Глеб Павловский
Пределы русской демократии
Стилистические примечания
Этот номер "Века" резко выпадает даже из нашего, в общем, странного ряда номеров. Он составлен исключительно из переводных статей, помещенных в четырех выпусках "Пределов власти" - нового приложения к нашему журналу (редакторы Вячеслав Игрунов и Глеб Павловский).
Издание русской версии ежеквартальника Journal of Democracy как приложения к "Веку ХХ и Миру" задумано было и обсуждалось с американской стороной (Национальный фонд демократии) давно, еще в СССР. В осуществлении проекта неоценимую помощь оказали нам старые друзья "Века" - редакторы "Проблем Восточной Европы" Лариса и Франтишек Силницкие.
Проект продвигался трудно, при усиливавшейся политической раскачке; "демократия" же усилиями известной группы политиков иногда казалась нам почти непристойным выражением. Но хорошо забытое старое однажды начинает выглядеть передовым: д е м о к р а т и я? - сегодня в этом вновь различим вызов.
Мы дали новому изданию имя "Пределы власти": довольно прозрачный эвфемизм демократии. Следующие далее заметки - попытка объяснить смысл такого издания сегодня в России.Кому-то, вроде - Синявскому приписывают бонмо о "стилистических разногласиях с Советской властью", понимая как водится плоско (удобоповторяемость - профессиональный риск остроумцев): хрупкий стилист, мол, против бандюги с советским цитатником.
Здесь утеряны два важных смысла. Во-первых, тот самый нервный мягкотелый интеллигент в России, в глазах нескольких поколений опрокинул ряд форм русской государственности - одну за одной. Власть же, огрызаясь и мстя интеллигентам порознь, не справилась с корпорацией в целом. Литературный цех в России, в принципе, сильней власти. Правда, и опасней ее подчас, и не лучше тож.
Во-вторых, сама власть у нас стилист, а бандюга заводится и приживается в ней по ходу процесса, не лишенного эстетических оснований.Публикуемые ниже американские авторы обычно отмечают "редкость и бессилие" общественных институтов в России. Задумываемся ли мы, что означает несозданность институтов в стране, где язык, нормы и декларации утверждают, напротив, бытие и высшую ценность государства? - Карнавал фикций, на которые попусту тратится масса сил. Прежние "потемкинские деревни" были, в сущности, милой забавой графа - ворюги и патриота-проектировщика. Современная потемкинская деревня именуется Российской Федерацией: ради вящего ее уподобления реальности ломают, сносят и потравляют сооружения живых людей - все чаще с ними ж самими.
Власть прокрадывается в жизнь через ряд отдельных ошибок, помалу складывающихся в общепринятый стиль. Когда это произошло, бессмысленно спорить с властью о принципах и законах - хотя и тут ее еще можно опередить стилем.
Но об опережении после. Задержимся сперва на том, что демократия в России не получилась именно как стиль. И если угодно - как культура. А уже неудача эта открыла спрос на иную стилистику, которой - если кратко определить манеру - подошло бы слово "предрешенность".
Именно потому, что политическое строительство затевается и идет как бы в некоей пустоте, вне организованной и благодатной сопротивляемости давно утвержденных структур, природа материи-невидимки прорывается вдруг, из-за угла - "ниоткуда". Политический реформатор в России свободен от нужды работать с навигационными картами течений, мелей и рифов - ему доводится только обламывать ребра и не пущать консервативное рыло в калашный ряд. Зато этот же дух реформистского произвола, мстя, вдруг оборачивается тотальной предопределенностью. И пустая свобода, загустевая вокруг проектировщика, однажды схватывается в социальный бетон новой власти.
Отличительная особенность русской общественной жизни та, что когда вы желаете обсудить другой вариант происходящего, это всегда преждевременно, а потом - поздно, да и не с кем поговорить. При этом вам предлагают решения, которые вчера еще прятались под спудом нечистых мыслей, и те, кто себе позволял, мигом попадал в маргиналы. И вы видите как люди подтягиваются к "общему мнению" - которое, ни разу не будучи обсужденным, поначалу ернически обстебывается как бредни глупца, затем вдруг всерьез извлекается из шляпы, как самоочевидная и для каждого обязательная первичная основа всех решений.
