Век ХХ и мир, 1992, #5.WinUnixMacDosсодержание


НА СТРЕЖНЕ

Юрий Нечипоренко
Развязанный демон, или власть проходимцев

Заметки обывателя

Кто-то заметил, что люди сейчас делятся не на правых и левых, коммунистов и демократов и т.п., а различаются по тому, ездят они за границу за свой счет - или за чужой. Вот реальное дело, одно из самых реальных за последние пять лет - поездка заграницу. Ездят сейчас и обездоленные ранее интеллектуалы, и властители новой масти. И по этому ремеслу стоят они, часто непримиримые враги, бескомпромиссные бойцы газетных полос и страниц броских журналов -- по другую сторону прилавка (слава Богу, пока не баррикад), чем сограждане наши, толпящиеся в очередях. Поэт и переводчик Андрей Сергеев сказал, что он не знает ни одного случая, чтобы наш литератор не "продался" за доллары. И те стойкие и непримиримые, которые сохраняли честь даже в годы, когда им грозила физическая опасность, сейчас не считают зазорным "ставить перо свое на службу капиталу". Может быть, потому, что таковы условия, в которые поставили всех нас?

Гавриил Попов, один из игроков волшебными словами, после того, как стал мэром, начал изъясняться более прямо - мол, в столице могут себе позволить жить только богатые люди. А куда бедных девать? Идет целенаправленная политика вытеснения. Потому что каждый освободившийся метр можно продать за валюту иностранцу. Московский народ, привыкший к напастям, затаился по коммуналкам, грызет сухари. Идет соревнование - кто кого: народ ли переживет своего избранника, или доконает-таки Попов любимых избирателей, съест их вместе с их депутатами.

Власть наша долго отстаивалась. С пятьдесят шестого года началась новая эра - убивать почти перестали. Больше продавали, покупали - то есть правители наши стали физически не так опасны для населения. Вор-домушник, грабитель не так опасен, как патологический убийца, коррупция - невинная игра по сравнению с ГУЛАГом.

Треть столетия, прошедшая с 1956 года, привела к тому, что к власти могли придти и относительно порядочные люди, соизмеряющие то, что они берут себе с тем, что дают другим. Возникло много спорных вопросов, например, об оценке прошлого. И по этим вопросам можно было легко критиковать правителей, что давало особое психологическое преимущество людям интеллигентного труда - они видели перед собой, над собой глупцов, дебилов, дегенератов, несправедливо удерживающих власть. Казалось, всему виной - система, аппарат и так далее. И появился великий искус все переиначить, началось великое хождение интеллигенции во власть. Тут произошла удивительная вещь: в поход вышли к власти многие, а дошли почти сплошь одни проходимцы.

Вот в трех словах грандиозный сценарий эволюции правителей: убийцы - дегенераты - проходимцы. Встает вопрос - опаснее ли для народа новые проходимцы, чем старые добрые дебилы?

Ответ на этот вопрос неутешителен. Не потому только, что те, старые, были уже сытыми и соблюдали видимость приличий. А потому, как ни странно, что при дебилах народу можно было как-то кормиться, ему давали жить в соответствии с детально разработанной системой распределения. Социализм как система распределения связывал демона денег по рукам и ногам, и реальные блага человека зависели от места, которое он занимал в большей степени, чем от его дела. Вместо укрощенного демона денег реально работало слово (в виде команды или инструкции) вкупе с местом, откуда это слово звучало: "сверху", "снизу" или "сбоку".

Пришедшие в власти проходимцы первым делом развязали и отпустили на волю могущественного демона денег. Они назначили даже специальное ристалище, где этот демон мог бы резвиться на свободе - "рынок". Рубль, по их идее, набрался бы сил, наработал бы мускулы - наподобие культуриста - и сразился бы с пресловутым долларом, и заткнул бы его за пояс... Все эти абстрактные построения рухнули благодаря одному простому факту - самим правителям новым народ наш невыгоден. И ест он много, и болеет, и работает с ленцой. Куда как выгоднее народ американский - жизнерадостный, богатый, здоровый - он, приезжая сюда, оставляет бесценные доллары свои, побивающие наши рубли. Как хозяину квартиры выгоден квартиросъемщик иностранный, так и правителям нашим, на которых в первую очередь и подействовал горячий дух демона денег - выгоднее население все из Москвы выжить, заменить иностранцами. Да что из Москвы - вся страна наша - новый Клондайк, дешевый рай для иностранца.

