Век ХХ и мир, 1992, #6.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."

ВЛАСТЬ БЕЗУМЦЕВ? Валерий Ронкин, Ленинградская обл.
НАРОД ИЛИ ТОЛПА? (на ст. Новодворской, #1/1992 Е.Барсукова, г. Москва
НАЦМОНОПОЛИЯ НА МЫСЛЬ? Евгений Пригожин, г. Сланцы Ленинградской обл.
ДУХ КАПИТАЛИЗМА НА РУСИ Павел Кудюкин, г. Москва

ВЛАСТЬ БЕЗУМЦЕВ?

Из статьи В.Новодворской (#1/1992) можно узнать: 60% граждан США недостойны носить это имя, раз они не согласны с автором в том, что гражданский дух воспитывался национал-социалистами и большевиками. По мнению Новодворской, ежели ни та, ни другая система в этом не преуспела, то исключительно из-за их непоследовательности: лидеры оставляли своим подданным право на похлебку, что, как известно, серьезно мешает развитию духовности.

Я не собираюсь анализировать ее статью. Хочу заметить только, что среди жертв "карательной медицины" действительно большую часть составляли психически больные люди. Лишать их свободы, содержать в бесчеловечных условиях было жестоко и бессмысленно - надо было совсем не уважать свой народ, чтобы считать, что бред сумасшедшего может влиять на политическую ситуацию в стране. Слава Богу, теперь эти люди на свободе.

Но не менее противна другая крайность: сегодня сумасшедшие, а заодно и проходимцы всех мастей, получили небывалый доступ к средствам массовой информации (и речь идет не только о свихнувшихся на общественно-политической почве - Новодворской, Невзорове и т.п. - прессу заполонили интервью с колдунами, инопланетянами и снежными людьми).

К счастью, пока уровень "обывательского" сознания, уровень читателей гораздо выше уровня нашей журналистики, одуревшей от свободы и безответственности. Боюсь, как бы за это не пришлось дорого платить...

Впрочем, "что им Гекуба, что они Гекубе"?. Часть из Вас в случае чего надеется смотаться на Запад, часть - перепродаться новой власти, часть вообще ни о чем не думает. И все или почти все ради выпендрежа готовы рисковать будущим страны и народа.

Пока высокий нравственный уровень, на мой взгляд, держат только "Известия" и "Новое время". Ваш журнал помаленьку теряет тот уровень, с которого он начинал, теряет моральную брезгливость. Жаль...

Валерий Ронкин,
Ленинградская обл.


НАРОД ИЛИ ТОЛПА?

(на ст. Новодворской, #1/1992)

Последнее время, читая демократическую прессу, мы, работящий крестьянский народ, замечаем, что не имеем для себя другого названия, кроме как "быдло", "плебеи" и "охлос"... Вот и в Вашей статье есть такие слова: "Кто не способен вести хозяйство самостоятельно, прислуживает другим". В грибоедовском произведении "Горе от ума" говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Но мы, простые люди, ведь и не прислуживаем - мы просто работаем...

Это мы выиграли войну и подняли страну из руин. И это был труд героев, а не прислужников!

Мы - народ.

Но что убивает понятие "народ" и создает толпу, это митинги. Вот в этом я согласна с Вами: страшно, когда народ становится толпой, и потому теперь я на митинги не хожу... Вы пишете: "...где Дух мешают с хлебом, не выходит ничего". Но если так и бороться всю жизнь, как Вы призываете - с коммунизмом, с конформизмом, с тоталитаризмом - то весь дух уйдет на физическое уничтожение друг друга. По мне сама по себе забота о хлебе важнее для Духа, чем борьба, - без хлеба и Духа не будет.

Вот, Вы пишете, что подрядились "защищать демократию до последней капли крови". Знаете, я изредка, случайно, попадала на Ваши митинги и, не в обиду Вам будет сказано, публика была какая-то странная, неухоженная, много было поддатых и с ненормальным выражением лица. Все кричали "Долой!" и "Да здравствует!". Вы и до сих пор все кричите - действительно подрядились....

