Век ХХ и мир.1994. #1-2.WinUnixMacDosсодержание


РЕДАКЦИОННОЕ

В этой рубрике мы публикуем авторские программы, гуманитарные проекты, "идеи"...

Программа поддержки российских свободных экономических территорий
(Программа "ЛибералИст" - "LiberalEast)

Концепция: маркетинг либерализма

Большинство обсуждений либерализма в России носит названия типа "Есть ли у России либеральный ресурс?".
На этих пока редких встречах по поводу либерализма никто не обсуждает вопроса о начале конкретных скоординированных действий. Но если у России есть либеральный ресурс, то должен быть субъект, для которого этот ресурс - собственно ресурс, то есть он нужен для какого-то проекта. Если либеральный ресурс никем строящим либерализм не востребован, то и ресурсом его считать нельзя.
Целью настоящей работы является применение методов и принципов либерализма к построению либеральной России. Автор при этом осознает опасность грубого применения слова "строить" к таким системам, как либерализм. Конечно, это экономический взгляд на политические проблемы: рынок - он и в политике рынок. Основная логика рассуждения:
- либерализм нельзя строить нелиберальными методами;
- в либеральном государстве нет места государственной поддержке либерализма - следовательно, ни копейки государственных денег либерализм не получит;
- либерализм, ратующий за рынок, должен строиться теми, кому он нужен (точнее - кто его хочет без объяснения причин) и может платить за это;
- вполне могут появиться профессиональные строители либерализма (политики? социальные инженеры? бизнесмены? менеджеры?) и заказчики на либерализм (политики? бизнесмены? менеджеры?);
- должна допускаться конкуренция строителей (продавцов) либерализма и его заказчиков (покупателей);
- либерализм какого-то конкретного его строителя может победить среди других либерализмов только тогда, когда он предоставит более дешевый и эффективный способ построения либерализма, чем его соперники;
- либерализм как "строй" победит только тогда, когда все заказчики на политические услуги будут тратить свои деньги на построение и поддержание какой-либо модели либерализма.
Невозможна победа либерализма "сверху". Либерализм побеждает не на выборах, когда один-два либерала прорываются в правительство. Либерализм побеждает, когда правительством становится координация либеральных лидеров "снизу" - то есть усиление влияния корпоративных и региональных либеральных лобби до уровня формирования политических организаций, но без формирования соответствующих подразделений правительства. Наоборот, - применяя все свое влияние для расформирования соответствующих государственных органов (прежде всего - экономического регулирования).
Но государственным чиновникам (согласно теории - сплоченной группе, хорошо понимающей свои интересы) легко справиться с разобщенным и разнородным либеральным лобби. Заметим, что у тех, кого привлекает либерализм и кто не любит государство, полно своей ежедневной работы (бизнес, развлечения), и как следствие:
- они живут далеко друг от друга;
- они общаются не каждый день и не знают друг друга;
- у них нет принятых способов согласования интересов и выработки коллективных решений;
- у них нет аппарата, исполняющего принятые коллективные решения;
- их деньги не консолидированы - а денег каждого не хватит на крупные акции.
Чиновники же в государственных органах:
- их штабы живут в одном городе (как минимум в головных организациях);
- общаются каждый день и знают друг друга;
- у них есть давно отработанные способы согласования интересов и выработки коллективных решений;
- у них есть аппарат, исполняющий принятые коллективные и неколлективные решения;
- у них есть кошелек небывалых размеров (на защиту своих интересов, через бюджет, они могут потратить и деньги своих противников).
Для решения задачи противостояния одной рыхлой дезорганизованной силы другой плотной и организованной силе попробуем применить решения, большинство которых продиктовано той частью здравого смысла, которая не противоречит либеральным принципам.
Прежде всего, должен быть организован финансовый механизм, позволяющий осуществить такой проект, - дизайн политической либеральной инфраструктуры. Слово "дизайн" применено сознательно - как оппозиция по методу технократическому "строительству" и привносит как минимум аромат гуманитарности и новых технологий создания чего бы то ни было.
Итак, дизайн политической либеральной инфраструктуры, ни в коем случае не "единой" (в одном столичном городе с иерархией отделений по областям и по городам), а с центрами в разных местах и сотрудничеством/соревнованием (как в английском нет слова "конкуренция", а только competition - соревнование) между ними. Прежде всего - безусловный приоритет самостоятельного дизайна либерализма в каждой деревне и городской префектуре (районе) - строительству одного большого столично-правительственного иерархизированного "либерализма национального масштаба".
Бороться с государственными чиновниками как со сплоченной группой можно:
- применяя методы современного маркетинга и организации рынка для того, чтобы количество собранных на строительство либеральной политической инфраструктуры денег было сравнимо с теми деньгами, которые может мобилизовать на соответствующее противодействие государственная когорта;
- применяя новейшие эффективные технологии организации коллективной деятельности для непосредственно политической работы.
Среди технологий нужно указать специально:
- методы групповой координации (современное управленческое консультирование);
- активные методы образования;
- достижения информатики и коммуникации:
- компьютерные средства ведения групповых проектов (некоторые виды office automation, groupware);
- глобальные компьютерные информационные сети и специальная информационная поддержка лидеров;
- технологии паблик рилейшнз.
Тогда множество живущих в разных местах страны либеральных лидеров при массовом и разумном использовании этих новых технологий смогут успешно конкурировать с тяжелым государственным аппаратом.
Большинство идеологий не любят распространяться о том, как конкретно должны выглядеть те или иные общественные институты после того, как их проповедники действительно пришли к власти. Программа стандартного политика, желающего слыть либералом, обычно ограничивается чем-либо типа "укреплять законность, открывать экономику, повышать роль предпринимателей". Мы не можем себе позволить абстракций. И мы вынуждены давать конкретные предложения по ключевым вопросам институционального устройства общества. Мы будем просто пытаться воплощать наши либеральные проекты общественного устройства в жизнь - игнорируя присутствие этого гадкого государства. И получая за это деньги. Sic.
Конкретные проекты по либерализации России должны быть устроены очень просто - должно быть понятно, кому платить деньги, и что получит тот, кто платит. Плата должна быть не за идею, а за услугу (кроме тех редких случаев, когда услугой является подача заказчику идеи). Основная стоимость исследований и разработок должна быть оплачена фирмами, предоставляющими услуги заказчикам - как делается везде в мире. Автор категорически не верит, что "заграница нам поможет" или добрые этатисты сбросят деньги из госбюджета. Речь идет о национальных масштабах, и деньги должны быть соответствующие - только индустриальный, промышленный, маркетинговый подход может помочь таким начинаниям. Поэтому каждый проект формулируется в виде краткого описания, больше похожего на техническое задание к соответствующему договору.

