Век ХХ и мир.1994. #1-2.WinUnixMacDosсодержание


СЛОВА
Л е г и т и м н о с т ь

Симон Кордонский
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН

ЯЗЫК И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПЕКТР В РОССИИ

Часть первая    Часть вторая

ДЕСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА В ХОДЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Распад социальной структуры постперестроечного общества можно представить в виде схемы (рис. 3), в которых прослежена логика того, как доперестроечная социальная стратификация сменилась новой, генетически с ней связанной, однако принципиально по иному организованной. Легализация диссидентства нарушила отношения между стратами и в конечном счете привела к распаду государства.
В ходе перестройки тип ПРОГРЕССИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ (в прошлом тип АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ) интегрировалась с ПРОРАБАМИ ПЕРЕСТРОЙКИ (в прошлом тип РОЙ МЕДВЕДЕВ) и образовала слой новой социальной реальности, который в дальнейшем называется политическим и страту новых политиков.
Тип ПЕРЕСТРОЕЧНЫХ ИНТРИГАНОВ И СПЛЕТНИКОВ интегрировался с типом НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ (в прошлом - СТУКАЧИ И КЛЯУЗНИКИ) с образованием слоя, который в дальнейшем называется парламентским и социальной стратой парламентариев. Тип ЧЛЕНЫ МОСКОВСКОЙ ТРИБУНЫ (в прошлом ДЕТИ АРБАТА) слился с типом ПУБЛИЦИСТОВ (в прошлом ИСПОЛНИТЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ АНЕКДОТОВ) и образовал новый слой - публицистический и соответствующую страту публицистов.
ПРОТИВНИКИ ПЕРЕСТРОЙКИ, трансформировавшиеся в ее ходе и утратившие родство с ЕГОРОМ ЛИГАЧЕВЫМ, сформировали слой реальности, который в дальнейшем называется консервативным и стали социальной стратой консерваторов, или государственников.
РАСТЕРЯННЫЕ ОБЫВАТЕЛИ (в прошлом НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧИ) трансформировались в ходе перестройки в НАРОДНЫЕ МАССЫ и сформировали слой, который в дальнейшем называется народным, и вошли в соответствующую социальную страту.
Борцы за справедливость (тип АНДРЕЙ САХАРОВ) в годы перестройки практически исчезли из легальной жизни. Это не означает, что правдоискателей в этой стране больше нет, их как всегда много, но отсутствует единая система ценностей, как позитивных, так и негативных.
Новую социальной стратификацию можно представить как результат трансформации матрицы рис.1, при котором элементы строки "функциональный уровень" и столбца "обыватели", с одной стороны, и столбца "функционеры" и строки "бытовой уровень", с другой, сливаются и формируют уровни организации и страты новой социальной стратификации.
Описываемые изменения социальной стратификации в основном касаются столичных центров и крупных городов и относятся только к России.
На рис. 3 представлена персонифицированная новая постперестроечная социальная структура. Спектр реалий задан таблицей, в которой на столбцы вынесены имена подтипов социальной структуры (в том виде, который они приобрели в начале перестройки), а на строки - уровни организации, соответствующие подтипам.
В этой реальности, сформированной перестроечными разночинцами, смешались ранее несоотносимые понятия и представления, и разные формы выражения своего социального пложения приобрели в принципе равный статус. В одной плоскости деятельности оказались функционеры, с одной стороны, а с другой диссиденты и обыватели, ставшие государственными людьми.
Социальное пространство постперестроечного общества в России, если следовать матрице рис. 3, образовано стратами государственников (новых функционеров), новых политиков (бывших сторонников перестройки), парламентариев, публицистов и обывателей. В отличие от доперестроечной социальной структуры здесь разделены и в какой-то степени противопоставлены "слово" и "дело". Публицистический уровень социальной организации, отдифференцированный от прочих, означает, что в новых стратах оформилось в той или иной степени осознание своего положения и интересов, появилось специфическое групповое общественное мнение и его выразители - публицисты.

уровни
типы
новый государственный уровень функционально- диссидентский уровень номенклатурно- обывательский уровень диссидентско- обывательский уровень обывательский уровень
государственники СКОКОВ СТАНКЕВИЧ РУМЯНЦЕВ ВЛАСОВ УЧАСТНИКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ
новые политики ГАЙДАР ШАХРАЙ ШЕЙНИС БОРОВОЙ УЧАСТНИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ
депутаты ЛИДЕРЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННИКОВ ЛИДЕРЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ДЕМОКРАТОВ ХАСБУЛАТОВ 0 ЛОББИСТЫ И БИЗНЕСМЕНЫ
публицисты СУЛТАНОВ ЛЕОНТЬЕВ 0 РАДЗИХОВСКИЙ СОКОЛОВ
народ ОБЫВАТЕЛИ, ТОСКУЮЩИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЫВАТЕЛИ, МЕЧТАЮЩИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ КЛЯУЗНИКИ В ВЕРХСОВЕТ АВТОРЫ ПИСЕМ В ГАЗЕТЫ ДИКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ

