Век ХХ и мир.1994. #1-2.WinUnixMacDosсодержание


НЕКТО

Николай Попов
Записки санитара

Часть вторая Часть первая

Щелки в двери. Через эти щелки наблюдали мы за Ильичом. Часто-часто припадал к ним проф. Ферстер. Через эти щелки в последний раз видели живого Ильича Каменев и Зиновьев и, кажется, тоже в последний раз, - Бухарин. Живо вспоминается вечер. Ильич у себя в комнате с Н.К. не то разговаривают, не то занимаются. Шаги и шепот в столовой: выхожу: Зиновьев, Каменев, Бухарин и М.И. Бухарин: "Я пойду посмотрю! Можно, М.И.?" Задает вопрос и одновременно снимает ботинки - чтобы тише подойти к двери. Иду с ним и по дороге говорю: "В двери щель есть". Подошли. Щель-то щель, да не по росту - тянулся-тянулся, наклоняется и шепчет мне в самое ухо: "Черти, сволочи, наделали щелей для себя, а другим точно и не надо". Молча показываю ему другую щелку - сделали внизу, чтобы можно было сидя на полу смотреть. Стал на четвереньки - долго-долго смотрит, слушает... Каменев снял ботинки, тихо-тихо, медленно, осторожно наступая, подходит к двери. Ему тоже неудобно - щель слишком высоко, приходится напрягаться, вытягивать шею... но точно замер. Оперся левой рукой о мое плечо, точно впился и замер - смотрит-слушает. Спокойно-деловито смотрел Зиновьев.
Дурак ты, Енчмен, дурак набитый. Я наблюдал минимум "пространственных" твоих "явлений". Попробуй подумать немного. Что думали, переживали, ощущали эти люди вечером прошлого года - ближайшие ученики и соратники того, кто выбыл из строя и сидит один (нет не один! - вдвоем) в комнате, и нет надежды, нет, будь он проклят, трижды проклят склероз, что вновь раздастся его голос; нет надежды и есть она. Голос Ильича, картавая несколько речь со сцены Б<ольшого> театра, с подмостков Колонного зала, с трибуны у могил Кремлевской стены... Величайший человек, которого погубила величайшая в мире революция. Отдал все силы ей. Свой великолепный мозг и свои скверные сосуды отдал делу рабочего класса целиком и до конца. Голос Ильича! Вот сейчас обернулся назад - на столе стоит безрупорный граммофон с пластинками - речи Ильича. Слушал речи Ильича: раздавался его голос, а в прошлом году на этом самом месте, в этой самой комнате стоял стол, обитый клеенкой, - на нем я вчера играл в шахматы - к нему был приставлен другой стол - за этим столом я сейчас сижу и пищу. На столе лежал в зеленом френче мертвый Ильич... У стола проф. Абрикосов, Дешин, Бунак; Иван Глебович; проф. Абрикосов делает свое дело. Ферстер, его лицо... лицо человека... вряд ли Ферстер когда-нибудь переживал хоть что-нибудь подобное, вряд ли переживет. Это не было выражение лица врача, пациент которого умер, и врач огорчен и сочувствует горю близких - это было что-то, по-моему, значительно большее. Ферстер знал Ильича, Ферстер любил Ильича. Суетливый, суетящийся скороговорчивый Семашко. Спокойный, медленный в движениях, грубоватый Обух. Помню его громкий шепот мне на ухо: "Успокойся, перестань... ты же ведь большевик... ну перестань... здесь ведь, смотри, М.И., Н.К. - как тяжело им-то". Гудит, наклонившись, треплет-гладит по плечу, а у самого глаза красные-красные и слезинки на щеках. Спокойно-деловитые фигуры Осипова, Гетье, Елистратова. Гетье и Елистратов зашли в комнату Ильича. Гетье что-то, куря папироску, рассказывает Елистратову (в комнате, где лежит покойник, неудобно, а в соседней - в комнате, где жил только что и где умер Ильич - как в курилке можно - ведь в остальных комнатах тоже неудобно. Тьфу, мерзко! Как я ненавидел Гетье в эту минуту). Пишу протокол вскрытия... Абрикосов извлекает револьверную пулю... Суетится-распоряжается Семашко... Губка Ильича, тазик - его умывальные принадлежности... Абрикосов моет руки мылом, которым накануне умывался Ильич. Кровь на мыле, кровь в тазу, губка в крови... Суетится Семашко - предварительное сообщение в газету: "Алексей Иванович, подпишите... проф. Ферстер..." - переводит по-немецки написанное... Ферстер подписывает документ... "Тов._Попов, будьте добры озаботиться изготовлением... да, да, надо переписать... если успеем, подпишем здесь... скоро едем... Ал. Ив., Фед. Алекс., прошу вниз... т._Попов... если не успеете, тогда в Москве..." Черновик - тот, что писался во время вскрытия, уже в Москве передал Обуху через неск<олько> дней - Ильич еще лежал в Колонном зале. Носился по Москве в машине, собирая подписи, а толпы народа на улицах в центре и лента людская - поток тек беспрерывно в двери Дома Союзов и вытекал оттуда. Костры на улицах и свирепый мороз.
