Век ХХ и мир.1994. #3-4.WinUnixMacDosсодержание


РЕДАКЦИОННОЕ
В х о д я щ и е  б у м а г и

Программа "СОВЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ"

Вряд ли нужно здесь, в сегодняшней Москве убеждать кого-либо из нас в правомерности такого драматического заявления о том, что мы сейчас присутствуем при исчезновении цивилизации. Советской цивилизации. И не нужно вводить в обиход это понятие "советская цивилизация". По крайней мере, присутствующий здесь Андрей Донатович Синявский написал книгу об основах советской цивилизации, русское издание которой ожидается.
Жизнь, протекавшая в Советском Союзе до второй половины 80-х годов, была особой и настолько отличной от остального мира, что она предстает, действительно, как уникальная цивилизация, характерными чертами которой были не только ее внешние признаки, такие, как ГУЛАГ, Политбюро, номенклатура партии большевиков или лозунги, памятники, песни и картины. В этой цивилизации существовало определенное, не имеющее аналога общественное и индивидуальное восприятие, мировосприятие, особый тип советского мышления, поведения, в которых были смешаны в одно романтический идеализм для оправдания насилия, искренняя вера в светлое будущее, в марксизм, в Ленина - Сталина, интеллектуальная покорность, ненависть к эксплуататорам и собственный рабский труд, преклонение перед духовностью и ограниченное знание мировой культуры, стремление к изобилию и жалкий быт, и многое, многое другое.
За три четверти века создалось особое коллективное сознание и возникла коллективная память советских людей. Эти явления социально-психологического порядка характеризуют уникальный тип советской цивилизации, может быть, больше, чем экономика и политика советской страны.
К изучению этой цивилизации, к попыткам ее понять, вынести из ее опыта исторические уроки обратится в будущем не одно поколение исследователей. Сегодня, как все мы видим, советская цивилизация начинает быстро исчезать. Поэтому фиксирование сколь возможно ее верной и неискаженной картины кажется актуальнейшей культурной миссией.
Меж тем в России, да и на Западе уже сейчас стараются об одном умолчать, о другом забыть, третье просто уничтожить, и одновременно создается новая мифология недавнего прошлого, начинаются неизбежные искажения, непонимание и просто ложь; в частности ложь тех, кто верой и правдой служили всесильному режиму и сами были его олицетворением, но теперь стараются представить прошлое в выгодном для себя свете.
Так или иначе, советская Атлантида начинает быстро погружаться в океан времен, и черты ее становятся все более неразличимыми.
Где-то года полтора назад возникла идея собрать, пока это еще не поздно, описать, зафиксировать и снабдить комментариями, объяснениями наиболее важные и характерные признаки и атрибуты исчезающего мира недавней советской цивилизации. Историческая и культурная ценность такого труда кажется очень значительной именно в силу того, что время не будет упущено. Значение фактора времени важно не только по отношению к объектам описания, к людям и атрибутам советской жизни, но и по отношению к самим исполнителям этой работы, так как участвовать в ней должны, конечно, те, кто жил внутри этой цивилизации и сейчас продолжают активно действовать. Это должны быть интеллектуалы России - историки, социологи, писатели, публицисты, люди искусства, люди науки, чья жизнь протекала внутри описываемого мира; те, кто в разное время вышли из этой цивилизации, т.е. живущие в эмиграции выходцы из россии, не терявшие с ней связи; западные специалисты по России, американские и европейские политологи, слависты, социологи, этнографы.
В сущности, должно возникнуть на этой основе международное сотрудничество интеллектуалов и университетских кругов России и Запада. В сегодняшних условиях может быть создан уникальный по своим качествам и возможностям авторский коллектив вне зависимости от того, живут ли участники работы на Западе или в России. Конечно, предполагается при этом, что работу можно будет вести при свободном доступе к информации как в России, так и вне ее.
Каков может быть тематический охват такой работы? Я не буду вдаваться в подробности только что начатых разработок, а позволю себе зачитать два столбца перечислений, в которых, собственно, и возникла мысль об этом проекте. Соответственно эти столбцы носят названия "Фактология" и "Мифология".
