и ПКТ, должен каждый уважающий себя зек. На правильных зонах грев, который передают в ШИЗО, должны получать все без исключения - блатные, петухи, козлы, мужики.

Что такое беспредел?

Беспредел бывает двух видов: ментовской и внутренний. Беспредел - это отсутствие порядка. Порядок может быть разный. Администрация может руководствоваться законом, подчиняться контролирующим органам или никому не подчиняться, никаких законов не выполнять. То есть "закон - тайга, прокурор - медведь". Это и есть беспредел ментовской.
Внутренний беспредел - это сила кулака, отсутствие всяких понятий о правилах, о том, как люди должны поступать в той или иной ситуации. Любой порядок, каким бы тяжелым и жестоким он ни был, лучше, чем отсутствие всякого порядка, то есть беспредел. Обстановка, в которой нет уже способов решения споров, конфликтов между отдельными зеками или их группами, - вот что это такое.

Что такое пресс-хата?

Пресс-хата, пресс-камера - это камера, в которую сажают подследственного, чтобы добиться от него нужных показаний. Если в пресс-хату ПКТ на зоне сажают зека, то чаще всего за его поведение. Либо он слишком независим, либо на других заключенных оказывает не такое влияние, как хотелось бы администрации. Там его обрабатывают "шерстяные" - зеки, приговоренные за свои дела преступным или лагерным миром к смерти или опусканию. Этим людям терять уже нечего. Они любое требование администрации выполнят, лишь бы их к правильным арестантам не перевели, и согласны сидеть в пресс-хате до конца срока. За это они и выколачивают признания из подследственных, либо опускают тех, кого к ним посадят для этого менты.
Бывает и так: на зону прибывает зек, о котором администрация знает совершенно точно, что он везет воровскую маляву. Часто малявы возятся в "непаленом гашнике" - в заднем проходе. Тогда их герметично запечатывают в полиэтилен и глотают, да еще делают на таких капсулах заусенцы, чтобы во время промывания желудка они не выскочили. Извлекать их - дело хлопотное. Кое-где для этого есть специальные приспособления - дают тебе рвотного и слабительного и сажают на мелкую сетку. То, что на ней после тебя останется, промывают. Но и такие промывания часто результата не дают. Тогда начальник тюрьмы вызывает пахана пресс-хаты: "Сейчас к вам приведут человека, который везет маляву. Отобрать и принести мне". Приводят "почтальона" - и шерстяные прыгают на нем, пока малява на свет божий не появится.
Пресс-хата - это самое страшное, что на зоне есть. Правда, в последнее время их на зонах и в тюрьмах стали прикрывать. А "Белые лебеди" остались. Их сейчас в России не меньше восьми.

Белый лебедь - это та самая крытая под Пермью?

Да, в Соликамске. Всесоюзный БУР. Со временем "Белыми лебедями" стали называть другие тюрьмы подобного типа. Это - полностью прессовые тюрьмы. Вместо того, чтобы в ПКТ на территории зоны, как положено, сажать нарушителей режима, их собирают в таких тюрьмах. Так, чтобы со своей зоной у них никаких связей не осталось... Жуткие тюрьмы, даже рассказывать о них не хочется. Полный беспредел, творят что хотят. Кто их придумал? Один генерал-лейтенант внутренних войск, он уже на пенсии. Зачем? Хотели раздавить отрицаловку. Ничего из этого не вышло, а "Белые лебеди" остались.

Отрицаловка - это жаргонное слово?

Да, только придумали его не зеки, а администрация. Так называют тех, кто придерживается на зоне правильных понятий, воровского закона, тюремного закона - эти понятия бывает трудно отличить друг от друга. Словом, отрицаловка, отрицалово - это те, кто оказывает активное сопротивление администрации: блатные, авторитеты. Но на "Белые лебеди" не только их отправляют. Бывает, человек просто попал в немилость к отряднику, отказался от работы, которую его заставляли выполнять. Случай тут тоже большое значение имеет.
Специально для отрицаловки была придумана и статья 188 часть 3 УК РСФСР - "злостное неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения". Это статья андроповская, введена в 1983 году. По ней человеку можно бесконечно добавлять к сроку от одного года до пяти лет. Многих так и раскручивают.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #3. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #3
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/3/otryvki.htm