Строился мавзолей, а Ильич лежал в Колонном зале Дома Союзов, и у гроба его проходили люди - тысячи людей, военных и штатских; тишина, только глухой шорох шагов - голосов не слышно: временами сдержанные рыдания. Серьезные нахмуренные лица. Н.К., М.И. у гроба... Ближайшие товарищи у гроба. Почетный караул у гроба. Товарищи! Одно из трех слов, отысканных и произнесенных Ильичом - Ильичом, у которого была моторно-кортикальная афазия, Ильичом, у которого были лишь речевые остатки и... я слышал от него эти слова: всего два раза: днем на балконе, выходящем на юго-запад у окна его комнаты, и второй раз в постели, когда Ильич, готовясь раздеваться, произнес два слова. В первый раз - "товарищ, товарищи, товарищи" и второй раз - "...Гиль... гиль... гильбо... а... Гильбо-Гильбо, Henri Guilboux".
Через комнату Н.К. выкатил В.И. в кресле на террасу. Подкатил к самым почти перилам у окна его комнаты, Ильич вдруг заволновался, - нетерпеливо трет себя по коленке ладонью, то хватается за лоб, мучительно пытается что-то сказать, улыбаясь, смотрит в глаза, тянет за рукав к себе, потом тяжелый вздох, качает головой и вновь пытается что-то сказать - загибает на ладони все пальцы, потом разгибает их и вновь загибает один. Улыбается и вопросительно смотрит в глаза - понял ли? "6, Влад. Ильич?" Радостная улыбка и снова те же движения пальцами. Научились понимать Ильича, угадывать его желания. Но как мучительно тяжело было на душе, когда чувствуешь, что не понимаешь, в чем дело или смутно лишь догадываешься об этом. "6, 6, что 6, чего 6?" Смеется, вновь те же движения, трет по коленке ладонью, потом хватается за лоб и вдруг точно в результате какого-то нечеловеческого усилия раздаются слова - "товарищ, товарищи, товарищи!" - и в глаза смотрят широко открытые глаза Ильича. Как мучительно тяжело было не понимать, как радостно было угадывать его желания, как радостно было наконец-то угадать его желания и как мучительно тяжело было молчать и не назвать имен "6 товарищей"4. Нельзя было - страшно за Ильича... А Ильич точно обессилел после этого - был молчалив, сумрачен; окно в его комнате было раскрыто и я, оставив его с Н.К., стоял в его комнате вне поля его зрения.
Второй случай. Вечером, сидя в постели уже - еще одетый, - Ильич точно вспомнил что-то; то же движение рукой - похлопывает себя по лбу - пытается что-то сказать. Первоначальное движение такое, какое часто делаешь, когда вспоминаешь сразу что-то приятное, когда оно почему-то вылетело из головы и вдруг вспомнилось сразу. Напряженное выражение лица, перебирает пальцами, похлопывает себя по лбу ладонью и вдруг - "Гиль... гиль... гильбо-гильбо... Гильбо! Гильбо! Henri Гильбо!" Выясняется, что дня два тому назад Гильбо прислал Ильичу книжку свою, и М.И. говорила Ильичу об этом. На след<ующий> день я через щель двери смотрел, как Ильич сидит в кресле и читает книжку, на крышке которой написано Lenin.
Вчера смотрели вчетвером портрет Ильича, вылепленный из воска. Первый раз в жизни видел такого рода произведение искусства. В большой раме, между двумя стеклами, из воска вылеплены черты Ильича. Это не барельеф, а что-то другое. При рассматривании в проходящем свете - великолепный портрет. Чем ярче свет, тем лучше. Здесь есть ящик, сколоченный из простых досок, в него вставляется портрет, в противоположную стену вделана электрическая лампочка. Вчера потушили свет, и в темноте портрет ярко и отчетливо выступал. Вполоборот налево голова, лысина, характерный изгиб линии темени, мощный лоб. Сощурены слегка глаза, морщина от наружного угла глаза вниз; подстриженные усы, бородка. Слегка улыбается - видимо, что-то живо с интересом слушает. Тихо и долго смотрели в темноте на освещенную голову и лицо Ильича: М.И., Преображенский, Пизен и я.
Вспомнил Бухарина. Был сегодня на даче, где жил Ферстер, - застал отдыхающую санаторскую публику. Спрашиваю, что делают, у Саши - "целый день, почитай, в "козла" играют и поют". Так вот, эта самая Саша, прислуга, уже немолодая, - лет, наверное, ей 50, спрашивает: "А Бухарчик приехал?"