Рис.3. Новая стратификация в России

В матрице рис. 3 даны номинальные обозначения идеальных типов. В ней есть пустые места. В частности, не удалось найти прототипы отношениям "парламентские публицисты", и "парламентарии с публицистической активностью".
Социальная база постперестроечных преобразований может быть представлена по крайней мере двумя способами. В первом случае, в основание социальной структуры может быть помещена страта обывателей (НАРОД), и тогда завершать ее будет чистый государственник (тип СКОКОВ (11). Обывателями при таком представлении социальной стратификации выступают УЧАСТНИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ (12), ОБЫВАТЕЛИ, ТОСКУЮЩИЕ О ПОРЯДКЕ (13), ОБЫВАТЕЛИ, МЕЧТАЮЩИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ (14), АВТОРЫ ПИСЕМ В ГАЗЕТЫ (15) и ЖАЛОБ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ (16), МАКСИМ СОКОЛОВ (17), ДИКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ (18) и НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ - ЛОББИСТЫ И БИЗНЕСМЕНЫ (19).
Вторая страта - публицисты, выразители общественного мнения. В частности, термином ШАМИЛЬ СУЛТАНОВ (20) обозначаются публицисты, выражающие мнение государственников. Термин ЮРИЙ ВЛАСОВ (21) обозначает публицистически активных государственников. Термин МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ (22) обозначает тип публицистов, выражающих интересы и мнения новых политиков. Термин РАДЗИХОВСКИЙ (23) обозначает тип публицистов, которые имеют мнение обо всем и никого при этом не представляют. Термин БОРОВОЙ (24) обозначает новых политиков с выраженной публицистической активностью.
Третья страта - парламентарии. Она включает в себя ЛИДЕРОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННИКОВ (25), ЛИДЕРОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ДЕМОКРАТОВ (26), тип ХАСБУЛАТОВ (27), типы ШЕЙНИС (28) И РУМЯНЦЕВ (29).
Четвертая страта включает в себя новых политиков (типы ШАХРАЙ (30), СТАНКЕВИЧ (31) и ГАЙДАР (32)).
Такое представление социальной структуры постперестроечного общества достаточно стереотипно и предполагает народ, ведомый государственниками по пути к социальной стабильности и огосударствленному обществу. Государственниками разных ориентаций при таком представлении надо считать огибающие элементы пирамиды: по контуру, начинающемуся от ОБЫВАТЕЛЕЙ, ТОСКУЮЩИХ О ПОРЯДКЕ, через СКОКОВА к УЧАСТНИКАМ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ.
Однако возможно и другое представление социальной структуры, в котором в основании пирамиды лежит страта государственников, а в вершине - "ДИКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ", т.е. обыватели, заинтересованные прежде всего в социальных изменениях и лишь потом в социальной стабильности и в государственности.
Вполне возможно, что такое двойственное представление социальной структуры может рассматриваться как отображение возможных направлений социальных изменений.
Сегодня новые страты вынужденно располагаются в социальном пространстве, занятом остатками прежней социальной структуры. Для того, чтобы "оформить" это пространство под себя, новая социальная структура должна вытеснить остатки старой. Легализация латентной социальной стратификации и социальная дифференциация общества, при которой дистанция между стратами стала ощутимой, привели к распаду государства.
Это произошло прежде всего потому, что разделение на классы перестало быть основанием для управления. Классовая структура была идентична государству, вернее управлению им. Функционеры, диссиденты и обыватели могли существовать только в социалистическом государстве, как теневые проекции нормативной классовой структуры общества.
Группы озабоченных носителей мифологического сознания в поисках нового места в социальной структуре обратились к нормативной классовой структуре и начали искать себе опору в классах рабочих, крестьян и служащих. Социалистическая классовая структура оживает после смерти государства в массовой активности тех функционеров, диссидентов и обывателей, которые не находят себе места в новой жизни и стремятся вернуться в никогда не существовавшую реальность справедливого социального устройства. Наивность такого рода устремлений ничуть не уменьшает их потенциальной социальной опасности.