К этому моменту авторы идей уже не имеют власти над ними, они даже не смеют признаться в авторстве; авторство переходит к чиновникам, как частная функция от их реализации. Сегодня таким "общим мнением" стала "российская особость" - с особыми интересами по всей территории бывшего СССР, особым путем "к цивилизации" и вытекающими из первого и второго особыми же правами московского чиновника - это он, голубчик, ведет нас, упирающихся, в цивилизацию, и он вершит - нас не спрашивая - некие наши национальные интересы, отбирая для себя те из них, что прибыльнее."Революция сверху" в 1991 году, по ощущению современников шла объединить энтузиазм перемен с выгодами порядка. Но кто в этом был заинтересован? Обыватель, молча претерпевающий революцию, либо адепт старого режима, желающий спастись от (скажем) люстраций. Совершенно не такова штабная точка зрения верховного командования "революции сверху". К тому же агломерации подвержены не только достоинства, но и пороки обоих путей - и слипание пороков опережает по динамике сложение выгод.
Главное же неучтенное - идущий внутри всякой революции конкурс на статус субъекта революции, ибо процесс, раз начавшись, создает "субъектно-дефицитное" пространство, которое должно быть замещаемо, реально или мифологически, соразмерным "автором революции". И с этой точки зрения тотальный субьект может быть сформирован и навязан внезапно - перемножением прерогатив порядка и мятежа. Легитимируется же он при этом также с обеих сторон стилистически:"хватит! Все уже решено".Сложность внутренней жизни чужих стран всегда подстрекала к упрощениям. Но только в ХХ веке воля упрощать, совпав с волей к власти, обзавелась исполнительными органами и технотронным инструментарием. И первые же произведенные ею резекции дали жутковатый результат.
Кульминацией этого стала эпоха Гайдара, когда группе политических советников Ельцина удалось практически без какого-либо сопротивления и, как сперва казалось, без катастрофических последствий демонтировать Советский Союз, а затем учредить - считалось - новую демократическую государственность, вторую в этом веке Российскую республику. Только такое убеждение в безнаказанности прямого вмешательства в традиционные институты, затрагивающие миллионы людей, и обыденная вера во всесилие прагматизма (из обыденного незаметно превратившегося в чиновничий) могут объяснить то поразительное обстоятельство, что "правительство интеллектуалов" пыталось проводить политику финансовой стабилизации на разгосударствленном недемаркированном пространстве, где в тот момент фактически прекратили действовать закон, институт гражданства, свобода перемещения и защита прав личности.
В конце концов верх взяла та из национальных культур, которая оказалась более профессиональной, умелой, более сохранившей корпоративную память, - все, от чего легко и бездумно отказалась интеллигенция. Верх взяла культура власти, и ей потребовалось совсем мало времени (два года, в которые и уложилась без остатка Вторая Российская республика) для того, чтобы развитые вне ее сферы интеллектуальные ресурсы полностью попали в ее орбиту - выйдя из сферы академической или общественной компетенции и "переподчинившись" исполнительной власти...
Чем же является ныне государствующий остаток послеоктябрьской России - всего лишь ограниченной и манипулируемой демократией (и тогда впору называть ее "делегативной", если добиваться столь элегантной нюансировки понятий, как публикуемый нами ниже О'Доннелл)? Или все же - старым советским режимом, освободившимся, наконец, от рудиментов советского гражданского общества, и заодно от оппонирования русской демократической культуры? Со Второй республикой утратилось нечто большее, чем только 22 месяца политической жизни - скомканной и невнятной, едва начавшей сознавать связь идей с интересами. С ней ушла и идеалистическая сторона советского демократического движения. (Набор слов, уже начинающий царапать слух. Хотя что в нем странного? Ведь конституционные демократы или меньшевики 17-го года были русскими имперскими демократами, и ничем иным.) Как политический стилист, власть избавилась от общественной цензуры и редактуры; с демократической интеллигенцией исчез ее последний культурный конкурент; профессиональные "интеллектуалы" западного типа в России не существуют, а те, что так себя называют, социально неразличимы и полностью растворены в теневой зоне "власть-бизнес".
Но тогда имеет смысл не столько спрашивать, "что это было", а - что идет на смену: очередная "временная" государственность или новый образ мира и новая его, образа мира, судьба?Читатель выпуска, думаю, с интересом прочтет в американском блоке "Пределов" теоретическую полемику о достоинствах и угрозах президентства. Внимательного читателя, однако, не может не озадачить вопрос: как соотносится это, совершенно здравое представление аналитика о реальности, с теми "западными рекомендациями демократическому президенту", трансляцией которых бравурно терзали нас год тому президентские медиа?