31 января.

Днем ходили гулять с М.И. 10 минут. Шли обратно, подъехала машина - пошли обратно, т<ак> к<ак> услышали сигнал машины. Бухарин и Н.Мих. Подходит уже с заявлением: "Выпустили моих птиц, какое имели право выпускать; ловишь, ловишь, а они тут выпускают". Н.Мих. говорит потом: "Прошлый раз был тут с товарищем - писали в комнате Н.К. и каждую минуту бегали смотреть на западню. Вечером надо было ехать в Москву на заседание Политбюро, а тут, на несчастье, поползень летает около западни. Волнения были - попадет или не попадет; ехать пора, и ехать не желает - сейчас-сейчас - ведь поползень. Наконец попался поползень".
Немного говорил о Енчмене: "По-моему, он сумасшедший: у него много женщин - он всех их зовет мадоннами, а себя - Христом; прехорошенькие - даже завидно". - "Его исключили из партии?" - "Нет, зачем же? Разве мало в партии немарксистов?" - "М<ожет> б<ыть>, но чем он полезен в партии, что он делает?" - "Ничего - живет с мадоннами... хорошенькие, аж завидно. Мне выкрали его рукопись; сам не могу - отдал там прочитать".
Ловили птиц - долго - 2 1/2 часа ловили и поймали 7 синиц. Хотел он очень лазоревку поймать: "Увезу с собой; где бы мне там в Москве хранилище для птиц завести?" - "У Шатерникова!" - "Я его дочку знаю". Птиц ловили. Сорин выпустил из клетки дятла. "Я ему предисловие теперь к книжке не напишу - пусть, сволочь, теперь не просит, птичий черт. Скажу Сашке, пусть он ему чернилом неприличные места вымажет сзади и спереди..."

3 февраля.