Комментарии

(11) Термином "СКОКОВ" (прототип - Секретарь Совета Безопасности Российской федерации Юрий Скоков) обозначается социальный тип деятелей, известных своим негативизмом по отношению к экономическим и социальным постперестроечным новациям, нарушающим принципы государственного функционирования. Их усилия так или иначе направляются на воссоздание (локально) тех отношений, которые специфичны для хорошо отлаженной бюрократической машины. Для "Скоковых" характерно неприятие политических отношений и стремление заменить их бюрократическими.
Вернуться
(12) "Новые политики" на обывательском уровне представлены "УЧАСТНИКАМИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ". Это люди, готовые в московские морозы выйти на улицы "для защиты демократических идей". В отличие от них "УЧАСТНИКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ" представляют собой обывателей, обуянных государственническими идеями. "Участники" образуют массу, оказывающую влияние на принятие политических решений. Каждая из политических группировок ссылается на собранную ею по случаю толпу для доказательства того, что именно эта группировка опирается на мнение народа.
Вернуться
(13) "ОБЫВАТЕЛИ, ТОСКУЮЩИЕ О ПОРЯДКЕ" составляют, в какой-то степени, социальную базу "УЧАСТНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ". Это люди, у которых распалась связь времен (упразднен фиксирующий цикл социального времени - от 8 марта к 1 мая, от 1 мая к 9 мая, от 9 мая к 7 ноября), разорвалось пространство (традиционное место отдыха Крым - мечта простого обывателя - территория иностранного государства, и даже США уже не враждебная держава). Основное, что беспокоит обывателя - отсутствие личной безопасности и потеря социальной определенности, ощущения своего места в системе власти и распределения. Люди этого типа пассивны, они не участвуют в политических баталиях, не жалуются в инстанции, не пытаются устроиться в новой жизни. Только благодаря существованию этого социального типа еще ходит общественный транспорт, есть свет и тепло в квартирах.
Вернуться
(14) "ОБЫВАТЕЛИ, МЕЧТАЮЩИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ" представляют социальную базу "УЧАСТНИКОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ МИТИНГОВ". Логика представителей этого типа весьма сходна с логикой "ОБЫВАТЕЛЕЙ, ТОСКУЮЩИХ О ПОРЯДКЕ", однако онтологии страт прямо противоположны. "ОБЫВАТЕЛИ, МЕЧТАЮЩИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ" , в отличие от "ОБЫВАТЕЛЕЙ, ТОСКУЮЩИЕ О ПОРЯДКЕ", видят залог стабильности и правопорядка в ускоренном движении к светлому капиталистическому будущему.
Вернуться
(15) "АВТОРЫ ПИСЕМ В ГАЗЕТЫ" - это обыватели, делегировавшие свои социальные права "наверх", а сами занимающиеся, как они считают, "своим делом", которое, однако, оказывается мало кому нужным.
Вернуться
(16) "КЛЯУЗНИКИ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ". Это совеобразные представители " народа", считающие что выбранные ими депутаты действительно их представляют и на этом основании требующие от парламентариев всех уровней защиты своих интересов, наведения порядка.
Вернуться
(17) "ПУБЛИЦИСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ МНЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЕЙ". Прототип - Максим Соколов, ведущий обозреватель еженедельника "Коммерсант", известный своим бытовым негативизмом и остроумным снижением политических реалий до обыденно-смешных. Это публицисты, пишущие для народа и от имени народа, это начитанные и знающие иностранные языки "Николай Николаевичи", умеющие (на сытый желудок) красиво - с привлечением цитат из античных авторов - побалагурить, но беспримерно злобные, если не очень сыты или, не дай бог, кем-то обделены и обижены. см.
Вернуться
(18) "ДИКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ" - подтип обывателей, которые, потеряв социальную определенность, приписанную им реальным социализмом, занялись "коммерцией", то есть деланием денег из всего того, что их окружает. У представителей этого типа нет внерыночных (общечеловеческих) ценностей. Государственные институты они не ставят ни во грошь, так знают, что любой государственный запрет (закон) можно обойти с помощью взятки.
Вернуться
(19) "НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ - ЛОББИСТЫ И БИЗНЕСМЕНЫ". Представители этого типа рассматривают свое пребывание в парламентах всех уровней как легальный способ первоначального накопления капитала. Они находятся на содержании у представителей российского и иностранного бизнеса или сами "крутят дела", используя возможности, предоставляемые статусом депутата.
Вернуться
(20) "ПУБЛИЦИСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ МНЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННИКОВ". Прототип - Султанов Шамиль, ведущий публицист и член редколлегии газеты "День". Публицисты этого типа выражают мнение новых государственников (в прошлом - "противников перестройки"). С точки зрения представителей этого типа, государство должно строиться на принципах авторитарности (самодержавности), этнокультурной и религиозной общности и народности.
Вернуться
(21) "НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННИКИ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ". Прототип - Юрий Власов, бывший спортмен-тяжелоатлет, писатель.. Представители этого типа в качестве позитивной программы предлагают восстановление советской государственности, но без руководящей роли КПСС.