Борьба президента с парламентом в России не только мешала прийти к согласию относительно программы экономических и политических реформ (действительно мешала), не только откладывала и откладывала на неопределенное будущее вопрос о национальном образе и стратегии нового государства, не только - парадоксально - охраняла рудименты гражданского общества и демократически-правовой культуры от размалывания их в схватке групп за власть и ресурсы - да, и это все было. Но и еще одно: Вторая республика была загубленной попыткой России уйти от миродержавия в развитие себя, в собственное национально-государственное строительство, за путь которого и шла бестолковая борьба в безголовом Верховном Совете. Насильственный обрыв этой борьбы, по-видимому, упразднил намечавшийся баланс национальных интересов, точней, обратил их активность вовне.
Западный мир инициировал Вторую российскую республику в этом веке и затем позволил, почти помог ее уничтожить. Своя своих не познаша: безобразную демократию принесли в жертву правдоподобной лжи "контролируемого" режима. Зато теперь Запад остался наедине с цивилизацией без места, без экономики и даже без точного имени. Все это взялся заместить и умиротворить своими силовыми манипуляциями послеоктябрьский режим. Но небескорыстно - иллюзия безопасности дорогого стоит. Так не пора ли поставить вопрос: как, насколько, в какой степени и в каком направлении сама "беловежская" Россия начинает приспосабливать мир к себе? Каковы пределы такого приспособления и каковы его шансы, включая военно-стратегические?Россия упростилась, зато агрегировалась по силовым осям. Остатки союзного наследства - механики устрашения, возмездия с присущими характерами персонала и типами обслуживающей экономики - подтянулись к привычному для них центру. Вернувшись в круг забот центрального правительства, они заменяют ему программу реформ, так и не сформированную, вновь требуя выхода на мировой простор. И такое поприще готовится в виде конфликтной межцивилизационной зоны "после Ялты".
Послевоенная геополитика была отвратительной и смертоносной; ее символом навсегда останется стена поперек Берлина и пресловутая салфетка Черчилля - перечень зон влияния с легкими поправками Сталина. Но только сегодня становится ясным, что, втянув человечество в раскол внутри одной цивилизации и заставив народы участвовать в том, что им в сущности безразлично, Ялтинский кондоминиум отсрочил прямое столкновение цивилизаций - конфликт, в котором ни один из участников сегодня не имеет ясных правил игры. Современный мир - мир без СССР - не является больше ни чем-то определенным, ни чем-то управляемым, ни чем-то стабильным.
Известно, как оборачиваемы связи - лидерства, контроля, управления: попытавшись и не сумев "вести Россию к демократии" (временно пощадим самый замысел!), западный лидер стал обращаться во влекомого клиентом-аутсайдером. И разговор заходит о долгах патрона по отношению к режиму, который знает русскую историю ровно настолько, чтобы успешно манипулировать международными опасениями насчет его собственных планов.
Итак, Россия опять попала в некий мировой резонанс, внутри которого ее "отсталость" может быть обыграна как геополитическое преимущество. Необходим лишь механизм эксплуатации нового преимущества, простой и безопасный для новой элиты. И немногое нужно для того, чтобы быстро деполитизируемое население, с национальным сознанием быстро теряя и гражданское, распалось на две группы, на меньшинство и большинство - на технологов извлечения выгод из мировой нестабильности и потребителей этих выгод, распределенных по новым правилам.Идея ограничений любого мандата, пределов любой должности и прерогатив - жесткое демократическое sine qua non. Правда, в Москве идея ограниченной власти еще с петровских времен непопулярна среди реформаторов; но на таких "дважды два" демократии все-таки проще настаивать. Хуже другое.
Издатели американского "Журнала демократии" жалуются на засилье недемократических идеологий, например марксизма, в известных кругах Запада и третьего мира. Мы же в России столкнулись с иной угрозой - идейного одичания, когда ни одна позиция не имеет интеллектуально значимого противника. Проблема борьбы с марксистскими интеллектуалами решена была еще Сталиным - в недискуссионном порядке. Другие оппоненты демократии, авторитарно-националистического толка, и вовсе не приобрели в России концептуально различимой величины (это не мешает говорить о "теории авторитарной модернизации"; но за теорию это вторсырье сходит в одной Москве).