Уселся в маленькое кресло у двери комнаты Ильича. Тишина. Комната слабо освещена. Портреты на стенах, писанные не известными мне художниками... а вот - рядом с "картиной" в желтой рамке, присланной Ильичу в прошлом году - или в позапрошлом - из Китая - картина малоизвестного и не признанного пока еще живописца Бухарина Николая Ивановича. Имейте в виду, товарищи: кроме всего прочего, что умеет делать Бухарин и что известно всем, он еще умеет: 1) птиц ловить в западню (предпочитает поползней, затем лазоревок, потом снегирей); ловит уверенно и быстро. Заклятый враг Бухарина в настоящее время, Сорин, - не отдавая себе отчета, видимо, в своем поведении, он (Сорин) в субботу, 31 января, выпустил из клетки дятла. Кроме того, что этот акт являлся явно враждебным по отношению к Бухарину, ибо дятла поймал в силок (дятла поймал в силок!!) в прошлом году Бухарин (спросите-ка всех специалистов, если Бухарин для вас не авторитет в этом деле - что это значит, поймать дятла; найдите-ка дятла на Трубе5 и, если найдете, сравните-ка цены!), и, следовательно, дятел принадлежал Бухарину. Кроме того, во-вторых, что этот поступок был явно враждебным по отношению к Бухарину, он был и объективно преступным по отношению к дятлу, ибо дятел уже целый год жил, так сказать, на хлебах, на санаторном положении, в некоей искусственной обстановке, что не могло не отразиться (год!) на дятловском нраве, если можно т<ак> сказать, развращающе, на привычках дятла, на его рефлексах. Кроме всего этого - акт был явной демонстрацией полного, абсолютного, безнадежного непонимания Сориным удельного веса дятла - удельного веса пойманного в силок дятла.
Мария Ильинична вспоминает, что в прошлом году она в Горках однажды в теч<ение> неск<ольких> секунд никак не могла понять, что случилось. А случилось, видимо, что-то страшное - ну, типа пожара, убийства - внизу раздавался топот ног и отчаянные крики: кричал Бухарин... Кричал и бегал Бухарин... держа в руках только что пойманного дятла. Безнадежный профан Сорин, руководимый каким-то непонятными соображениями (соображение, что дятлу в клетке хуже, чем на воле, тоже нуждается в доказательствах и в конкретизации, в диалектическом подходе, в вопросе "когда и при каких условиях"), непонятными соображениями выпустил дятла. А в воскресенье этот самый дятел (этот самый дятел - и пусть Сорин сколько угодно говорит, что это лишь двоюродный брат того самого дятла) грустно сидел на ветке дерева недалеко от дома, и мы все на него смотрели и тоже грустили; силок ставили и хотели, чтобы дятел опять попал в силок, "а он не хотел". Но это, так сказать, лирико-драматическое отступление. Кроме ловли птиц, Бухарин умеет 2) картины маслянными красками писать. Хотел бы я знать, сколько процентов вхутемасцев могут писать примерно так, как написана Бухариным - ну, вот эта картина. Тов. вхутемасцы, посмотрите эту картину, потом чуточку подумайте, еще разик подумайте и еще разок подумайте. И если вы хорошо-хорошо подумаете и взвесите, то м<ожет> б<ыть> и окажется, что и вы в будущем окажетесь хорошими-хорошими... инженерами, агрономами, экономистами, врачами, педагогами, и, между прочим, в те немногие часы отдыха, которые даст вам жизнь, будете картины писать масляными красками - ну м<ожет> б<ыть> чуточку хуже, чем после окончания Вхутемаса - но м<ожет>> б<ыть> не хуже, чем вот эта картина, написанная Бухариным.
В-третьих, Бухарин умеет лазать на деревья - в дупла, например, чтобы убедиться, есть ли там летучая мышь или ее нет, и тот писк, что заставил его (как в августе-сентябре 1923 г., когда Ильич был в парке) насторожиться, раздавался из другого дупла... тогда из какого же, черт возьми...
Ильич на нижней террасе, выходящей в парк, сидит в кресле; рядом с ним Н.К. Ильич учится писать левой рукой. Вне поля зрения Ильича в комнате у открытой форточки окна, выходящего на террасу, - Ферстер... стоит - замер, слушает и смотрит, как орудует мелом Ильич. У двери, выходящей на террасу, слегка открытой, за занавеской - Бухарин, два - три шага отделяют его от Ильича... Бухарин видит Ильича в профиль... Слышит слова, которые он произносит... "Старик... брово, старик... Браво, старик..." - и потом "кричит шепотом": "Ии...льиич, Иии...льиииич! мыыы здеееесь! между нами средостеееееениииееее!"

Воскресенье, 4 февраля.

