Век ХХ и мир.1994. #3-4.WinUnixMacDosсодержание


СЛОВА

Владимир Лепехин
Российская столица

В любом обществе всякая революция или реформация, всякая попытка круто изменить привычный уклад жизни сопровождались расколом. В России расколы всегда кровавее, глубже, масштабнее, поскольку противоречий, наслаивающихся друг на друга и усугубляющих противостояние, в России несоизмеримо больше, чем где-либо.
Попытка "перестройки" в России пробуждает к действию не только сторонников и противников реформ. Она приводит в движение нации, стремящиеся разимпериться или восстановить историческую справедливость переделом границ, мусульманский, православный и католический миры, которые вдруг оказывались несовместимы, раскалывала надвое российский суперэтнос, одна часть которого устремляется в западном направлении, другая - в прямо противоположную сторону.
В России со времен Петра Великого всегда было два государства, два мира, две культуры, две нации русских. Одна из них видела в себе край Европы и стремилась вытянуть себя за волосы из Азии, другая считала себя частью Востока и, соответственно, отпускала бороды. Временами эта полярность загонялась в жесткий корсет авторитаризма, но в ходе "перестроек" полюса вновь начинали борьбу...
Одним из базовых противоречий, предопределяющих характер политических баталий, является противоречие между Москвой, точнее - между российскими столицами Москвой и Питером, и остальной Россией. Именно этим противостоянием объясняются многие противоречия и конфликты, в частности, конфликт законодательной и исполнительной властей.
Спор столицы и периферии существует везде в мире. Однако в России этот спор отягощен противостоянием интеллигенции и остального населения России, "западников" и "традиционалистов", элитного меньшинства и неэлитного большинства, управленцев и исполнителей.
Конечно, Москва не едина, как не едины регионы, и все же характерные черты налицо. Так, в соответствии со сложившимся в России и усугубившимся в СССР разделением труда Москва выполняла специфические функции:
- управление, коммуникации, связь;
- культура, наука, образование;
- торговля, снабжение, сервис.
Соответственно специфична социальная структура столицы, в которой рабочих, например, минимум, да и те - результат пролетаризации столицы и искусственного вкрапления в тело Москвы предприятий, которых в этом, по преимуществу купеческом, городе до советской власти не было и быть не могло. Очевидно, что в связи с предназначением Москвы - быть культурным, образовательным, финансовым, деловым и т.п. центром Евразии - в социальной структуре столицы преобладают:
- студенты и преподаватели техникумов и вузов, учителя (около 15% трудоспособного населения);
- управленцы и служащие: работники министреств и ведомств, представительств и штаб-квартир общественных, политических и религиозных организаций, а также иных гос. учреждений, обеспечивающих административное, социальное и политическое управление столицей и страной в целом (около 10%);
- работники торговли, сферы обслуживания, транспорта и связи, банковских и иных учреждений, обеспечивающих управление российской экономикой и производственной инфраструктурой (более 10%);
- люди науки (НИИ и КБ), культуры и искусства (7-8%);
- частный сектор, кооперативы (более 10%).
Таким образом, половина трудоспособного населения столицы (а если сюда прибавить еще работников сферы здравоохранения, социальных служб, ИТР - то более 70%) составляют разного рода управленцы, чиновники, интеллигенция, предприниматели, т.е. трудоспособное население, не связанное напрямую с материальным и сельскохозяйственным производством. В целом же по России их чуть более 30%.
Специфический социальный состав Москвы, в свою очередь, предопределяет особые политические ориентации москвичей, которые опять-таки разительно отличаются от политических вроззрений жителей провинции. И дело не в том, что москвичи, допустим, образованнее. Для того, чтобы понять суть политических ориентаций жителей столицы, необходимо выяснить, в чем состоят их интересы, точнее, - интересы тех 50% москвичей, которые находятся в особом положении?
Известно, что Россия частично уже интегрирована в мировое сообщество, в частности, прессой и коммуникациями. Для информации нет "железного занавеса", и наша российская пресса, и в особенности телевидение, - уже часть общемирового информационного пространства. Но где сосредоточена общероссийская пресса, штаб-квартиры и корпункты зарубежных средств массовой информации? Конечно, в Москве.