Демократическая культура пришла в страну на стерилизованное место, и ее преследует рок марксистской предшественницы - нищета-с! Идеи демократии не сталкиваются с альтернативными идеями, и только за символы ее, за торговую марку "Демократия" идет борьба в пространстве сил и частных интересов. Российская общественная мысль мало-помалу приобрела ощутимые нигилистические обертоны.
В советское время утвердился тип сознания, который не может, не хочет и не нуждается в том, чтобы идейно обозначиться на мировой многоцивилизационной карте. Москве неизвестны современные дискуссии о затруднениях демократического процесса, кроме тех, что имели вид журналистского скандала; непонятны их лексика и тональность; предпочтительна стилистика случайных заимствований "чего-то западного". Споры, не определившие ни собственных пределов, ни применимости используемых понятий, в конце концов сводятся к полемике по частным вопросам. Вакуум восполняется условным размежеванием по старым лоциям - среди без остатка исчезнувших имен и символов русской демократической культуры (либеральной интеллигенции, освобождения крестьян, дореволюционных партий, декабристов, Герцена или Милюкова).
Так возникает совершенно провинциальный стиль политики, исключающий возможность быть понятым и описать свои цели, свои инструменты и вероятные угрозы в более широком контексте. Стиль и тут не остается нейтральным. Знаменитый пример - странная полемика об "угрозе фашизма в России", где стороны обвиняют в фашизме одна другую - на фоне стремительно, с разных краев политического спектра растущего духа нелояльности и попрания всяких правил, что уже, собственно говоря, предрешает исход полемики.
Возникло новое существенное препятствие демократическому развитию: отсутствие серьезного идейного вызова демократии, при недостатке теоретического анализа реальной политической практики. Как видим, и оно - "стилистическое".Читатель "Пределов власти" сразу чувствует разницу. Американский анализ проблем демократии (притом, что авторы "Journal of Democracy" принадлежат в местной системе координат скорее к консервативному кругу) пронизан иной стилистикой: теоретической приоритетности угроз и дисфункций систем над оптимистическими пожеланиями, равноудаленности аналитика от сильных и слабых сторон политической системы (вместо привычного для нас "анализа с вершин руководства процессом"), открытого и неопределенного будущего системы в принципе и, разумеется, позиции национальных интересов как доктринально незаданной и реальной только в пересечении ее конкурирующих версий.
Суммируются эти отличия именно стилем открытого, ответственного обсуждения динамики демократических институтов в поле долговременных задач, множественных интересов и исторических вызовов. Политический строй не должен проиграть жизни, но его нельзя и навязывать ей, даже ради мнимой "стабильности": реальность все-таки ведет в счете. Вот этот дух честной исторической игры - одна из родовых примет демократии, еще именуемая "рациональностью" - сегодня начисто отсутствует в России.
Российское общество пока что не готово быть проанализированным ни в отношении собственного устройства, ни в отношении состава его идей. Трудность в отсутствии в России такой вещи, как заинтересованный спор о демократии и, шире, - профессиональная дискуссия о политических системах вообще. Зато аналогичный спор на Западе - реален, и с концом холодной войны и неизбежно связанного с нею интеллектуального попустительства "своим" (что отозвалось, например, на теоретическом крахе советологии) день ото дня набирает новую интеллектуальную остроту. Спор сам формирует собственный стиль - там, где уже давно ни одна серьезная проблема не решается в бесспорном порядке.
Демократическая политическая система вправду становится универсальной; уже в силу одного этого она не может далее пребывать в ареале западной цивилизации, как ее аспект. В мире драматически проступили новые водоразделы, но за ними кроется и новая глубина, новый масштаб проблем. Это ощутимо в озабоченной интонации видных теоретиков и разработчиков западной демократической модели.
Отбирая тексты для перевода в выпусках "Пределов власти", мы стремились донести эту интонацию (так далекую от привычной для нас публицистической истерии). Нам кажется, что, укореняясь в России, этот спор втянет в свой круг и российских участников.Необходимо рассмотреть и оспорить распространенную версию, согласно которой Россия в 1991 году просто упустила, потеряла свое место и статус в мире, а сам мир при этом - остался тем же. Эта версия происходит, разумеется, из образов и видений западного сознания, включая его русско-западническое ответвление. Слегка обидная для гордеца, но в сущности успокоительная, оптимистическая версия! В конце концов ничего страшного не случилось, говорит она, - временные неприятности, передряги; тот, кто проиграл в чемпионате, вполне может еще выиграть в следующем.
