Век ХХ и мир, 1994, #3-4.WinUnixMacDosсодержание


СЛОВА

Симон Кордонский
Российская политика

Курс Президента на ближайшие несколько месяцев определился: это стремление сформировать собственную администрацию, в которой должна сосредоточиться реальная исполнительная власть. Для этого Президенту уже непосредственно подчинены погранвойска, политический сыск, разведка и контрразведка, переданы некоторые законотворческие (ГПУ) и контрольные функции (Контрольное управление), ИТАР-ТАСС, министерство иностранных дел, вновь созданный орган контроля за информационными потоками. Обсуждается вопрос о прямом подчинении Президенту как Верховному главнокомандующему Генерального штата РА и о формировании в структуре президентской администрации Федерального казначейства, которому будет передана часть функций Центробанка, в том числе и управление эмиссией. Создается президентская партия, членство в которой, возможно, станет обязательным для чиновников администрации. Издан Указ о государственной службе, в котором фиксируется ранговая иерархия государственных чиновников и вопроизводится структура номенклатуры как социального слоя.
Цель этих новаций заключается отчуждении от правительства и парламента исполнительской, контрольной и законотворческой функций. В случае, если идея будет реализована, правительство и парламент переселятся в искусственное политическое пространство, где агрессивность представительских органов власти будет направлена на безвластное правительство, в то время как реальное управление федерацией будет осуществляться подчиненными непосредственно президенту службами и управлениями.
Идеи авторитаризма, развиваемые некоторыми членами Президентского совета, начинают реализовываться в организационной структуре управления федерального уровня. Однако до воплощения этих идей еще далеко. Правительство вовсе не стремится лишиться властных полномочий, а парламент полон решимости расширить свои, ограниченные конституцией, законотворческие возможности. Люди, представляющие в в парламенте субьектов федерации, государственные и разгосударствленные предприятия, а также народ, стремятся к такому переделу власти и собственности, при котором представляемые ими субьекты политического процесса получат максимум льгот и привилегий, - естественно, за счет других субьектов.

СТРАТИФИКАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА

Верхняя и нижняя палаты парламента в целом имеют, как сейчас представляется, трехслойную структуру.
Первый слой представлен правительственными чиновниками, главами администраций территорий и руководителями государственных и квазиразгосударствленных (акционированных) предприятий. Представители этого слоя ориентированы на лоббирование интересов тех институтов, которые их делегировали в состав парламента и намерены использовать других депутатов для достижения своих целей. Для этого они располагают институциональными, финансовыми и организационными возможностями.
Следующий слой (в основном, в нижней палате) представлен идеологизированными депутатами, прошедшими в парламент по блоковым - партийным спискам, и ориентированными на реализацию некоторых политических ценностей либерального, патриотического или коммунистического направления. В основном, представители этого слоя ориентированы на политический дискурс, связанный с интересами социальных страт еще социалистического общества, таких как рабочие, крестьяне,служащие, женщины, или постсоциалистических групп таких как предприниматели.
Третий слой представлен депутатами, делегированными в парламент новыми для социалистической социальной структуры социальными слоями, такими как владельцы или распорядители спекулятивного финансового капитала, в том числе криминального по происхождению.
Отдельные депутаты могут быть отнесены - в той или иной степени - ко всем трем слоям. Некоторые, например, являются идеологизированными директорами предприятий (главами администраций, правительственными чиновниками), избирательные компании которых были организованы за счет средств, предоставленных новым финансовым капиталом. Именно такие депутаты могут стать "фокальными", и вокруг них может начаться консолидация в значимые обьединения депутатов.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА

В будущем функционировании парламента можно выделить три аспекта, принципиально различающиеся целями и средствами для достижения этих целей.
Первый аспект - мифологический. Наиболее активными и определяющими общий тон мифологического дискурса будут депутаты типа Жириновского и Бабурина. В ходе мифологически окрашенных парламентских дебатов будут, очевидно, формироваться противопоставленные друг другу идеологемы, в которых в разных сочетаниях будут комбинироваться элементы дихотомий "патриотизм - космополитизм", "федеральность - конфедеральность", "прогрессизм - фундаментализм". Вполне возможно, сформируется устойчивая группа "парламентских болтунов", члены которой будут использоваться фракциями для "озвучивания" своих предложений.
Второй аспект - лоббистский. Сейчас намечаются четыре лоббистские группировки: аграрная, промышленная, финансовая и региональная. Состав лоббирующих группировок не будет совпадать с фракциями, это будут неявные и временные обьединения депутатов обеих палат для проведения тех или иных законодательных актов.
Третий аспект деятельности - антипрезидентский и антиконституционный. Возникновение этого аспекта в деятельности парламента неизбежно из-за несоответствия между интенциями депутатов и ограничениями на их деятельность, накладываемых существующей конституцией. Попытки изменить конституционные положения и расширить полномочия парламента, возможно, выльются в антипрезидентские разоблачительные акции. Правительство и его премьер в особенности станут в этом случае мишенью, в которую будут направляться удары, по формальным основаниям не могущие быть направленными прямо в президента и на его окружение.

ЛОГИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На ближайшее время можно выделить как политических агентов три институализированные структурные группы (парламент, правительство, аппарат президента) и внепарламентские политизированные виртуальные группы ("народ"), состоящие в т.ч. из граждан, не приемлющих существующие формы политических институализаций (это голосовавших за Жириновского по принципу "дураку место в дурацком парламенте"; не голосовавших по принципиальным соображениям; - или являющихся членами меньшинств, по разным причинам вытесненных или не вошедшим в активную политическую жизнь).
Предельно огрубляя ситуацию, можно предположить, что политические отношения будут строиться как попарные союзы между институализованными и неинституализованными группами. Например, сейчас намечается союз между аппаратом президента и правительством, направленный против парламента, представляющего интересы "народа"). Логически возможны другие варианты, такие как союз парламента и президента, выступающих против правительства, поддерживаемого "народом", или союз правительства и парламента против президента, поддерживаемого "народом".
Учитывая структурную неоднородность всех четырех агентов политического процесса, можно предположить, что будут одновременно реализовываться все возможные варианты союзных и конфликтных отношений. Возникающие при этом блоки, партии, коалиции, лоббистские группировки будут включать работников аппарата президента, членов правительства, депутатов парламента и различные "народные" страты.
В аппарате президента (во внеправительственных властных институтах, подчиненных непосредственно президенту) должны сформироваться :
1. группа чиновников, поддерживающих правительство в его противостоянии парламенту;
2. группа чиновников, поддерживающих парламент в его противостоянии правительству;
3. группа чиновников, претендующих на то, что они представляют интересы внепарламентских политических образований, "народ".
Если следовать той же логике, аппарат правительства и министры также должен будет разделиться на группы:
1. министров, ориентированных на аппарат президента, выступающих в его поддержку и, соответственно, пользующихся властными возможностями, предоставляемого аппарататом главы государства;
2. министров, ориентированных на парламентские фракции и группы и пользующихся их поддержкой:
3. министров, ориентированных на внепарламентские группы, на "народ".
В парламенте - после какого-то времени с начала работы - также выделятся группы:
1. депутатов, ориентированных на аппарат президента;
2. депутатов, ориентированных на правительство;
3. депутатов, ориентированных на "народ", т. е. собственно популисты.
Внепарламентские политизированные структуры ("народ") уже сейчас разбиты на группы:
1. пропрезидентски ориентированных;
2. проправительственно ориентированных;
3. пропарламентски ориентированных.
Под понятием "народ" в контексте политических отношений "народноориентированные" члены правящей элиты будут понимать совершенно разные группы, выделенные по несовместимым основаниям, зато обладающие некоторыми общими свойствами. В частности, это могут быть организационно иммобилизованные профессиональные группы (такие как шахтеры, газовики и авиадиспетчера), новые люмпены-разночинцы (потенциальные участники демонстраций и митингов), люди, со сходными статусами в уже исчезнувшей социальной структуре (учителя, врачи, директора), жители регионов федерации, сельское или городское население, военнослужащие, и т.д.

ДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Пространство власти и политических отношений многомерно, как показано выше, и пока что структурно не определенно. Его характерной особенностью является заинтересованность действующих в нем агентов в самом факте существования пространства, поскольку его разрушение приведет и к их исчезновению. Поэтому действия в этом пространстве не могут быть чисто силовыми, направленными на элиминацию парламента, президента или правительства. Это хорошо продемонстрировали сентябрьско-октябрьские действия правительства и аппарата президента, направленные на элиминацию парламента, которые привели к тому, что уже в декабре структура политического пространства в его основных различениях практически полностью восстановилась.
Однако логику самосохранения можно будет реализовывать до определенного заранее предела, то есть до президентских выборов 1996 года, либо до момента, когда необходимость смены главы государства станет экстренной.
Действия в этом периоде (в пределе, до президентских выборов) могут быть по известным причинам только политическими (не силовыми). Собственно силовые варианты, возможные в этих условиях, в тексте не рассматриваются. Политические действия будут, очевидно, направлены на формальное структурирование политического пространства. Под формальным структурированием политического пространства понимается процесс, в ходе которого политические агенты под давлением своих персонифицированных противников вынужденно занимают те или иные позиции, относят себя к определенной (поименованной) политической группировке, партии, фракции.
Формальная структурная определенность в расстановку политических сил будет вноситься разными способами, в частности:
1. в ходе "чистки" правительства и аппарата президента от тех функционеров, которые могут стать союзниками противоправительственных и противопрезидентских групп;
2. при совмещении мест в парламенте и членства в правительстве ключевыми министрами:
3. в ходе "чистки" аппарата президента и кабинета министров от функционеров, по тем или иным основаниями не устраивающих ведущие фракции парламента и замещения освобожденных функциональных мест ставленниками политический обьединений, представленных в парламенте;
4. за счет формирования фракций парламента, как по политическим (прогрессисты, коммунисты, фундаменталисты), так и по другим основаниям (региональным, отраслевым, профессиональным);
5. за счет формирования структуры управления парламентом, могущей контролировать процессы, происходящие в нем.
Формальная структуризация политического пространства федерального уровня, возможно, составит видимое содержание политики до начала выборной компании 1996 года.
Одновременно с формальной структуризацией политического пространства будет идти его целевое структурирование, то есть формирование группировок, обьединяющих чиновников администрации президента, членов, правительства и парламентариев для достижения каких-то конкретных целей. Можно наметить несколько условий, необходимых для целевого структурирования политического пространства (но, естественно, не достаточных для достижения целей).
Первым и, может быть, самым главным условием является само наличие цели. Цель не может быть сформулирована в традиционных территориально-отраслевых, социально-демографических или политэкономических терминах по той причине, что это в значительной степени реликтовые различения. В формулировку цели должны входить позитивно (а не в противопоставление исторически и политически заданным) определенные понятия социальной стабильности (порядка), этнической определенности и места в геополитическом пространстве. В определение цели также должна входить формулировка того, "от какого наследства мы отказываемся" - в терминах административно-территориальной, производственной, финансовой и социальной структуры.
Второе условие - наличие лидера или группы лидеров, которые могут быть идентифицированы "народом" с целью - как средство для ее достижения.
Третье условие - наличие организационной структуры, обладающей информационными, аналитическими и силовыми возможностями для реализации цели.
Можно предположить, что на предстоящих президентских выборах определяющим будет наличие у агентов, действующих на политической сцене, структур, организованных по целевым, а не формальным основаниям. Поэтому при очевидной необходимости участия в разборках между формирующимися сегодня институтами администрации президента, правительством и парламентом более перспективной представляется деятельность по целевому структурированию политического пространства.

ДРУГИЕ АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Содержание политики не исчерпывается тем, что происходит на федеральном уровне. Кроме президента, правительства, парламента существуют 87 субьектов федерации, тысячи пока еще государственных предприятий, расположенных на территориях "субьектов", и сотни тысяч людей, "делающих свой бизнес". Разгосударствливание и приватизация, сопряженные с формированием финансового рынка оказывают прямое влияние на жизнь миллионов людей.
Других участников политического процесса можно, основываясь на их происхождении, разделить на три группы. В состав первой группы входят реликты социалистического административного рынка, иногда вполне жизнесобные, если не в экономическом, то в политическом плане. Это директора государственных предприятий, активные функционеры аграрного и промышленного лобби, старые аппаратчики, воспроизводящие привычные им стереотипы управления в новых федеральных и региональных органах власти. Члены этой группы естественно заинтересованы в госбюджетном финансировании и предпринимают решительные политические действия для того, чтобы сохранился государственный бюджет в социалистическом смысле этого понятия. В эту группу также включаются высшие военнначальники и работники аппаратов федеральных и местных органов власти.
Вторая группа - руководители акционированных или каким-то другим образом разгосударствленных предприятий и организаций, заинтересованные в сохранении своего положения легальных распорядителей и владельцев ранее государственного капитала.
Третья группа - собственно новые русские, то есть денежные люди, заинтересованные в капитализации своих финансовых ресурсов.
Отношения между этими группами, опосредованные федеральными органами власти, составят содержание реальной политики, в отличие от видимых конфликтов на федеральном уровне государственного управления.
Логику этих отношений можно представить в виде графа (рис.1), вершины которого образованы названными выше группами, а ребра отображают отношения между ними. Следуя логике графа, можно выделить три относительно независимых цикла:

Схема 1

Рис 1. Отношения между группами давления на рынках.