Но надо же быть слепой, чтобы не видеть, куда привела наша демократия. Мало ли что обещали нам те, кто в прошлом августе пришел к власти? Только Вы объясните мне, госпожа Новодворская, почему теперь уже бывший московский мэр Г.Х. Попов стал богатым, а я, недемократ, - нищей? Да не только я.... В августе на баррикадах были люди, которые во что-то верили, а потом их обманули, жестоко обманули.

Общество не успело оглянуться, как на шею ему уселись пустобрехи. Вспомните, в 1947 г. правительство, безболезненно для трудового крестьянского народа, провело реформу денег -теряли капиталы те, кто их нажил нечестным трудом. Сталин денег не имел, и Хрущев тоже. А сейчас - реформ боятся именно наши правители и те денежные мешки, кто их поддерживает. За то время, пока существовал закон о свободе торговли, водочная мафия заработала миллионы, которые не облагались никакими налогами. А с 1-го мая вышел другой закон - о том, что производство спиртного не является монополией государства. Обокрав государство, а значит и труженика, эти воры становятся капиталистами...

Успокойтесь, никто не будет бить Вас каменьями (это надо было делать на Ваших митингах, чтобы не сбивали с панталыку молодежь). Просто не за что. Да и сидеть в Лефортовской тюрьме за так называемые убеждения - не такая уж и заслуга...

Е. Барсукова,
г.Москва


НАЦМОНОПОЛИЯ НА МЫСЛЬ?

Поражен публикацией письма "Родной язык - Иврит?" (#1/1992 г.) Не существует национальной монополии на мысли. Пушкин писал: "Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи / Старца великого тень чую смущенной душой". У Тургенева - "Гамлет и Дон Кихот", Толстой громил Шекспира, а в двухтомнике "Зарубежные писатели о Толстом" сотни их дают порою полярные оценки. Шедевры литературы переводятся на все языки, лучшие наши поэты переводили Гейне, богословы яростно дискутируют по вопросам заимствованных религий, только христианство имеет три главных и много мелких направлений, и это нормальное явление. Сталин, подобно Гитлеру, сменил голкипера на вратаря, бека на защитника, но остались гол, пенальти...

Человеческая мысль многоцветна и лучшие умы синтезируют все многообразие.

Автор считает крамольной фразу: "Будущее - не пролонгированное настоящее". Но ведь афоризм - высшая форма выражения мысли, а пролонгация - давно обрусевшее слово, обыденное в дипломатии, юриспруденции, медицине... В любом языке множество слов, взятых у других народов, да и русские люди: сибиряк, туляк, донской казак - отличаются и традициями, и языком. Неужели еще не ясно, какой бедой для всех кончается попытка установить национальную монополию на мысль и слово?

Евгений Пригожин,
г.Сланцы Ленинградской обл.


ДУХ КАПИТАЛИЗМА НА РУСИ

Хотелось бы сделать одно замечание по поводу статьи М. Антонова о патриотической экономике ("Век" #2/1992 г.).

Не стану вдаваться в подробное обсуждение исторических и теологических вопросов, но должен отметить, что мнение автора об изначальной антибуржуазности православия противоречит, по крайней мере одному, факту. Значительная часть российской буржуазии, причем наиболее независимая от государства, вышла из среды старообрядчества, которое хранило именно древние начала российского православия. Определенную роль в этом сыграло, видимо, стремление компенсировать свой приниженный общественно-политический статус. Но несомненно и действие чисто религиозно-этических начал, прежде всего суровой духовной самодисциплины, родственной в чем-то протестантской этике. Так что есть и в нашей истории корни, дающие надежду на возникновение современного ("нормального") капитализма с российской спецификой.

Павел Кудюкин,
г.Москва



В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1992, #6. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1992, #6
Почта. "Уважаемая редакция...".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1992/6/post.htm