Век ХХ и мир.1994. #3-4.WinUnixMacDosсодержание


СЛОВА

Илья Кудрявцев
Русскоязычные

Основная проблема сложившейся в настоящее время ситуации состоит в том, что бывшие граждане СССР (обладающие в прошлом соответствующими этому статусу правами - политическими, социальными, экономическими), оставшиеся после распада СССР в новых, образовавшихся на его месте государствах (конкретно - в Латвии и Эстонии), оказываются лишены многих прежде им принадлежащих прав.

1. Стратегии трансформации советского гражданства в странах, образовавшихся на месте СССР

С распадом большого государства, каким был СССР, на серию малых неизбежно возникла проблема преобразования государственного статуса граждан бывшего государства. В бывшем СССР реализуется несколько основных вариантов решения вопроса о предоставлении гражданства новых государств бывшим гражданам СССР.
1. Наименее обременительной и наиболее либеральной по отношению к населению является стратегия множественного (двойного) гражданства. Поскольку прежде граждане единого государства могли пользоваться гражданскими правами на территориях нескольких из позже образовавшихся (таких случаев в бывшем СССР очень много), им разрешается становиться гражданами этих нескольких государств одновременно.
2. Более жесткой по отношению к гражданам - и в большей степени ориентированная на "патриотизацию" и укрепление новых государственностей - является стратегия "нулевого варианта" при предоставлении права гражданства. В рамках нее всем гражданам бывшего общего государства предоставляется право получения гражданства того нового государства, на территории которого они оказались после распада. Однако эта стратегия отвергает право граждан бывшего общего государства оставаться гражданами одновременно нескольких государств. Один человек может быть гражданином только одного из новых государств.
Первая и вторая стратегии гражданства в основном утвердились практически во всех республиках бывшего СССР - за исключением Латвии и Эстонии.
В этих двух государствах, во-первых, утвердился взгляд на государственность как на некоторую "частную собственность" титульных (государственных) этносов. Во-вторых, постоянное политическое противостояние этих нарождавшихся государственностей по отношению к государственности СССР (в период их фактического сосуществования - 1990-91 гг.) перешло в 1991-93 гг. в противостояние новых государственностей по отношению к частным лицам - бывшим гражданам СССР, проживавшим на территории этих республик.
De-jure было провозглашено, что новые Латвийское и Эстонское государства не являются образованными в 1991 г., но являются "восстановленными", Латвийским и Эстонским государствами, существовавшими до 1940 г. de-facto и присоединенными силой к СССР. С точки зрения латвийской и эстонской сторон, существенной опорой этой позиции является то, что ряд стран в течение периода 1940-91 гг. не признавал (de-jure) вхождение Балтийских стран в СССР. Именно эти - de-jure продолжавшие существовать в 1940-91 гг. в "замороженном" состоянии - государства были, по мнению нынешнего латвийского руководства и нынешнего эстонского руководства, "разморожены" в 1991 г.
Не отрицая важное духовное значение идей и памяти о существовавшей в период 1918-1940 гг. государственности и влияние этих идей на новое поколение политиков в Балтийских странах, следует все же отметить, что фактическое возникновение новых Балтийских государств произошло в рамках СССР в 1988-91 гг. При этом в создании этих новых государств участвовали (активно или пассивно) многие лица, не получившие гражданство этих государств. Так, все жители соответствующих республик в составе СССР участвовали в референдумах в феврале-марте 1991 г. - подтвердивших волю всего населения этих республик к созданию независимых государств. Все эти жители участвовали в выборах парламентов, принявших декларации о независимости. Таким образом, фактически новые государства были провозглашены от лица всех их постоянных жителей, - которые, все, и должны были бы (по принципам демократической политической культуры) стать гражданами этих новых государств.
В результате рассмотрения бывших граждан СССР как врагов новых государственностей, в политическом руководстве Латвии и Эстонии утвердилось мнение о нецелесообразности и даже опасности наделения бывших граждан СССР, проживающих фактически на территориях новых Латвийской Республики и Эстонской Республики - и фактически участвовавших в создании этих государств - правами гражданства. В этих двух новых государствах утвердились подходы предоставления бывшим гражданам СССР либо статуса "полугражданина", либо вообще непредоставление никакого особого статуса.
3. Стратегия предоставления бывшим гражданам СССР статуса "полугражданства" предполагает с одной стороны - отсутствие для них права автоматического получения гражданства нового государства; с другой стороны - закрепление за бывшими гражданами СССР, проживавшими на территориях новых государств постоянно особого статуса полуграждан - по существу аналогичного статусу "полных граждан", но гарантирующего гораздо меньший круг прав. Официально такой статус обычно именуется "постоянный житель без гражданства". В частности, "полугражданам" или "постоянным жителям", как правило, не разрешается (или прямо запрещается) участие в политической (иногда даже общественной) деятельности. Поскольку новые латвийское и эстонское государства лишь отчасти можно считать либеральными, в их структуре - de-facto огромное значение по-прежнему играют отношения человека и государства - существенно различающиеся для лиц с различным государственным (гражданским) статусом. Лица, не имеющие никакого государственного статуса, в такой ситуации оказываются существенно пораженными в правах. Статус "полуграждан" позволяет, например, купить квартиру (что невозможно сделать иностранцу), получать пособие по безработице, приезжать в страну без получения специальной визы и т.д.
4. Наиболее непримиримым вариантом является рассмотрение бывших граждан СССР как иностранцев - что означает отказ от какого либо гарантированного для бывших граждан СССР (живущих на территории нового государства) специального статуса.