I. Легальный аминистративный рынок (разгосударствливание без приватизации), образован отношениями между федеральными органами власти, социалистическими директорами и директорами коммерциализованных предприятий.
II. Собственно рынок (разгосударствливание с приватизацией), образованный отношениями между федеральными органами власти, коммерциализованными директорами и финансистами.
III. Криминальный рынок (приватизация основных фондов без их разгосударствливания), образованный отношениями между федеральными органами власти, социалистическими директорами и финансистами.
Специфика отношений, отображенных на графе 1, заключается в том, что в рамках переходной экономики сосуществуют некоммерциализованные основные фонды (имущество, которым распоряжаются директора) и свободный финансовый капитал, которым распоряжаются финансисты. Финансисты при поддержке либерально ориентированных подразделений госаппарата, стремятся капитализовать свои финансовые ресурсы. Этому противодействуют социалистические директора и контролируемые ими подразделения госаппарата. В ходе конфликтов между промышленным и финансовым капиталом возникают (как группы) коммерциализованные директора, распоряжающиеся как основными фондами, так и финансовым капиталом, и политически активные деятели, представляющие интересы слоя социалистических директоров, проигравших или проигрывающих финансовому капиталу.
Федеральные органы власти пытаются контролировать процессы разгосударствливания и приватизации, накладывают ограничения на коммерциализацию основных фондов, на количество финансовых ресурсов, и на деятельность по управлению основными фондами и финансовыми ресурсами.
Рассмотрим логику легального административного рынка. Отношения на нем можно представить в виде двух полуциклов. Первый полуцикл определяется тем, что федеральные органы власти задают нормативную базу разгосударствливания и нормативную базу для управления теми основными фондами, которыми распоряжаются социалистические директора (1). Социалистические директора при этом вынуждены становиться коммериализованными директорами (2). Последние при этом оказывают давление на федеральные органы власти с тем, чтобы ускорить разгосударствливание сопряженных с ними по технологическим цепям производств (3).
Второй полуцикл определяется тем, что социалистические директора оказывают давление на федеральные органы власти с тем, чтобы обеспечить нужную им нормативную базу существования в некоммерческом режиме (дотации, налоговые льготы и пр) (4). Федеральные органы власти вводят административные и налоговые ограничения на деятельность коммерциализированных директоров (5), а последние оказывают давление на социалистических директоров для того, чтобы переложить налоговое и прочее бремя на них (6).
В целом отношения на легальном административном рынке представляют собой торговлю, в которой всеобщим эквивалентом выступает не рубль или доллар, а административная валюта.
Второй цикл- собственно рыночный - также может быть представлен суперпозицией двух полуциклов, в первом из которых федеральные органы власти ограничивают деятельность финансистов, облагая ее налогами и применяя административные методы(7). Финансисты взаимодействуют с коммерциализованными директорами, покупая акции их предприятий (или другими способами вкладывая деньги в основные фонды) (8). Коммерциализованные директора лоббируют свои интересы в (в том числе и в отношениях с финансистами) в федеральных органах власти (3).
В отношениях второго полуцикла федеральные органы власти накладывают ограничения на деятельность коммерциализированных директоров, ограничивая направления деятельности, вводя ограничения на экспорт или импорт (5). Это немедленно сказывается на уровне цен (9), что стимулирует финансистов к оказанию давления на федеральные органы власти (10) с целью обеспечения нормальных с их точки зрения отношений между промышленным и финансовым капиталом.
В целом отношения в этом цикле вполне рыночные и их стабильность определяется состоянием финансового и фондового рынков, инфляцией, и пр.
Криминальный рынок также представлен совокупностью двух полуциклов. В рамках первого полуцикла федеральные органы власти накладывают ограничения на деятельность социалистических директоров, стремящихся к разгосударствлению своих предприятий(1). Однако последнее оказывается невозможным ввиду особого характера производств или по другим причинам. В поисках средств для разрешения финансовой ситуации социалистические директора вступают в скрытые отношения с финансистами, заинтересованными в производственных или экспортных ресурсах (11). Финансисты лоббируют в федеральных органах власти свои интересы, в том числе и в отношениях с социалистическими директорами (10), выкупая лицензии на экспорт или финансируя нелегальные экспортно-импортные операции.
Во втором полуцикле федеральные органы власти накладывают ограничения на деятельность финансистов (7), сужая возможности для собственно рыночной деятельности. В результате финансисты, вместо того, чтобы действовать на обычном рынке, покупают социалистических директоров и обеспечивают себе участие в контролируемой ими собственности в обмен за участие в прибылях от нелегальных экспортно-импортных или других операциях(12). Социалистические директора лоббируют свои интересы в федеральных органах власти, в том числе и в нелегальных отношениях с финансистами(4), обеспечивая им льготные кредиты или административную валюту для участия в административной торговле.
В целом отношения на этом рынке имеют силовой характер. Можно сказать, что сила (в том числе и вооруженная) является валютой на криминальном рынке.
Поскольку федеральные органы власти разделены на аппарат президента, правительство и парламент, постольку лоббирующие усилия институализированных групп прилагаются к разным структурным подразделениям аппарата управления и носят различную политическую окраску. Например, аграрное лобби в Государственной думе и Промышленная партия Вольского представляют интересы социалистических директоров и лоббируют большей частью в парламенте и в правительстве, в то время как коммерциализированные директора и финансисты пока не имеют политического оформления и лично лоббируют свои интересы в аппарате президента и в Федеральном собрании.
Естественно, что точки в федеральных органах власти, из которых исходят нормативы, ограничивающие деятельность финансистов, коммерциализированных директоров и социалистических директоров, и точки, куда прикладываются лоббирующие усилия, не совпадают. Это транслирует конфликты в отношениях между институализированными группами на федеральный уровень управления и превращает их в конфликты в самом властном аппарате. Первоначально цельные группы социалистических директоров, коммерциализированных директоров и финансистов расслаиваются в зависимости от рынка, в котором они в основном участвуют. Так формируются:
1. криминализованные социалистические директора;
2. коммерциализированные директора, действующие на административном рынке;
3. коммерциализированные директора, действующие на обычном рынке;
4. финансисты, действующие на обычном рынке;
5. криминализованные финансисты;
6. социалистические директора, остающиеся таковыми несмотря на изменение условий (ориентированные исключительно на госбюджетное финансирование военнанчальники, руководители предприятий ВПК и аграрного комплекса).
Новые социальные роли порождают и новые конфликты, такие как противостояние криминализованных финансистов (и криминализованных социалистических директоров), и финансистов, оперирующих на обычном рынке (и поддерживаемых коммерциализованными директорами).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО "ДРУГИХ АГЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА" НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