В стране впервые за всю ее историю создана принципиально новая ситуация: население не нужно правителям. Высококвалифицированные специалисты, хотите выжить - прочь из страны! Люди способные и талантливые, хотите прокормить своих детей? Продавайтесь за доллары. Трудолюбивые, хотите, чтобы результаты вашего труда не отобрали за бесценок - собирайте манатки, уматывайте.

В один день условия жизни в стране стали невыносимыми для огромного большинства народа. Очень просто - выросли цены так абсурдно, что перед гражданином встал вопрос выбора - или терпеть изо всех сил, собрав все свое самообладание - или найти путь наживы. А проще всего - перестать быть гражданином, освободив место для других. Люди поставлены друг по отношению к другу в условия, рождающие неприязнь - в скотскую конкуренцию за пищу и жилье. Уедешь ты -- и остальные вздохнут свободнее. Умрешь - и станет легче другим.

Удивительная история происходит на наших глазах - трехгранный штык власти "место - слово - дело" начинает сменять демон денег. Трещит по швам система, но так же непоколебимо стоит режим, ни во что не ставящий свой народ. И теперь, чтобы выжимать из населения последние соки, не надо даже никого загонять в ГУЛАГ или в психушку. Теперь на него работает прирученный демон - и с помощью простых операций с ценами, зарплатами и счетами можно обобрать сразу весь народ: "повысить, заморозить, арестовать...".

Резкое сокращение жилищного строительства в столице, возникновение очагов напряженности буквально на ровном месте и по любому поводу - можно множить и множить примеры прямого вреда, который принесли народу новые правители. Можно ожидать и большего - если, доведенные до отчаяния методами продразверстки, крестьяне станут жечь на корню урожай - или просто не сеять.

Эти скачки демона по кругу добрые фантазеры, доктора экономических наук, называют путем к рынку. Хочется сказать им: Доктора! Вылечите вначале свои науки, не ставьте экспериментов на нас! Но они берут кредит доверия под обаяние болванов - и снова поднимают цены. То, что было трагедией год назад, теперь называется экономической программой.

Писатель - не доктор, и не предписывает лечения. Он может лишь передать другим свои личные ощущения, как наблюдательный обыватель. Поверьте, Польша, которую нам ставят в пример, показалась мне психологически самой далекой страной на свете. Дух коммерции, особое положение между Востоком и Западом, сильный частный сектор в сельском хозяйстве, сильные профсоюзы и, наконец, истовое католичество делает эту страну исключением из всех правил, которые могли бы сгодиться для нас.

Напротив, Китай, где партократы так и не подпустили проходимцев к власти, явил в последние годы экономическое чудо, обогнав по темпам роста Японию. Введение продналога вместо продразверстки преобразило великую державу, оживило хозяйство, накормило население. Китай показался мне самой многообещающей, перспективной страной - очень похожей на нас. Дай Бог нам обладать терпением и силой духа, присущей китайскому народу.

Мы живем в стране, где психологическая атмосфера имеет гораздо большее значение, чем материальные ценности. Мы живем в стране традиционно идеалистической, религиозной и духовной. В этой стране, как в никакой другой, нельзя терять присутствие духа - другой опоры у нас нет. Я же пишу эти строчки с горечью, начиная осознавать, что самообладание - главное богатство народа, начинает нас покидать. Яд долларов и манипулирование массами - две новые опасности, которые принесли на "крыльях перестройки" народу новые проходимцы. Ясное осознание места, которое они занимают в нашем обществе и в истории страны, позволит, может быть, частично уменьшить тот вред, который они наносят нам.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #5. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #5
На стрежне.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/5/nechipor.htm