Бухарин говорит: "...Купались мы здесь в реке с Ильичом... он лежал на спине... за границей купались - Ильич, Зиновьев, Пятаков (??) и я - я тогда озорничал, вообще, тогда очень озорной был... всех их в воду побросал... смеялись... Веселый был старик, ух, какой веселый". Да! И в болезни Ильич был не расслабленным, пассивным; он сознавал, не мог не сознавать, что машина повреждена колоссально, что руль сломан, та буря, что захватила его, - произвела колоссальные разрушения в его организме, колоссальные потому, что разрушено именно то, как раз то, что являлось самым важным, самым ценным - разрушило мозг, лишило его возможности говорить и писать. Я не напишу никогда того, что говорила мне М.И. о времени, когда Ильич оправился после первого своего удара. Записано ли это где-нибудь? Или это знают лишь немногие - то, что хотел сделать Ильич тогда, когда вызвал к себе Сталина и просил его помочь6.
А в болезни? разве Ильич не остался Ильичом, активным, настойчивым, твердым, оптимистом? Два раза за это время я видел, как плакал Ильич. Да и плакал-то так - тихонько, немного, по-секрету - так, чтобы не видел никто. А сквозь щель его двери я видел его с усталым и измученным лицом, когда он сидел перед окном своей комнаты, откинувшись в кресле, и смотрел, смотрел в окно, точно застыл; левая рука козырьком на лбу... и вдруг по щеке слезинка; не отнимая руки ото лба, он подхватил ее - стер мизинцем... за ней другая... хотелось кричать, проклинать, бить... я не знаю, чего хотелось.
Ильич часто бывал грустен, иной раз у него было очень тяжелое настроение. Видел я его с усмешкой безнадежный кивок на свою руку - это, брат ты мой, дело конченное и... и тем не менее Ильич хотел чинить свою машину. Невольно вспоминался Морской Волк7, и думалось, что когда-нибудь и кто-нибудь м<ожет> б<ыть> и напишет художественое произведение о том, как жил, работал, боролся, не шатался и всегда оставался до самой смерти сильным, крепким, мужественным человеком великий и единственный в мире Ильич - человек, который не переставал, не перестает и долго еще не перестанет быть руководителем и учителем миллионов и миллионов: не волк и не морской, а человек и земной человек, спаянный, связанный с человечеством тысячью нитей, крепко связанных в узел в нем: и когда болезнь уязвила этого человека как раз именно там, где был этот узел, где были эти связи... разве же это не самое ужасное, что можно себе представить? Стреляли из револьвера - шея? рука? крови много шло - тьфу, да это ведь пустяки! Ильич без ноги, без руки - это еще пустяки, но Ильич без речи, Ильич не могущий писать - это ведь ужас!
И с какой настойчивостью, с каким упорством, снова и снова Ильич пытался найти выход из создавшегося положения. Не движется нога - можно научиться ходить с палкой - не стоит обращать на ногу особое внимание - это не важно существенно - это не то звено, за которое надо ухватиться, и поэтому - ходить с палочкой можно иногда для упражнения, массаж ноги и гимнастика - это лишнее - ведь по лестнице-то он ежедневно ходит сам вверх и вниз, три раза в день - а ведь это 180 ступеней в день - чем это плохая гимнастика? Раньше - в июле - Ильича сносили в кресле вниз и вверх. Дело не особенно удобное, ибо требовались пересадки, громоздко, нести вдвоем по узкой лестнице - явно неудобно. Думаю, что возможно и эти соображения были у Ильича, когда он однажды категорически отказался от такого способа преодоления лестницы и принялся ходить сам, держась за перила левой рукой. Первое время он еще сдавался на уговоры: действовали немного шуточные реплики и довод, что вредно так сразу отсчитывать по 30 ступеней, ибо польза от такого упражнения в данной конкретной обстановке может превратиться в свою противоположность... Ильич вначале сдавался и позволял пронести себя в кресле - коричневом деревянном кресле-стуле с подлокотниками и ножками на колесиках. Затем эти переносы были отменены им самим окончательно! Почему утренний кофе, обед и ужин - все это нужно было обязательно внизу, когда было тепло еще - на террасе закрытой, а зимой в большой комнате. Почему Ильич отказывался обедать и пить кофе наверху? Привычка? Нежелание заставлять приносить еду наверх? Нежелание отказаться от своих 120-180 ступеней в день? А ходить Ильич с палочкой и по ступеням начинал все лучше и лучше. В декабре он уже мог, например, на ходу стараться стукнуть палкой белого кота, любимца М.