Век ХХ и мир, 1992, #4.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."

"ВРУТ И ВОРУЮТ" В.Назаров, г. Мытищи Московская обл.
ЗА СТВОЛЫ!.. А.
"ВРЕМЯ ЗАБЫВАТЬ" Виктор Родионов, г. Москва

"ВРУТ И ВОРУЮТ"

Мы живем в страшное и сложное время. Особенно трудно тем, в ком еще сохранилась совесть: они в растерянности.

Это естественно. Но плохо, если растеряются ведущие, если и в их умах недостает мудрой уверенности. Еще хуже, если они начнут действовать по принципу "была-не была".

Конечно, в основу стратегии и тактики ведущих должны быть положены базисные идеи. Бесспорно, что к ним относится реализуемый возврат к частной собственности и рыночным отношениям. Правильно, на мой взгляд, и то, что проявляется озабоченность и принимаются пропагандные меры по предотвращению драчки, гражданской войны. Однако, нельзя не видеть, что чего-то не хватает. Чего?

1. Проводимая в сегодняшнем виде политика благоприятствования третьему сословию больше способствует окончательному развращению общества, чем достижению поставленной цели. Ибо, чтобы выжить, приходится ловчить и воровать даже тем, кого от этого тошнит. Безнаказанные масштабные жулики (по природе и призванию) в условиях либерализации цен вынуждают всех следовать их примеру.

Конечно, накопление первоначального капитала, хотим мы того или нет, связано с жульничеством, взяточничеством, воровством. И порой, может быть, надо смотреть на это сквозь пальцы. Но это вовсе не значит, что надо ставить пороки на пьедестал, а исключение делать правилом! А ситуация складывается так, что, желая оградить богатеющих от презрения масс, честность обзывают чистоплюйством, а откровенное и подчас циничное, наглое жульничество - предприимчивостью! Пользуются же такой защитой прежде всего бесчестные люди. Жулики и воры становятся еще наглее, ряды их пополняются.

А в наших средствах массовой информации лишь изредка, походя, мелькают суждения типа слов американца Михаила Герцена: "Ваши люди ничего не боятся и не уважают законы...", "везде требуют взятки. Открыто, нахально...". "Просто какой-то ужас!", - поражается бизнесмен-потомок писателя. Он утверждает: "В вашей стране еще не поняли, что бизнес - занятие для честных людей".

Не претендуя на подсказку мудрым профессионалам, не удержусь от мнения: без ощутимого расширения серьезных наказаний наиболее наглых ворюг - не обойтись! Во всяком случае, не должно быть безнаказанности таких масштабов, каких она достигла сегодня. И уж, конечно, печать и теле-радиовещание должны (обязаны!) создать атмосферу осуждения всех форм жульничества, обмана, воровства. И не в общем виде, а на конкретных примерах. Не от случая к случаю, а систематически, масштабно (хотя и не пересаливая, конечно).

2. О том, что я хочу сказать во-вторых, возможно надо говорить во-первых. Пора каким-то небывало мощным способом ставить заслоны всяческой лжи в нашей жизни, считая это первейшим делом в любой области, в том числе и в политике. Жульничество, воровство, обман, о которых шла речь в первом пункте, - тоже ведь ложь. Ложь высшего порядка, так сказать. Но здесь я зову обратить внимание на пагубность привыкания общества к неправде как к неизбежному явлению и как к норме жизни.

В одной из журнальных статей как-то прочитал: "Едва ли не все нынешние беды страны можно объяснить с помощью всего лишь двух слов - врут и воруют". По-моему, автор абсолютно прав. Да и кто с этим не согласится? Но согласясь, большинство иронически ухмыльнется: тоже, мол, открытие. Еще де Чернышевский говорил, что пока не будет правды между людьми - не поможет людям ничто. И в печати бывает промелькнет, как бы между прочим, сентенция о необходимости правды. Но в каком несоответствии с ужасающей, можно сказать, трагической зараженностью общества пороком лживости! Хотя бы прессе-то, теле-радиовещанию не скромничать на эту тему (и не давать самим примера фальшивости при этом!). А коль так - давайте ежедневно, тысячекратно повторять в газетах, по радио, по телевидению: ложь позорна. Лжец достоин презрения. Обман наказуем (и наказывать!).