Общие положения программы "ЛибералИст"

Эта программа основана на простом маркетинговом ходе - хорошо бы найти людей, для которых
- понятны и привлекательны либеральные идеи;
- необходимо выходить в политическую действительность;
- необходимо строить какую-либо (политическую, экономическую, финансовую) инфраструктуру, в частности, требующую много консультационной работы;
- существуют источники финансирования.
Как ни странно, такие люди есть, и их относительно легко найти. Их вы обнаружите там и тогда, где и когда говорят о свободных экономических территориях. Название может меняться (свободная таможенная зона, свободная экономическая зона, территория государственно-правового эксперимента, специальная экономическая зона, инвестиционный район и т.д.), но суть остается неизменной: вполне либеральная попытка иметь низкие понятные стабильные налоги, мягкий инвестиционный климат, возможность партнерских отношений с иностранным капиталом, по возможности автономные от Москвы и (часто) областного центра законодательство и управление.
Лидеры "борющихся за право называться свободными экономическими" территорий гораздо более склонны принять либеральные идеи, чем их коллеги в соседних местностях. И, соответственно, такие лидеры готовы (часто из территориальных внебюджетных фондов) заплатить за реализацию либеральных решений проблем подопечных им территорий.
Их вполне устраивает (после объяснения значения слова "либеральный") проведение на территории конкретных консультационно-организационных проектов, приводящих к действительному развитию территории и соответствующему усилению статуса их лидеров.
Низкая стоимость услуг по Программе "ЛибералИст" определяется используемыми для их создания современными технологиями, позволяющими создать качественные продукты за минимальное время с минимальными затратами. Программа "ЛибералИст" включает в себя ряд продуктов:

Координационный канал "ЛибералИст"

