Век ХХ и мир.1994. #11-12.WinUnixMacDosсодержание


РЕДАКЦИОННОЕ
У б е ж и щ а

SpRAT
Препятствующие

С чего у нас началось?
С совпадения нужды и готовности в должный момент.
Конец 80-х - начало 90-х годов были отмечены событиями мирового масштаба (падение Берлинской стены, объединение Германии, война в Персидском заливе, распад СССР, колебания в Европе), которые перевернули систему, существовавшую со второй мировой войны, а также подвергли испытаниям устоявшиеся ценности. Эти события повлекли за собой волну реакции, а точнее, реставрации (идеологической и политической), сравнимой с реставрацией в Европе после Венского конгресса. Во Франции поражение левой интеллигенции было предопределено показушным десятилетием власти социалистов, результатом чего стал крах марксизма, социализма и сумеречный "конец истории".
В этой обстановке и появилось Общество сопротивления духу времени (SpRAT).
Общество создали несколько интеллектуалов, встретившихся для того, чтобы составлять петиции и сообщать другим свои идеи. Эти люди, может быть, не вполне осознавали, чего они хотят, зато они очень хорошо представляли, чего не хотят: расизма, войны в Персидском заливе, неофашизма. Среди них были известные писатели, университетские преподаватели, верные своим антикапиталистическим убеждениям, группа беллетристов, вышедших в большинстве своем из среды крайне левых анархистов или троцкистов, старые партийные активисты, нашедшие себе другое призвание и ставшие журналистами, публицистами, а также активисты, которые остаются таковыми и по сей день ("предпоследние могикане"). Всех этих людей не удовлетворяла эпизодическая роль петиционеров и их неопределенное политическое положение.
Но все меняется - и они провозглашают сообщество, которое, не делая их зависимыми от какого-либо мнения, позволяет мыслить сообща и вместе идти по жизненным тропам.
У нас есть программный документ, выражающий общее несогласие, проще говоря - несогласие сдаваться. Несогласие мириться с духом времени.

"Не отказываться от перспективы освобождения человечества; осмыслить социалистические идеи в свете катастроф двадцатого века, не пытаясь вычеркнуть их из памяти; изучать современные формы социальных отношений, классовых конфликтов, способов эксплуатации; рассматривать в большей степени международные отношения, чем строительство Европы со свободным обращением денег и товаров, не уступая идентифицирующим рефлексам национально единого государства, - вот наши основные задачи, которые мы хотим решать так, чтобы не прерывалась нить между критическим анализом и практикой.
(...)
Мы хотим открыто обсуждать различные мнения, мы готовы жертвовать необходимым, но не собираемся делать ставки на власть или претендовать на лидерство. Мы все уже обожглись на показных начинаниях, печатных изданиях или общественных движениях, не получивших развития, а потому заявляем: мы не желаем более иметь какое-либо отношение к средствам массовой информации, а также ко всему, что касается политических организаций.
Вот почему мы решили создать негласное общество, Общество сопротивления духу времени.
Итак, речь идет о распространении идей, содействии встречам, наведении мостов между очагами критической мысли в Европе: рискованное предприятие, которое должно вести с благоразумием и настойчивостью.

Даниэль Бенсаид, Филипп Сирулник, Дидье Даенинкc, Эрве Делуш, Дени Фернандез-Рекатала, Тьерри Жонке, Жорж Лабика, Мишель Лекен, Мишель Лови, Франсуа Масперо, Жиль Перро, Жан-Франсуа Вилар, Алексис Виоле"

