Век ХХ и мир, 1992, #5.WinUnixMacDosсодержание


НА СТРЕЖНЕ

А.Ф.
Россия перед рынком: голоса

О рынке в России уже можно говорить в настоящем времени. Он уже здесь, он проник в нас, управляет нашими мыслями, эмоциями и поведением, определяет политический выбор и эстетические критерии, стиль жизни и круг чтения. Правда, это не реально существующий рынок, не рынок как всеобъемлющий и всепроникающий организационно-хозяйственный механизм. То, что вошло в нас -- это его химера, мифологема рынка как панацеи, способа решения всех наших проблем. Но и это уже очень много. По отношению к Великому рыночному мифу расходятся люди по политическим полюсам, ищут союзников, опознают врагов. Рефлексия рыночной проблематики в российском обществе типична для обращения с мифологемами: минимум прагматики и анализа реальных процессов, максимум морализирования и ценностных суждений, прогнозы стопроцентно предсказуемы в зависимости от идеологического выбора. Соответственно происходит и работа с самой идеологемой рынка: рынок и его агенты либо демонизируются, либо нагружаются "историческим заданием" общечеловеческого прогресса.

Простые мысли, что сама цивилизация рынка является результатом многовековой борьбы за обуздание его спонтанных механизмов, его наиболее активных агентов (а часто - и против рынка как такового), что так называемый цивилизованный рынок имеет условием своего существования весьма малоцивилизованную периферию, наконец, что рыночная реальность есть динамический баланс не просто экономических, но разнонаправленных социальных тенденций и сил, - все это пока вне современного нашего дискурса.

Предлагаемые "Веком ХХ" тексты не покрывают, конечно, всего поля рыночной рефлексии общества, но достаточно типично отражают основные его идологические ориентации. Итак, Россия перед рынком: голоса...


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #5. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #5
На стрежне.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/5/af.htm