Век ХХ и мир, 1992, #6.WinUnixMacDosсодержание


ПОЛЕМИКА СКВОЗЬ КОНВЕРТ: ПОСЛЕ СССР

Анатолий Якобсон
Родина - СССР

В статье Аркадия Черкасова "Одинадцать житейских историй о бытовой дружбе народов" ("Век", #1/1992) есть слова, обращенные прямо ко мне: "Куда же вы, ребята, едете, с кем вы нас оставляете?" А через несколько строчек - ответ. О Невзорове и других: "Лучше бы они уехали из России куда-нибудь... в Советский Союз".

Уважаемый Аркадий, ты хочешь жить в России, а я не хочу (обращаюсь на "ты", так как мы, если не ошибаюсь, почти однокашники: я учился на геофаке МГУ, в 1965-1970 гг.). Не хочу, во-первых, потому, что моя родина - Украина. И я там не был "русским мальчиком", ибо это родина моих предков, в ее городах испокон веку все сочетают знание украинского языка и любовь к Украине с повседневной русскоязычностью и ощущением, что столица все-таки Москва. Россия без Украины или Украина без России имеет для меня такую же ценность, как туловище без головы или наоборот (вопрос о Крыме - это вопрос о шее).

Правда, как еврею мне предлагали убираться и с Украины, и из России. И знаешь, что я на это отвечал? "Заткнись! Ты не у себя дома! Здесь моя страна - Советский Союз, она по определению не принадлежит какой-либо одной национальности. Я благодарен Ленину и коммунистам за эту страну, за нее воевал мой дед в гражданскую и мой отец - в Отечественную. А не нравится - убирайся куда-нибудь... в Россию." Примерно в таком же духе я объяснялся и с сионистами, звавшими меня туда, куда другие посылали.

Это не значит, что мне все в это стране нравилось. Тем не менее, в США, например, отменили рабство, а затем и всяческую расовую дискриминацию, но сами-то Соединенные Штаты остались. Я хотел жить в свободном, демократическом Советском Союзе.

А Россия по определению - страна русских. Среди русских есть хороший Черкасов, который знает слово "шолом", уважает евреев и не хочет, чтобы они уезжали. А есть и плохой Куняев. На этих выборах победили черкасовы, на других - победят, возможно, куняевы. А я, дорогой гость для Черкасова и нахлебник для Куняева, смогу лишь желать первому успеха. Мы теперь в России, как русские в Прибалтике: одни эстонцы и латыши за нулевой вариант гражданства, другие - за выселение "оккупантов". Они спорят между собой, а русским остается только ждать, какова будет господская милость.

Я хочу жить в стране, где это невозможно по определению, изначально. Где русский язык общий для всех потому, что так удобнее, где это, собственно, уже не русский язык, а общий ("советский").

Я никогда не хотел ехать в Израиль. Это для меня тоже чужая страна, как Россия и Украина. Но там, по крайней мере, сытнее. Из трех чужбин выбираю более сытую и безопаснуюв. А Родины у меня больше нет.

Вы, русские (русские демократы) кричите о возрождении России, восстанавливаете флаг (который лично у меня ассоциируется с Деникиным и черной сотней, а также с васильевской "Памятью"), герб, всю имперскую символику, делаете православные праздники государственными - и наивно рассчитываете, что татарам, бурятам, евреям, немцам это должно нравиться.

По убеждениям я либерал-коммунист (типа Дубчека-68 или Яковлева-88), то есть птица нынче крайне редкая. Большинство уезжающдих евреев - антикоммунисты, к Советскому Союзу относящиеся плохо. Но к России или Украине они относятся еще хуже. И российской идеей их остаться не уговоришь. Только общей. Мне кажется, что единственной общей идеей может стать идея воскрешения Союза, но для этого необходима широкая пропаганда, возвращающая к "оттепельным" ценностям. Возможно, способна сработать и какая-то другая идея (например, Евразия), но только не возрождение России.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #6. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #6
Полемика сквозь конверт: после СССР.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/6/jakobs.htm