Общество SpRAT является в такой же степени открытым, как и негласным. Почему негласное? Потому что мы не желаем приобщиться к инструментарию средств массовой информации. Напротив, речь идет об обществе, позволяющим открыто обсуждать различные идеи, подвергать сомнению устоявшиеся истины - без ставки на власть и желания возвыситься, без расчета на силу. Во времена идейного смятения нужно скромно сопоставлять идеи, облегчая их продвижение, способствовать упразднению фронтов между различными течениями мысли. Отсюда следуют три подразумеваемые задачи общества:
- собирать и мобилизовать критические умы, которые всегда существуют, но которые в силу измельчения политической жизни, слабости крупных партий, ослабления социального движения, из-за нахождения в различных средах сейчас рассеяны как никогда, став недоступными друг для друга;
- создавать, таким образом, условия для "генерального" сближения, которое позволит критическому анализу выйти на иные уровни ясности;
- при необходимости, хотя это не станет основной целью, вырабатывать предложения конкретных действий и мероприятий.
Безусловно, речь не идет о том, что SpRAT как Общество, станет подписывать воззвания и печатать листовки. Но если, в том или ином случае, некоторые члены общества сочтут, что необходима практическая работа, они смогут действовать без общего соглашения и голосования. Именно так и случилось после обсуждения Маастрихтского договора. На референдуме некоторые были за "да", некоторые были за "нет" ("нет" - за Европу, против Маастрихта и национализма). Последние образовали Комитет левых за "Нет".
Но этот случай является, скорее, исключением. В целом участники сообщества уже ведут более или менее интенсивную работу в политических, профсоюзных организациях и ассоциациях, публикуются в печати. Дискуссии SpRATа должны способствовать уже существующей деятельности и создавать систему выражения в мире, запертом давящей тяжестью средств массовой информации.
Некоторые члены общества исчезают и вдруг появляются снова, или посылают годовой взнос и требуют, чтобы их держали в курсе событий. Подобные действия ведут к созданию более прочных связей между группой постоянных участников собраний (общие обеды после собраний и т.п.). Интересно, что со времени основания общества большинство "основоположников", если они вообще поддерживают контакты с Обществом, появляются лишь время от времени...
Эти сложности предвещают угрозу рутины, свойственной "безмотивности" Общества. Общество без ставок на власть есть свидетельство независимости, в том числе и от объективных реалий. Но это также признак слабости. Кроме того, на ежемесячных собраниях, где так легко встретить интересных людей, образовался внутренний клуб (полусветский, честно говоря), в котором стремление "к борьбе" понимается весьма и весьма растяжимо.
Путь между отказом от априорной теоретической последовательности и безбрежной эклектикой узок. Иногда кажется, что усталость от прежних споров и боязнь пустых конфликтов влечет за собой чуждую духу Общества склонность к умеренности и компромиссам: редкие действительно полемичные дискуссии касались Кубы, проблем гражданства, Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле, гуманитарной помощи.
Как и намечалось изначально, общество не должно стать семинаром для университетских исследователей. Это привело бы к перескакиванию с пятого на десятое, к непоследовательным дискуссиям, которые будят любопытство, но не ведут к всестороннему исследованию проблемы, ибо всякий раз обсуждается новая тема. Уже неоднократно звучали требования чередовать с обычными ежемесячными собраниями - собрания для малого круга людей, где долго и тщательно будут обсуждаться более узкие темы. Так, особенно предлагалось обсуждать проблемы формирования и преобразования научных идей (особенно настойчиво предлагались темы марксизма). Но, тщательно изучая специальные темы, мы неминуемо должны будем обратиться к экспертам, переполненным банальными штампами пара-университетского мышления.
Таким образом, хотя SpRAT существует три года, будущее Общества остается неопределенным. Всемирный экономический, социальный и моральный кризис изменил обстановку, в которой Общество зарождалось. Если раньше заботы по устройству открытых дискуссий, диалогов между культурами были ценны сами по себе, теперь возникает необходимость придать этим действиям более практическое, чтобы не сказать активное, продолжение. Однако попытки вслепую найти новые формы политического представительства не ведут к успеху. И если наша шпротинка (SpRAT) не хочет быть съеденной рутиной, ей придется подвергнуть себя переоценке.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #11-12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #11-12
Редакционное.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/11-12/sprat.htm