И. - толстого, лохматого - походка была уже довольно уверенная и твердая. Помню мои "консультаци" с Ферстером по поводу ходьбы В.И. по лестнице: Ферстер все хотел, чтобы Ильич при этой ходьбе по лестнице сгибал бы свою ногу (а походка у него была типичная гемиплегическая), хотел что-то привязать - как будто бинт - к штанине и за него тянуть. Воображаю, как бы это Ильич согласился на такое предложение - привязать и тянуть! Страшно было вначале немного, когда Ильич шел с палкой: обычно в таком случае около Ильича обязательно было 2 человека, и один из них либо Н.К., либо М.И., либо П.П. Потом второй человек стал совершенно не нужен, и только во время ходьбы по лестнице сзади всегда шел П.П. Уже в декабре Ильич почти самостоятельно, без помощи, опираясь на палку, мог подняться с кресла.
Рука? Это важнее - это серьезнее - здесь надо что-то делать, и хоть и тяжелое состояние, и вряд ли можно рассчитывать на движения в ней - Ильич не раз безнадежно махал рукой во время массажа и гимнастики, проделывавшихся сначала ежедневно, а потом через день - но все же массаж и гимнастика им почти никогда не отвергались. Ванна, массаж, гимнастика через день! Прекрасно помню эти вечера, эти приготовления к ванне, когда примчишься из Москвы, и если чуточку запоздаешь - соврешь ему в ответ на его понятный и разгаданный вопрос - "поужинал ли?" - "Ужинал уже, В.И.". Клеенку на пол, на нее табуретку, на табуретку - ванну - длинный металлический "сосуд" явно кухонного происхождения - очевидно, для варки рыбы, термометр, баночка с вазелином, полотенца (непременно покрыть подлокотники кресла, на котором он сидит, ибо однажды он со смехом указал, что на подлокотнике остаются следы вазелина), пузырек со спиртом. Движений активных не было - синкинезии глобальные были - разгибательные. При зевке, например, разгибались пальцы, при сжимании сильном левой руки в кулак и в локте - всегда было легче разогнуть пассивно пальцы на правой. Раздражение поглаживанием разгиб<ательной> поверхности предплечья часто давало экстензию пальцев (обычное положение - типичная флексорная контрактура Wern - Man.). Резкий штриховой рефлекс ладони. Легче всего удавалось разгибать 1 и 2-й пальцы. Дов<ольно> знач<ительные> огранич<ение> объема движений в плечевом суставе и лучезапястном.
Массаж и все прочее все же свое дело сделали; контрактура была безусловно уменьшена, болезненность при пассивных движениях стала значительно меньше.
Речь? А вот речь - другое дело, и письмо тоже - это вот самое главное и самое важное. Отсюда то упорство и та настойчивость, тот напор, с которыми Ильич принялся за работу - именно работу в этом направлении. Н.К. стала его учительницей - она учила его языку, который он понимал, но на котором он не умел говорить (Ильич! не умеет! говорить! ни на одном языке!), учила его писать те слова и те буквы, которые он читал и понимал. И тут тоже - главное - это говорить - главное звенышко - это "научиться говорить, писать - это менее важно - можно пригласить стенографистку - и я научусь стенографии". И Н.К. серьезно говорила о стенографии, как о "науке", которую она должна преодолеть...
Утренний кофе быстро и - прямо из-за стола гулять в парк, за ограду его, в лес на автомобиле или (зимой) на санях... чаще в парк... зимой одевание в шубу под бдительным и зорким контролем глаз М.И., и после прогулки - учеба.

