Век ХХ и мир, 1992, #5.WinUnixMacDosсодержание


МИР МИРОВ

Еврейские мотивы


Опять о евреях? А ведь сколько в одной только нашей стране других народов - униженных, растоптанных, изгнанных, ограбленных, обескультуренных, почти уничтоженных, наконец!

Все это так, но в запутанном клубке национальных проблем еврейский вопрос занимает особое место, и не нужно стыдливых недомолвок. Неподсудная людям история распорядилась так, что Израиль (не сионистское государство в Палестине, а Народ Божий) стал своего рода "осью мировой истории" (о. Сергий Булгаков), "зернышком мира" (Вас. Розанов).

Триумф духа, даровавшего миру идею Единого Бога, и трагедия геноцида, несгибаемая жизнестойкость, отравленная непреодолимой и, увы, часто небезосновательной нелюбовью иноплеменников, - эта ноша лежит на плечах маленького, живущего в рассеянии народа, пережившего Рим и Византию и сейчас вместе с нами переживающего падение Третьего Рима...

Еврейство - это пробный камень, на котором испытывается благополучие государства. Отношение к евреям демонстрирует уровень и качество национального самосознания других народов, демократизм социальных институтов, крепость народной нравственности.

Но восприятие евреев только в качестве объекта Истории - распространенное заблуждение, разделяемое, кстати, и большинством самих евреев.

Обычно советский еврей воспринимает себя как частицу советского ("эсэнгэшного") народа и вспоминает, что он еврей, когда ему напоминают об этом антисемиты. Его еврейство страдательно: оно включает в себя чинимые антисемитами обиды и компенсационный героический миф о доблестном еврейском государстве Израиль, но не включает ощущение коллективной ответственности, вины, например, за евреев из НКВД. Еврей послевоенной эпохи привык к тому, что его воспринимают как жертву. А со словом "жертва" обычно ассоциируется определение "невинная". Увы, такая индульгенция практически исключает национальную рефлексию и никак не благоприятствует нормальному духовному самочувствию евреев. Западные феминистки считают себя оскорбленными, если мужчины уступают им дорогу: они усматривают в этом снисходительное к себе отношение. Можно ли считать вполне уважительным отношением к евреям отказ от любой их критики?

Между тем, простая смена знака перед скобками официальной идеологии практически вывела государство Израиль, сионистское движение и другие формы еврейской социальности из-под критики российского либерально-интеллигентского сознания, оставив еврейскую тему на откуп комплиментарно-апологетической юдофилии "интелей" или жлобской юдофобии люмпенов и химерическим мифам интелектуалов-почвенников. То ли вариант комплекса вины за государственный антисемитизм последних десятилетий, то ли автоматическая солидарность со всеми, кого унижало враждебное советское государство, а может и просто самоотождествление либеральной интеллигенции со сверхчувствительным к еврейской теме Западом, но как бы то ни было, нам не известно ни одного трезвого и критического русского анализа еврейской проблематики.

Правда, как показывает Соня Марголина в публикуемой "Веком ХХ" статье (перепечатка из журнала "Страна и мир", N3/91), подобная же неприкасаемость еврейской темы как проблемы характерна и для немецкого общества, включая его интеллектуалов. В любом случае, официально-кастовая юдофилия либеральной интеллигенции везде служит дурную службу и евреям, лишая их внимательно-беспощадного критического взгляда на их проблемы со стороны, и самой интеллигенции, которая лишается шанса понять нечто очень важное в самой себе и своей судьбе.

Л.С., А.Ф.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #5. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #5
Мир миров.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/5/motiv.htm