2. Общее положение с правами бывших граждан СССР в странах Прибалтики

Прежде всего следует отметить, что Литва является единственной среди стран Прибалтики, принявшая концепцию "нулевого варианта" гражданства. Все жители, прописанные в Литве на момент провозглашения независимости, получили право принятия литовского гражданства. Следует отметить, впрочем, что далеко не все русскоязычные жители Литвы воспользовались этим правом.
В Латвии и Эстонии в основном происходит борьба между 3 и 4 концепциями решения вопроса гражданства. Радикальные националисты (фундаменталисты) титульных наций требуют не признавать никакого статуса за лицами, которые (или предки которых) поселились в Латвии и Эстонии после 1940 г. Более прагматическая группа умеренной национальной ориентации предпочитает придерживаться 3-го варианта: предоставлять постоянным жителям - негражданам некоторые социально-экономические права (меньшие, чем у "полных граждан" - но позволяющие сносно существовать) и по возможности не предоставлять им политических прав.
Статус "полуграждан" стал появляться в латвийском и эстонском правовом механизме фактически. На конституционном уровне в этих республиках было провозглашено восстановление государственности (и права) довоенных республик. Однако определяемая таким образом система права оказалась чуждой по отношению к реальности (ради регулирования которой и создается право). Между правом - и не подчиняющейся ему действительностью (в которой огромное значение продолжают играть связи и преемственность между новыми государствами и СССР) образовался огромный разрыв.
Постепенное утверждение статуса "постоянных жителей без гражданства" как аналога "нормального гражданства", но с меньшими правами следует понимать как попытку заполнения этого разрыва. Интуитивно, исходя из ощущения реальности, большинство политиков (в том числе и "национального" толка) и большинство общества Латвии и Эстонии понимает, что те бывшие граждане СССР, которые постоянно проживают в данных республиках, должны иметь особый статус. Однако становление на основе этого понимания закрепленного юридического статуса происходит весьма постепенно.

3. Стратегия "полуграждан" и возможное отношение к ней РФ

Формулируя отношение РФ к состоянию с правами бывших граждан СССР в Латвии и Эстонии, нельзя опускать отношение к статусу "полугражданства". Это отношение не может быть однозначным.
С одной стороны, демократические стандарты не позволяют вводить статуса "граждан второго сорта" и т.д. В общепринятом (европейском, демократическом) стандарте государственного устройства предусмотрен только статус "граждан" - обладающих полноценными правами, прежде всего политическими. Следует отдавать отчет в том, что поддержка создания статуса "полуграждан", сам прецедент введения такого статуса закрепят неравноправное положение значительной части населения Латвии и Эстонии.
С другой стороны, даже круг прав, даваемых статусом "полугражданства" - лучше, чем ничего. Кроме того, по-видимому, в реальной нынешней ситуации, сложившейся в Латвии и Эстонии, никаких других достижений в отношении прав бывших граждан СССР кроме (возможного) закрепления за ними статуса "полуграждан" ожидать не следует. Нынешние парламенты Латвии и Эстонии не примут законов о предоставлении гражданства новых государств бывшим гражданам СССР. Не примут - кто бы и как бы на них не воздействовал, изнутри их стран или извне. Сегодня это невозможно. Из этой невозможности следует исходить.
Представляется, что эти соображения необходимо учитывать для того, чтобы определить позицию России в отношении статуса "полугражданства". Не предрешая этой позиции, следует сказать, что так или иначе она должна появиться. Слишком большое фактическое значение имеет этот статус для судьбы бывших граждан СССР в Латвии и Эстонии - которой (можно надеяться, искренне) в России многие сильно озабочены.
В случае, если Россия отвергнет "полугражданство" как недемократическое (каковым оно и является) - ее позиция станет принципиальной, но бесплодной, тупиковой. Следует сказать, что в нынешней ситуации возможности фактического влияния России на Латвию и Эстонию крайне ограничены. Конфронтация с Россией, однако, будет способствовать усилению "патриотического" духа внутри Латвии и Эстонии, сворачиванию там тех демократических институтов, которые все же существуют, а в результате - и к дальнейшему ухудшению положения русскоязычного населения. Символические акции России в данном направлении почти автоматически приведут к тому, что политики Латвии и Эстонии ополчатся на борьбу против любых минимально приемлемых для России позиций. Представляется совершенно реальной ситуация, когда, в случае публичного заявления Россией о поддержке идеи формирования специального статуса "постоянных жителей без гражданства" этот статус будет в Латвии и Эстонии также заклеймен как "проимперский" и радикальные политики провозгласят борьбу с ним основной задачей нации.
Выше уже говорилось, что статус "полуграждан" создается сам собой. Автору представляется, что наиболее разумным был бы следующий подход. Россия с одной стороны соглашается с формированием "особого статуса" для бывших граждан СССР в Латвии и Эстонии, который позволяет им пользоваться хотя бы минимальными гарантированными правами. Видимо, России следует провозгласить такой вариант "меньшим и приемлемым злом". Возможно - даже пропагандировать его перед Западом как практический выход из ситуации. В то же время, Россия должна по возможности отделять это прагматическое и компромиссное решение от принципиальной позиции - требования предоставления всем бывшим гражданам СССР гражданства новых государств.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/kudryav.htm