ПРИМЕЧАНИЯ
4 В поденных записях Н.С.Попова и К.Зорьки эпизод датируется 3-м сентября. Возможно, "6 товарищей" - члены Политбюро. Сравнив, впрочем, запись санитара В.А.Рукавишникова от 20 сентября "(Фонд 16. Оп.2 Ед. хр.91): "В.И. показывает 2 пальца, потом3, потом 5 и наконец 1. Потом - 1,2,3,5", разгадку нашла Н.К.Крупская: И.Арманд, два ее мальчика и три девочки."
Вернуться
5 Труба - Трубная площадь в Москве, здесь собирался птичий рынок.
Вернуться
6 Речь идет о неоднократном желании В.И.Ленина покончить с собой и его обращениях к И.В.Сталину с просьбой снабдить его цианистым калием.
Вернуться
7 Морской волк - герой одноименного романа Д.Лондона.
Вернуться


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абрикосов А.И. (1875-1955), патологоанатом.
Ал.Ив., Алексей Иванович - см. Абрикосов А.И.
Анна Ильинична - Ульянова-Елизарова А.И., сестра В.И.Ленина.
Бунак В.В. (1891-1979), антрополог.
Витя - Ульянов В.Д. (1917-1984), племянник В.И.Ленина.
Воронский А.К. (1884-1943), критик, редактор, издательский деятель; посетил В.И.Ленина в Горках 25 ноября (вместе с Е.А.Преображенским) и, возможно, 16 декабря 1923 г.
Гензель - шофер гаража особого назначения.
Гетье Ф.А. (1863-1938), терапевт, лечащий врач В.И.Ленина.
Гиль С.К. (1888-1966), шофер гаража особого назначения.
Гильбо А. (Guilbeaux Henri) (1885-1938), французский поэт, социалист, автор первой "толстой" биографии В.И.Ленина "Wladimir Iljitsch Lenin. Ein treues Bild seines Wesens" (Berlin, 1923).
Гончаров Д.А. (1863-1918), бывший студент Казанского университета, фельдшер соседней с хутором Ульяновых деревни.
Горохов Левушка - Горохов Л.Т. (ум. не ранее середины 1960-х гг.), шофер гаража особого назначения.
Дешин А.А. (1869-1945), анатом.
Дм.И. - Ульянов Д.И., брат В.И.Ленина.
Дуняша - Смирнова Е.И. (1890 - ум. после 1960 г.), домработница в семье Ульяновых.
Елистратов П.И. (1864-1927), терапевт, в 1923 г. принимал участие в лечении В.И.Ленина.
Енчмен Э.С. (р.1891) - автор "теории новой биологии", подвергшейся в 1923-24 гг. резкой критике в партийной печати; одним из активных оппонентов "енчменизма" был Н.М.Бухарин.
Зорька - Зорька-Римша З.-К.И. (1895-1950), партийный работник, студент-медик, санитар в Горках.
Иван Глебович - Трофимов И.Г., служитель Института патологической анатомии 1-го МУ, помошник А.И.Абрикосова при вскрытии и первоначальном бальзамировании тела В.И.Ленина.
Икки - дочь Н.С.Попова.
Космачев П.С. (ум. 1940), шофер гаража особого назначения.
Крестинский Н.Н. (1883-1938), в описываемый период полпред СССР в Германии, посетил В.И.Ленина 16 декабря и, возможно, 9 декабря 1923 г.
Л. - Станкевич И.А. (1899-1990), коллега Н.С.Попова по Клинике нервных болезней, позднее - его жена.
Лелякин - шофер гаража особого назначения.
М.И. - Ульянова М.И., сестра В.И.Ленина.
Н.К. - Крупская Н.К., жена В.И.Ленина.
Н.Мих. - вероятно, Лукин Н.М. (1885-1940), шурин Н.И.Бухарина, в 1918 г. "левый коммунист", историк.
Обух В.А. (1870-1934), зав. Мосздравотделом.
Осипов В.П. (1871-1947), психиатр, с лета 1923 г. постоянный врач в Горках.
П.П. - см. Пакалн П.П.
Пакалн П.П. (1886-1937), начальник личной охраны В.И.Ленина.
Пизен - Пизан И.В. (1879-1938), сотрудник охраны В.И.Ленина, занимал в Гороках различные хозяйственные и административные должности.
Преображенский А.А. (1862-1938), народник, соцал-демократ; управляющий совхозом "Горки".
Розанов В.Н. (1872-1934), хирург, в 1918 и 1922-1924 гг. принимал участие в лечении В.И.Ленина.
Рукавишников В.А. (1892-1954), студент-медик, санитар в Горках.
Рябов В.И. (ум. не ранее 1940), шофер гаража особого назначения.
Саша - Сысоева А.М. (1881-1941), домработница в семье Ульяновых.
Сашка - вероятно, Слепков А.Н. (1899-1937), "бухаринец", член МК РКП(б).
Семашко Н.А. (1874-1949), нарком здравоохранения.
Скворцов-Степанов И.И. (1899-1928), историк партии, редактор, издательский деятель; посетил В.И.Ленина 18 ноября и 2 декабря (вместе с О.Н.Пятницким) 1923 г.
Сорин В.Г. (1893-1944), в 1918 г. "левый коммунист"; член МК РКП(б), сотрудник Института В.И.Ленина; в 1925 г. с предисловием Н.И.Бухарина вышла его работа "Партия и оппозиция. Из истирии оппозиционных течений: I. Фракция левых коммунистов".
Удалов П.И. - начальник ленинского отделения гаража особого назначения.
Фед. Алекс. - см. Гетье Ф.А.
Ферстер О. (1883-1941), немецкий невропатолог; с начала лета 1922 г. возглавлял коллегию врачей, привлеченных к лечению В.И.Ленина.
Шатерников - вероятно, Шатерников М.Н. (1870-1939), директогр Физиологического института.
Schazel - Schaxel G. (1887-1943), биолог.

УКАЗАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ
Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга.
Афазия - полная или частичная утрата способности устного речевого общения вследствие поражения головного мозга.
Контрактура - ограничение движений в суставе.
Синкинезии глобальные - непроизвольные движения парализованных конечностей, возникающие при сильном напряжении здоровых конечностей.
Экстензия - разгибание (конечностей или другой части тела).


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #1-2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #1-2
Некто.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/1-2/popov2.htm