Вернуться
(22) "ПУБЛИЦИСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ МНЕНИЕ СЛОЯ "НОВЫХ ПОЛИТИКОВ". прототип - Михаил Леонтьев, заместитель главного редактора "Бизнес-МН", заместитель главного редактора газеты "Сегодня". Позитивная программа представителей этого типа публицистов представляет собой сочетание идей сохранения отечественной государственности и всемерной капитализации экономики.
Вернуться
(23) "ЧИСТЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ" (результат симбиоза "детей Арбата" с "авторами политических анекдотов"). Прототип - Радзиховский Леонид, публикуется со статьями на любые темы во всех изданиях, кроме коммунистических и крайне патриотических. Представители этого типа выражают только свое, причем достаточно расхожее мнение,
Вернуться
(24) "НОВЫЕ ПОЛИТИКИ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ". Прототип Константин Боровой, лидер партии экономической свободы. Эти люди претендуют на выражение чаяний и ценностей нового социального слоя и, соответственно, на посты в новом аппарате управления государством. Однако другие представители слоя, как впрочем и действующие функционеры государственного управления, ни в коей мере не приемлют публицистических претензий БОРОВЫХ.
Вернуться
(25) "ЛИДЕРЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННИКОВ" - результат симбиоза между типами "народные депутаты" и "противниками перестройки". Государство, с точки зрения представителей этого типа, должно быть воплощением принципов социальной справедливости, понимаемых прежде всего как уравнительное распределение согласно статусам в устанавливаемой государством иерархии полезности каждого человека и социального слоя. Доперестроечное государство, с их точки зрения, было справедливым в большей степени, чем постперестроечное.
Вернуться
(26) "ЛИДЕРЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ФРАКЦИЙ ДЕМОКРАТОВ". При внешнем различии от "лидеров парламентских фракций государственников", представители этого типа сходны с ними в методах деятельности и в понимании государства как института установления социальной справедливости. Однако социальная справедливость представителями этого типа понимается прежде всего как "свобода" (слова, собраний, деятельности любого рода, не нарушающей интересы других граждан), а государство рассматривается как инструмент поддержания этой "свободы".
Вернуться
(27) "ЧИСТЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ". Прототип Хасбулатов Р.И., спикер парламента России. Это доведенный до логически чистого состояния результат симбиоза "стукачей" и "номенклатурных сплетников и интриганов". Стремление к социальной справедливости у представителей этого типа выливается в борьбу за повышение своего статуса в государственной распределительной иерархии.
Вернуться
(28) "НОВЫЙ ПОЛИТИК С НОМЕНКЛАТУРНО-ОБЫВАТЕЛЬСКИМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ". Прототип - Виктор Шейнис, один из лидеров Демдвижения. Представители этого типа ориентированы на укрепление государственности способами и методами, апробированными в доперестроечные времена - аппаратной интригой и компромиссами
Вернуться
(29) Тип "ГОСУДАРСТВЕННИКИ С НОМЕНКЛАТУРНО-ОБЫВАТЕЛЬСКИМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ". Прототип - ответственный секретарь конституционной комиссии парламента России О.Г. Румянцев. Для представителей этого типа характерно стремление к сохранению сильной государственности, основанной на вновь обретенной национальной идеологии. Инструментом достижения такой государственности выступает бюрократическая интрига.
Вернуться
(30) "НОВЫЕ ПОЛИТИКИ" - прототип Сергей Шахрай, вице-премьер правительства России. Представители этого типа, имея функционально-диссидентское прошлое, ориентированы на реализацию идеальных моделей общественного и государственного устройства. В практической деятельности государственного управления вынуждены представители этого типа вынуждены действовать подручными методами, из-за чего время от времени дистанцируются от результатов своих трудов.
Вернуться
(31) "ГОСУДАРСТВЕННИКИ С ФУНКЦИОНАЛЬНО - ДИССИДЕНТСКИМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ". Прототип - Сергей Станкевич, советник Президента России. Как и все государственники, представители этого типа ориентированы на стабильность и порядок, однако в отличие отдругих они достаточно критично (и цинично) относятся к тому, что в их узком круге называется политической борьбой. Для СТАНКЕВИЧЕЙ сегодняшнее состояние государственности в принципе переходное. Последнее дает им возможность откладывать реализацию своих политических ценностей " на потом".
Вернуться
(32) "НОВЫЕ ПОЛИТИКИ С ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ". Прототип - Егор Гайдар, бывший исполняющий обязанности премьер-министра правительства России. От "новых политиков" у представителей этого типа присутствует некий идеализм (противопоставление плохого и хорошего общественно-экономических устройств), в то время как от государственников - стремление к наведению порядка и понимание государственности как самоценности.
Вернуться


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #1-2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #1-2
Связи.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/1-2/kordonsk2.htm