"Фактология" - государство, партия, советская власть, революция, армия, политика, правосудие, ЧК, НКВД, КГБ, ГУЛАГ, труд, хозяйство, торговля, наука, образование, медицина, завод, колхоз, город, деревня, столица, провинция п, прописка, паспорт, семья, личность, женщина, молодежь, старики, дети, быт, жилье, коммуналка, очередь, работа, досуг, спорт, интимная жизнь, вожди, номенклатура, рабочие, колхозники, служащие, интеллигенция, инвалиды, ветераны, больные, пьянство, наркотики, республики, национальности, шовинизм, антисемитизм, конформизм, религия, стукачи и доносы, диссидентство, субкультура, черный бизнес, преступность, уголовный мир, язык, пропаганда, соцсоревнование, личное и общественное, литература, искусство, архитектура, идеология и практика соцреализма, пресса, радио, кино, телевидение, цензура, идеологические кампании, борьба за мир, лозунги.
"Мифология" - прошлое, будущее, революция, бедные и богатые, буржуазия, кулаки, вера в революцию, вера в партию, культ вождей, честные партийцы,. двоемыслие, пионеры, комсомольцы, социалисты, сионисты, фашисты, космополиты, формалисты, абстракционисты, Запад чуждый, Восток угнетенный, черный брат, желтый брат, вражеское окружение, граница, секретность, шпионы и вредители, враги народа, белые и красные, эмигранты и эмиграция, возвращенцы, спекулянты и частники, фарцовщики и валютчики, духовность России и бездуховность Запада, Родина, патриотизм, морально-политическое единство, труд на благо Родины,. интернационализм, пролетарии всех стран, прогрессивные силы Запада, Великая Отечественная война, полярники, летчики, космонавты, покорение природы, Лысенко, мичуринское учение, изобилие коммунизма, лишения ради завтра, всесилие марксизма, всесилие науки, материализм, западный левый просоветизм, образ СССР на Западе, советология.
И все это, конечно, можно продолжать.
Конечно, видеть за этим перечислением будущую работу трудно. Из него может быть понятно, что она может быть сколь угодно велика и неимоверно трудна. И проблем тут множество.
В частности, каков должен быть отбор тематики из огромного поля разного рода сюжетов, так сказать,. предлагаемых нам советской цивилизацией? Объем материала, даже конкретно, в какое число книг, томов, печатных листов и т.д. превратится этот труд? Каков будет подбор авторов? Кто они? Каковы сроки работ, организация работы и, конечно, источники и размеры финансирования этого большого проекта?
Возникает и вопрос о методологии. Например, нужно ли фиксировать и реконструировать советское прошлое безоценочно? Или, глядя из сегодняшнего дня, вносить в описание нынешние оценки? Или сочетать и то, и другое? В какой форме подавать само содержание? Каким должен быть текст стилистически?
Понятно, что должна быть точность описания явлений, но как приложить принцип точности, например, к описанию того, что зовется "подтекст" или "чтение между строк", понятия "внутренний редактор" или о том, когда речь идет о телефонном праве?
Или все ли свидетельства можно и нужно подвергать проверке? Ведь при отсутствии информации слух составлял заметную часть советского бытия.
Лично мне представляется описание, в котором бы существовало три текстовых потока: строгое фактологическое историческое изложение, эссеистское свободное писательское письмо, свидетельства, документы, мемуары, рассказы о случаях, анекдотических событиях; анекдоты как таковые тоже, как мы хорошо знаем, были неотделимы от повседневного советского бытия.
В сущности, мы должны будем получить чтение, погрузившись в которое, мы не хотели бы выйти. Точное и строгое вместе с карнавальным и игровым. Трезвость, страстность и даже боль вместе с иронией и сарказмом, ведь мы так и жили, страдали. Такое описание нуждается в талантах, и нужна память.
Набоков, как вы знаете, то, что по-русски зовется "К дальним берегам", назвал по-английски "Спик, мемори" - "Память, говори". Мы, каждый, пребывая в сегодняшнем быстро изменяющемся бытии, должны повторять это себе: говори, память.
На сегодня речь идет о проекте, который пока имеет условное название "Краткая энциклопедия советской цивилизации", и пока это выглядит как будущий коллективный труд в девять-десять тематических томов. Можете посчитать все это утопией. А можно и нет. Где-то в конце июня прозвучал стартовый выстрел, и энтузиасты, которых увлекла идея этой работы, начали бег на длинную дистанцию. Задача с нее не сойти и показать хорошее время. Для этого нужны силы, терпение, труд и, конечно, деньги. Начался бег вперед, к прошлому.

Автор программмы - Феликс Розинер (США)


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Редакционное.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/editor4.htm