"С чего начать? С создания общерусской..." Современные глобальные компьютерные сети помогают осуществить межтерриториальную координацию деятельности путем создания широких электронных информационных каналов межтерриториального межгруппового общения. Учитывая то, что диалог конкретных лиц, принимающих решения, даже при непосредственной их встрече завязывается достаточно трудно, в данной программе принят несколько другой подход.
Информационная часть координационного канала "ЛибералИст" организационно представляет собой территориальные редакции и секретариат, ретранслирующий сводки этих редакций. Такая форма организации гарантирует оперативность, достоверность и актуальность информации. Координационный канал "ЛибералИст" ежедневно предоставляет своим подписчикам свежие новости по российскому СЭЗ-строительству, имеющие отношение к проблеме как центральные, так и территориальные нормативные материалы, аналитические обзоры, иностранный опыт и т.д.
Основная сложность: немногие лидеры сегодня способны сами работать в такой технологии. Есть непосредственная опасность, что главными подписчиками (и даже "ораторами" на этом электронном форуме) станут не сами местные политические лидеры, а их программисты. Для предотвращения этого применяется ряд специальных мероприятий:
- специальные работы по установке, контролирующие понимание лидерами и их сотрудниками-непрограммистами сути координационного канала;
- специальное проектирование пользовательского интерфейса (минимум сложности);
- программа популяризации данного сервиса среди лиц, принимающих решения;
- регулярные "живые" встречи подписчиков;
- определение рейтингов и т.д.
Очень хорошим стимулом для работы с технологией координационного канала является знакомство с опытом наших недавних путчей - когда ЭСМИ практически оказывались бесполезными в оперативном понимании ситуации. А сервисы типа RELIS в сети РЕЛКОМ продолжали, минута в минуту, давать информацию по событиям (и не только по событиям в Москве), работая в режиме реального времени. Региональные политики обязаны учесть этот опыт: двойное повторение путча не гарантирует дальнейшего отсутствия политических кризисов с блокированием ЭСМИ - даже на ближайший период.

Библиотека "ЛибералИст"

Для начала любой деятельности хорошо бы иметь в концентрированном виде информацию по предмету деятельности. Даже адепту либерализма трудно собрать у себя книжки Хайека, Сормана, статьи Капелюшникова, нормативные акты Лебедева и т.д. Еще труднее отдать комплект такой библиотечки своим коллегам и клиентам. Поэтому за работу по подбору таких материалов надо брать деньги.
Дешевый, компактный, полный пакет материалов представляет собой Библиотеку "ЛибералИст". В библиотеке "ЛибералИст" представлены:
- теоретические материалы по основам либерализма;
- либеральные решения в российских условиях;
- нормативные материалы российских СЭТ;
- справочные данные и координаты российских СЭТ.

Паблисити "ЛибералИст"

Без паблисити, как известно, нет просперити. Практически ничего более, кроме массового проведения кампаний паблик рилейшнз национального масштаба, которые помогут либерально настроенным группам донести свои идеи и практический опыт до широкой общественности, мы не можем тут предложить.
Опыт показывает, что за примерно три месяца можно "запускать на орбиту" новых национальных лидеров, делать известными стране "точки роста" и т.д. Если эти лидеры и точки роста имеют либеральную ориентацию, то ничего, кроме профессиональных кампаний паблик рилейшнз, тут и не надо. Опять же, региональные элиты довольно охотно идут на финансирование таких проектов.
Опыт показывает, что такие кампании трудно делать, когда не налажен поток материалов с территории в штаб паблик рилейшнз кампании. Поэтому крайне желательно перед началом кампании иметь на территории отлаженное функционирование координационного канала "ЛибералИст".

Выборы "ЛибералИст"

Технология проведения выборов достаточно проста, но требует тщательнейшей проработки. Как правило, необходимо проводить социологические опросы, тщательно составлять программу кандидатов, формировать их имидж - многие кандидаты имеют деньги, но не имеют профессиональной команды, которая может существенно повысить шансы кандидата при прохождении выборочного марафона.
Более того, если кандидат действительно исповедует либеральные принципы, то его без специального проведения выборной кампании, скорее всего, не выберут - популистские лозунги ему недоступны, а подходящий репертуар для либеральной программы в России еще не наработан.
Создание и контроль прохождения законодательных актов для российских свободных экономических территорий является отдельной деятельностью и вполне может оплачиваться. Каждая свободная экономика свободна по-своему (В.Агроскин), поэтому в период "поэтапной либеральной реформы" лоббистская деятельность вполне допустима, нужна и может хорошо оплачиваться. Не надо подчеркивать специально, что сами лоббируемые законы при таком целенаправленном и скоординированном подходе будут более либеральны, чем при спонтанном их прохождении.
Такой сервис требует наличия мощного аналитического аппарата, отслеживающего внутренние движения тучного правительственного тела. Это довольно дорого, но очень нужно региональным политическим лидерам.

Автор программы - Анатолий Левенчук


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #1-2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #1-2
Редакционное.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/1-2/program2.htm