Между тем, неялтинский мир ХХI века - открытый вопрос, ширящееся у нас на глазах "дикое поле" соперничающих цивилизаций. И здесь цивилизованное американское лидерство, конфигурация которого, включая приоритет "контролируемости", восходит к пройденной эпохе, кажется слабым паллиативом курсу автохтонной демократии.
Может ли вообще государственный успех реальной демократии в незападном ареале означать и "победу Запада"? Стратегически - крайне маловероятно. Но тогда демократически ангажированный аналитик попадает в своеобразную "щель" западных ценностей: одновременно и универсальных, и прагматично привязанных к известной цивилизационной традиции. Кем он должен выступать по преимуществу: человеком Запада - или "агентом демократии", для которого утверждение ее ценностей на Востоке принципиально важнее их цивилизационной привязки? И уж, бесспорно, несовместимо с презумпцией "контролируемости".
Стоит помнить, что Россия остается своеобразным миром (цивилизацией), располагающим главной силой цивилизаций - емкой сложностью, проникаемостью, притягательностью своего речевого и интеллектуального устройства для всякого человеческого существа - то есть "переводимостью" на все языки мира. Недостроенная до демократии цивилизация христианского круга уходит в патологию, немеет, прячется от реальности и рациональных реакций, после чего может имитировать что угодно - например, "прозападный курс", "контролируемость" и "верность процессу реформ". А тем временем потенциальная емкость рынка слаботехнологичных вооружений растет в силу стратегически ограниченной результативности технотронных акций в незападном мире (Ирак, Сомали, Босния, Гаити) и параллельно развитию рынка вторичных неконтролируемых довооружений незападных стран. И там, где демократическая задача введения борьбы интересов в систему институтов проклята и забыта, как это случилось в современной РФ, симуляция силы не может не обратиться вовне.Российская Федерация, ее политика и ее институты сегодня - концепционный пробел, являющийся вызовом для аналитика. Для тех же из них, для кого, например, демократия является политическим иносказанием национальной зрелости, - вызов этот предстает удвоенным.
Политический диалог в России все реже касается "лучшего будущего для большего числа мужчин и женщин". Русская демократия конца ХХ века стилистически не удалась.
Но мы живем в странной земле, где то, что проиграно политически, может быть отыграно в ходе своего рода "стилистической революции": вспомним сороковые-шестидесятые прошлого века или шестидесятые-восьмидесятые - этого. Культурно-политические волны русской истории, подымающиеся на пустом вроде бы месте, где русская власть перед тем выгрызла все до травинки, открывая огонь по любому подвижному существу ростом и выправкой крупней слизня, говорят о старом ресурсе, возникшем на этой земле почти так же эволюционно, как некогда завелась в муромских лесах хитрая сила - русская власть.
Интеллигенция вовсе не генератор этих волн, она им даже не предшествует. Она собирается в сообщество по ходу и росту культурной волны - огражденное и вдохновленное ею как целью, и тогда комплекс идей становится чем-то вроде социального идентификатора - классовой защиты, ограды, и порождает орденски-кастовое состояние личности. Тогда настают великие эпохи оппонирования, где власть начинает проигрывать стилистам.
Сегодня в России "интеллигенция" - род социальных осадочных пород, остающихся, когда волны отхлынут; она порождает "коллективные письма президенту" и подстрекает пародистов, а живет оказанием посреднических услуг бизнесменам или на государственные подачки. Это нисколько не ослабляет ее амбиций: прозевав и прохлопав все на свете и допустив, к примеру, моду на черные маски с прорезью как средство политики, интеллигент надеется изысканной публицистикой избавиться от молодцев, расхаживающих по Москве с чем-то вроде автоматических обрезов.
Да, интеллигенция как тип политической консолидации в стране без гражданско-правовых институтов - это двусмысленно и довольно опасно. И все же против молодца в маске с обрезом не выйдешь один на один. Даже сегодня, проиграв власти по всем очкам, демократическая альтернатива едва ли найдет другой способ реконсолидации.Демократическая культура имеет еще одно непривычное для России стилевое отличие - она отвергает метафизику финальных суждений. Но объясняется это не склонностью демократов к оптимизму, а скептическим соображением, что при вынесении вердикта судья, кто б он ни был, заслушал не всех. Демократия не предрешает и не обещает. Русским языком говоря, она всего лишь настаивает на открытом будущем и для русских.
В начало
страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #7-8. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998
Век ХХ и мир, 1994, #7-8
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/7-8/pavlovsk.htm