Конечно, то, о чем я пишу здесь, - не панацея. Чтобы изменить нашу жизнь, нужно делать многое - в экономике и финансах. Но никакие манипуляции с ценами и рублем не помогут нам решить экономических проблем, избавиться от дефицита продуктов и промтоваров, если мы не избавимся от дефицита совести. Потомок Герцена прав: бизнес - занятие для честных людей.

В. Назаров
г. Мытищи Московская обл.


ЗА СТВОЛЫ!..

Крах СССР воспринят болезненно большинством казанцев (я не исключение). Меня просто потрясло отношение молодых московских журналистов к развалу страны. Я как-то смотрел на российских провинциалов как на папуасов (разноплеменных). И вот папуасы-чеченцы потребовали себе независимости, вооружившись до зубов. "Конечно, - решили московляне, - надо дать - не свое же отдаем". Пол России (точнее 47% территории без автономий и автономных округов - если не считать Сара-Тау, земли немцев Поволжья и так далее, вплоть до вепсов и тверских казаков) ведь сохранится, она - прокормит.

Еще лучше, как сообщил первый канал Егорки Яковлева, разломать Россию в 1992 году на 12 частей (он, видно, патологически ненавидит Ельцина, во всем - даже странно для журналиста), чтобы каждая самостоятельно договаривалась с Кравчуком и Муталибовым, а затем уже те сводили эти части между собой. Лавры автора Апрельских тезисов не дают спокойно спать нашим оракулам!..

Создали мы движение "Граждане Российской Федерации". Хотим объединить в нем всех россиян (в основном русских, конечно, татары-россияне пока боятся высовываться) - от левых (наши ряды не растут) до правых (их много - вся гуманитарно служивая ителлигенция, а ищет - седьмую власть, к которой стоит примкнуть). Дело за малым - набрать обороты, пока еще есть время. Оно уходит. Нет денег, оргтехники (ксерокс и прочее). А следовательно, нет и работы, даже шума - наша пресса под пятой у татарской номенклатуры. Замкнутый круг. Хотелось бы выйти на новых советских миллионщиков, предпринимателей, их организации, банки, которые уже занимаются меценанством или собираются этим заняться на предмет оказания нам безвозмездной финансовой и материальной (техникой, в том числе издательской - хотим издавать газету) помощи во имя сохранения России как единого государства. То есть из альтруистических или политическиъ соображений. Наши купцы слишком мелковаты для этого, их и числом меньше (в основном татары к тому же), да и хапуг среди них, желающих отгородиться от конкурентов погранпостами, многовато.

У нас действительно серьезная ситуация, у зеленых два месяца назад оружия было уже на две тысячи человек. Помните, что нам, провинциалам эмигрировать некуда, за стволы здесь возьмутся раньше и быстрее, чем это хотелось бы.

A.


"ВРЕМЯ ЗАБЫВАТЬ"

Мы вступили в пятидесятилетие Отечественной войны. Отмечаются полувековые даты великих и не столь значительных сражений. Ушли в мир иной многие из победителей и проигравших. На арене жизни поколения с новым мироощущением, для которых война - это уже нечто отдаленное, страница истории. Вместе с тем слышен голос и тех, кто с ностальгическим чувством говорит о победителях и побежденных, о моменте Победы.

По долгу журналистской службы немало лет мне довелось провести в той части Европы, которая находилась по другую сторону "железного занавеса". Там давно нет победителей и побежденных, День победы давно отмечается не как торжество оружия, а скорее как окончание общей трагедии. Давно сняты вопросы послевоенного устройства. Нам еще только предстоит пройти свой путь. И путь этот лежит, в том числе, и через наше собственное перерождение.

Немало времени провел я в Трептов парке. Вчитывался в имена соотечественников, кто по трагической случайности нашел свой конец в последние дни войны в районе Берлина. И вдруг, уже тогда, в начале шестидесятых меня сразила мысль о неуместности, неразумности содеянного. На что рассчитывали инициаторы создания столь величественного захоронения погибших советских военнослужащих в столице поверженного государства? На извечное пребывание своих войск на его территории, на покорность судьбе немецкого народа, на постоянное ощущение немцами своей вины за развязывание войны и убийство миллионов? На что рассчитывали те, кто, воспользовавшись ситуацией, прибрал к рукам чужие земли? Отнюдь не на примирение народов.

