Век ХХ и мир.1994. #1-2.WinUnixMacDosсодержание


СЛОВА

Д е м о к р а т и я

Сергей Митрохин


Homo soveticus был собран его создателями из штампов массовой пропаганды. Мировоззрение обывателя-"демократа" - набор штампов, формируемый все тем же самым сборочным цехом. В его представлении демократия - это господство людей, разделяющих с ним стандартизированный набор идейных болванок: его шаблонную любовь (к "рынку", Ростроповичу, "цивилизованным странам" etc.) и шаблонную ненависть (к коммунистам, Советам, Бабурину, Невзорову и т.п.).
Шаблоны пригнаны друг к другу до того плотно, что между ними уже никаким клином не вбить политическую азбуку: демократия - это не диктатура демократов. Демократия - это система баланса сил, система сдержек и противовесов.
Демократия была при Горбачеве, когда консервативному крылу КПСС противостояло прогрессивное, а им обоим - демократы-ельцинисты.
Демократия сохранялась и в течение противоборства Президента и Верховного Совета. Да, она приняла безобразные формы, потому что по обе стороны находились, ругались и бесновались дети баррикад - советские люди. Баррикада в любой своей разновидности - от железного занавеса до нагромождения мусорных баков - мила их сердцам как символ ясности. В ней ценят не оборонительные свойства, а прямую линию как принцип классификации мира. Но пока оставался в силе баланс, ни одна сторона не могла осуществить свою заветную мечту: смять другую.
Ни одна сторона до сентября 1993 не решалась топить другую в собственных испражнениях, выводить на улицу вооруженных уголовников - как нелегальных (гражданских), так и официальных, одетых в милицейскую и военную форму. Ни одна сторона не решалась защищать свое представление о демократии при помощи танков, топтать ногами политических лидеров (в том числе женщин), высылать инородцев, избивать журналистов и стрелять без предупреждения по любой движущейся мишени.
Систему сдержек горбачевского периода ельцинисты заклеймили как диктатуру КПСС, поскольку она не давала им возможности установить свою диктатуру. Баланс между Президентом и ВС они обругали двоевластием, поскольку это была не их безраздельная власть.
Политическую ответственность за бойню в Москве несет не тот, кто первым открыл огонь (рассекретить его, как водится, невозможно), а тот, кто первым нарушил баланс, несовершенным, но единственным гарантом которого была Конституция.
До совершения Ельциным государственного переворота 21-го сентября в России отсутствовали многие формальные признаки демократии, но сохранялся наиважнейший - политическое равновесие. Не было реальной многопартийности, зато была реальная многосубъектность. Предпосылки для демократии складываются не там, где ненавидят советскую власть, а там, где есть равновесие политических субъектов.
Для того, чтобы многосубъектность переросла в зрелую демократию, ее нужно не разрушать, а утверждать. Нужно не травить неугодных субъектов, а нейтрализовывать, используя их уязвимые пункты для наращивания системы противовесов.
Соблюдение конституционной законности - не единственный, но абсолютно необходимый инструмент для налаживания тонких балансов. Этот инструмент нельзя было убирать из рабочего поля ни на секунду - даже ради благого пожелания заменить его новым. В том и состояло искусство политики, чтобы суметь перестроить устаревшую и разлаженную Конституцию, ни на мгновение не выводя ее из работы. Для того, чтобы обращать сложившийся баланс себе на пользу, необходимо прибегать к искусству политика, а не к дубине костолома. Альтернативой этому на сегодняшний день является только кровь.
Новая Конституция, на которую сейчас возлагают такие надежды, была принята всего лишь с целью обслуживания неправового режима, введенного Указом # 14ОО. В условиях фактической диктатуры любой "конституционный" орган не может привести убедительных доказательств тому, что он не является марионеткой. Эта Конституция стала не индикатором нового равновесия, а юридическим закреплением дисбаланса, созданного расстрелом парламента 4 октября.
Политическая система, основанная на дисбалансе, уже не умеет воспроизводить себя иначе как при помощи танков и баррикад, становясь потенциальным заказчиком все новых и новых расстрелов.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #1-2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #1-2
Слова.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/1-2/mitrohin.htm