До последнего времени федеральные органы власти в своей декларируемой политике были ориентированы на поддержку коммерциализации директоров госпредприятий, на формирование социальной группы директоров коммерциализированных предприятий и на стимулирование активности финансистов в их отношениях с федеральными органами власти и коммерциализованными директорами. Такая политика вызывала противодействие социалистических директоров, лоббирующих свои интересы через Центробанк и отраслевые комитеты и министерства. Одновременно официальная политика стимулировала - как побочный эффект - формирование крминального рынка.
В январе 1994 года, очевидно, произошло изменение официальной политики и превращение ранее скрытых группировок, лоббирующих интересы социалистических директоров, в легальные властные институты.
Как уже говорилось выше, социалистические директора, коммерциализованные директора и финансисты имеют свои формы лоббирования на федеральном уровне организации власти - в парламенте, правительстве и аппарате президента. Однако лоббирующие группировки были оформлены в то время, когда еще не произошло разделение каждой из базовых групп в соответствие с описанными выше рынками.
Поэтому сейчас в федеральных органах власти должно пройти переструктурирование лоббирующих группировок в соответствии с новыми интересами. В частности, в связи с оформлением группы социалистических директоров во властную структуру, лоббирующие их интересы структуры теряют лоббистский статус. На основе существующих лобби должны оформиться группы давления, представляющие интересы финансистов, действующих на обычном рынке и коммерциализованных директоров, с одной стороны, и крминализованных финансистов и криминализованных директоров, с другой.
Если исходить из логики политических отношений, представленных рис.1, то они будут воспроизводиться до тех пор, пока не исчерпаются ресурсы, контролируемые социалистическими директорами (в их различных модификациях). Легальная и криминальная коммерциализация этих ресурсов, в конечном счете, приведут к развалу федерального уровня власти за счет размывания материальных и финансовых основ государственных иснтитутов, в том числе и силовых министерств. Избежать этого можно только в том случае, если государство в своей политике жестко разделит собственно госбюджетные предприятия и организации от формирующихся рыночных институтов. В схеме отношений, представленных рис.1.. это означает ликвидацию административного и криминального рынков при жестком государственном контроле за социалистическими директорами (рис 2).

Схема 2

Рис.2 Схема отношений, при которых станет возможна политическая стабилизация.

Если исходить из временных параметров, заложенных в логике ваучерной приватизации, то коммерциализация основных фондов должна формально закончиться в середине 1994 года. После этого определится круг предприятий, которые должны оставаться под государственным контролем. Очевидно, осенью 1994 года станут возможными силовые решения со стороны государства по отношению к агентам административного и криминального рынков. Однако применение силы будет ограничено политической ситуацией и той структурой политического пространства, которая сложится весной и летом этого года.

В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Слова.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/kordonsk.htm