Нагнеталась мысль о собственной непогрешимости и ответственности за все беды народа тех, кто десятилетия назад пришел в страну с надеждой ее покорить.

Да, пятьдесят лет назад немцы принесли в наш дом огромное горе. Мы помним о жестокости врага, о том, что в Белоруссии погиб каждый четвертый. А что скажет другая сторона? Именно сейчас немцы переживают последствия почти полувекового раскола своего государства, когда по живому телу нации, по ее столице проходила позорная стена раздела. Кто виновен во всем этом? Ответить нам нечем. Забвение прошлого, примирение - только такой путь приведет нас к бесконфликтному будущему.

Но уже и тогда, в те жестокие времена случались примеры сочувствия, жалости и благородства по отношению к врагу. Вот что рассказал Алексей Жук.

Раненный на фронте, он был определен в нестроевые части и отправлен охранять лагерь военнопленных. Лагерь тот был в Карелии. Среди прочих там оказался симфонический оркестр, направленный Гитлером на фронт в заключительный период войны. Жизнь в лагере была тяжелой; нередко люди умирали от истощения. И вот местные власти, дабы поддержать оркестрантов, а также внести струю музыкальной культуры в жизнь горожан стали устраивать в Петрозаводске концерты. Для немцев это тоже оказалось отдушиной; они к тому же после каждого выступления получали по бутерброду, что было немало в тех условиях. То был шаг к примирению на местном уровне. Но об этом узнали в центре и наложили запрет, а инициаторов наказали - с врагами надо поступать соответственно.

В последние годы сделано многое и на государственном уровне, чтобы повернуть вспять перманентное состояние подозрения и взаимного недоверия, а порой и ненависти. Такие шаги не могут не встречать поддержки и со стороны старшего поколения, пережившего войну. Особенно у тех, чьи воспоминания не омрачены лишь одним негативом.

В письме Михаила Тихоновича Неделина из Орла есть такие строки: "В плену с риском для жизни я вел дневник. И странно самому теперь читать, что, описывая ужасы нашего там пребывания, которое нельзя сравнить даже с жалкой жизнью бездомной собаки, я с большой теплотой отзываюсь о некоторых немцах. Я не хочу знать кто они - фашисты, анархисты, капиталисты - но те капельки сочувствия, которые мы с удивлением иногда получали, так ободряли нас в тяжелые минуты. Постовой бросился с кулаками на своего ефрейтора за то, что тот вздумал поиздеваться над нами. Ему за это грозил концлагерь. Чувство благодарности к таким людям живет в моей душе до сих пор, и это на фоне того, что свои же продолжают считать меня изгоем, и сколько лет".

Житель деревни Катково Краснинского района Смоленской области Федор Игнатович Меженцев рассказывает, как 1 августа 1941 года его, тяжелораненого санинструктора, потерявшего сознание, товарищи положили в кювет у дороги, прикрыли ветками и убежали, спасаясь от окружения. Командованию сообщили, что погиб. Было это в Заполярье, в районе Кандалакши. "Однако меня нашли финские солдаты, не пристрелили, а понесли в свой полк. Доставили в Кемиярви, сделали операцию, вылечили. Два месяца лежал, не поднимаясь".

Кому-то, и прежде всего облаченным в высокие мундиры и в этом померещится угроза разложения армии, ибо, по их разумению, только ненависть укрепляет боевой дух солдата, а милосердие и пацифизм - его злейшие враги. Не от подобного ли воспитания дичает наше общество?

Нельзя полвека ехать на коньке ненависти. Он уже загнан. Да и те же немцы: сколько говорить об их вине перед человечеством? Именно мы, русские, если хотите, советские призваны помогать им освободиться от сохранившегося до наших дней навязчивого чувства вины за прошлое.

Общество должно сделать правильный выбор и, по большому счету, оно его уже сделало. Грядущие поколения по достоинству воспримут унаследованные ими от нас идеи примирения и забвения, идеи, созвучные самой природе человеческой.

Виктор Родионов,
г. Москва


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #4
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/4/post.htm