Россия интегрирована в мировую цивилизацию не только прессой, но и туристическим бизнесом, культурными и научными контактами, финансовыми, транспортными и товарными коммуникациями, межправительственными, политическими и деловыми связями. Все эти контакты и совместные с зарубежьем проекты осуществляются, в основном, через Москву. Словом, Москва - посредник между Россией и остальным миром, своеобразный "агент влияния" Запада в России, цивилизатор и миссионер. Москва - это государство в государстве: европейский анклав на территории Азии. Естественно, что для нее характерны более западнические, либеральные, космополитические ориентации, чем для России сегодня.
Москвичи первыми ощутили результаты "перестройки", но совсем иначе, чем их ощутило население России. В регионах закрываются заводы, начинается безработица, рушится социальная инфраструктура, разгораются национальные конфликты, падает уровень жизни. В особенно катастрофическом положении находятся моногорода, которые в результате конверсии (в результате решений, принятых Москвой!) поставлены на грань выживания, и село, по отношению к которому по-прежнему действует и директивное управление, и волюнтаризм в установлении закупочных цен. (Колхозы сдают государству молоко в 10-20 раз ниже себестоимости. Тонна зерна, сдаваемого государству, обходится им дешевле, чем тонна удобрений, покупаемых на рынке...)
В Москве все иначе. Здесь открываются все новые и новые банки, представительства СП и зарубежных фирм. Часть населения, имеющая доступ к валюте, богатеет на глазах; в "комках" не только китайская дешевка - есть и добротные западные товары. Улицы и университеты заполняют иностранцы; в свою очередь, молодые москвичи в огромном количестве выезжают за рубеж: на учебу и стажировки, а то и просто так - "потусоваться"... В столице кипит политическая жизнь, число общественных и политических организаций давно перевалило за тысячу, тогда как в отдельных регионах России их днем с огнем не сыщешь. В Москве, несмотря ни на что, живо искусство, наука приспособилась вытягивать гранты из многочисленных зарубежных фондов, плодятся художники и музыканты, и все творчество журналистов, ученых, художников и т.п., а также политиков ориентировано не на российскую глубинку - на Запад, за рубеж, на продажу.
Бедные беднеют, богатые богатеют (так бывает всегда, когда торжествует свобода), и водораздел между ними во многом, увы, совпадает с Московской кольцевой дорогой.
Разумеется, Москва не одинакова в своем богатении. Есть перспективы и у Питера. Процессы, подобные тем, которые мы наблюдаем в Москве, происходят в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, других крупных и близких к западным границам городах, становящихся центрами деловой жизни своих регионов.
И все-таки, только Москва вызывает раздражение, и москвичей не любят. Есть за что: разоряя Россию, столица отнюдь не бедствует сама.
Впрочем, мнение о том, что Россией правит Москва, - миф. На самом деле Россией правит... Россия, хотя и через Москву. Стоит посмотреть состав высших органов власти - как исполнительной, так и законодательной, - и вы убедитесь, что москвичей в них - раз, два и обчелся. Власть зарождается в провинции. Туго сплетенной цепочкой тянутся земляки из сибирских, уральских, южно-русских сел и городов в Кремль, в Белый Дом, на Старую площадь.
Россия несравненно сильнее, чем Москва. Именно поэтому отчаянные попытки столичной интеллигенции прорваться - революциями или реформациями - в Европу наталкиваются на сопротивление, перерастающее в Термидор, тех, кто обречен жить и умереть в Азии.

*

И все-таки, если мы хотим двигаться вперед, елси хотим жить в согласии и взаимодействии с миром, нам не обойтись без посредника, а значит - без Москвы. Если мы хотим, чтобы существовала великая Россия, а не деградирующая территория, совокупность осколков былой державы, выясняющих, кто из них жизнеспособнее и сувереннее, значит, у России должен быть центр. Центр согласия и взаимодействия, синтеза и взаимообогащения, средоточие умов и героев, "земля обетованная" для провинциальных гениев и нуворишей.
Реформы не могут идти на самотек. Они нуждаются в лидере, в субъекте реформ, задающем тон и вектор модернизации. Огромная территория не может жить в хаосе, не может развиваться без волевого начала, без координации усилий отдельных частей единого целого. А значит, должен существовать пульт управления разбегающимися куда глаза глядят территориями, место сбора уставших от суверенизации и местечковости регионов в новое ограниченное целое, а значит, большая, богатая, щедрая, космополитичная и - куда денешься? - хамоватая, жуликоватая, порой жестокая столица.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/lepehin.htm