Век ХХ и мир.1994. #9-10.WinUnixMacDosсодержание


"Уважаемая редакция..."
Новые израильтяне?


Антисемитизм явно спадает.
При всем неудобстве этого факта для радикальных группировок российской еврейской общины темы "сионистского заговора", "вины евреев" и т.п. вытесняются на периферию общественного сознания. Радикальные русские националистические группировки ищут другую цель. (Никто даже не подсчитал процент евреев в нынешнем правительстве и парламенте.) Может показаться, что в обществе возник консенсус нового типа, и Россия, отказываясь от антисемитизма, элиминирует еврейскую проблему - есть дела поважнее.
Но все не так просто. "Фигура умолчания" слишком показательна, чтобы означать простое исчезновение интереса к проблеме со стороны граждан, измученных постоянным ростом цен на их колбасу. Скорей можно говорить о начале некоего духовного сроднения между государством Израиль и постсоветской Россией, и вполне естественно, что в ходе этого "внутренние евреи" России оказываются абсолютно не важными и просто замутняющими ситуацию.
В основе сближения вдруг возникшее сходство исторической судьбы русских и израильтян. Точней, родство, вдруг ощутимое русским. В чем оно?
Русские, как и евреи пережили эмоциональную катастрофу. Более того, серию катастроф на протяжении всего одного ХХ века. В отличие от катастроф, пережитых Германией и Японией, катастрофы русских и евреев не только не были психологически преодолены, а наоборот, углубили травму предыдущих холокостов и раскулачиваний. Распад СССР и шоковая терапия как последняя русская национальная катастрофа подвели Россию к ощущению прошедшего, но все еще непреодоленного холокоста.
Далее, русские в России столкнулись с новым для себя (но вполне привычным для евреев) ощущением враждебности ближнего окружения. Причем враждебности не государства (...групп государств, отдельных государственных институтов, социальных слоев...), но - социумов, неуправляемых или слабоуправляемых масс, реализующих глубинные антирусские комплексы неполноценности. Русским в России стало знакомым ощущение бессилия перед темной, иррациональной волей ближайших соседей, управляемых полусумасшедшими диктаторами (надо ли напоминать, какое место подобный синдром занимает в менталитете израильтянина?).
Русский, как прежде еврей четко рефлектирует свои отличия от соседей, причем отличия качественные. В сознании израильтянина соседи-арабы - существа из иного мира, другого века, русские почти так же воспринимают среднеазиатских соседей. Более того, ощущение качественного разрыва усиливается - Закавказье в войне, Украина и Белоруссия никак не соберутся начать экономические реформы. День ото дня соседи становятся все более "другими", входя в состояния, от которых русские либо избавились (по факту), либо хотят избавиться.
Русские начинают ощущать моральную ответственность перед диаспорой. И в обеих странах чувства эти крайне неоднозначны. Конечно, диаспору следует защищать. Но в глубине души средний израильтянин убежден, что еврей должен жить в Израиле, а русский - что русские должны жить в России. Если же они живут не там, то сами напрашиваются на, скажем, неприятности. Кстати, и часть еврейской диаспоры просто не поддерживает Израиль, а большая часть русской диаспоры в Прибалтике вообще голосовала за независимость республик проживания. И в той, и в другой диаспоре достаточно много (если не большинство) людей, с презрением относящихся к евреям, живущим в Израиле (а не в благоустроенной Америке), и - русским в России, которая ну ни в какое сравнение не идет с культурной Прибалтикой или богатой фруктами Средней Азией. Таким образом, и в том, и в другом случае диаспора достаточно виктимизирована, чтобы защищать ее только в критической ситуации. И все же она не нечто постороннее, а - соплеменники, подвергающиеся дискриминации. Русские в России убеждены в том, что эта дискриминация есть в большей мере поведенческая проекция глубинной неприязни соседних народов к российскому государству.
И русские, и израильтяне сталкиваются внутри страны с проблемой, которую можно сформулировать следующим образом: внутреннее меньшинство этнически связано с враждебным окружением, компактно расселено, осуществляет "демографическую агрессию", проникает в нетрадиционные для него районы и сферы жизнедеятельности, требуя для себя исключительных прав, прикрываясь общедемократическими ценностями. Осознание израильтянином проблемы Западного берега и сектора Газа с точностью до второстепенных деталей соответствует восприятию русским проблемы Северного Кавказа. Реализуя порожденные таким осознанием синдромы, израильский экс-десантник берет винтовку и стреляет в прохожих арабов, а русский экс-десантник берет нунчаки и идет громить "кавказ" на ближайшем рынке. Но и там, и здесь понимают, что такое поведение тупиковое.
И Израиль, и Россия зависимы от других стран. Возможно, русский и израильтянин в разной степени ощущают такую зависимость, однако в равной мере чистосердечно убеждены в том, что США обязаны им помогать - исходя из общих моральных ценностей этой великой демократической страны. Германия же не помогать должна, а отдать "должок" - в одном случае за сожженные в печах миллионы, в другом - за Войну, за Стену, за выведенные войска. И русский, и израильтянин равно убеждены, что немцев следует энергично прессовать, пока у них еще не угасло чувство вины - благодарности. А вот как вести себя с американцами, похоже, и тем, и другим непонятно.
Все это вполне закономерно подрывает базу антисемитизма и дух замшелых антисемитов, но создает новые проблемы.
Если не можешь "к ним" присоединиться - разбей "их".
Основная проблема - отсутствие барьера в переходе России (а точнее, русских России) к израильской схеме взаимодействия с окружающим миром. Судя по всему, этот переход будет очень легким и органичным. Действительно, раз уж историческое положение (судьба, если хотите) сходна, вполне естественно воспользоваться отработанными, явно эффективными схемами ответа на исторический вызов - на угрозу нации. Собственно, реализация этих схем уже началась.
Менталитет русских сегодня напоминает состояние сознания израильтян в худшие времена. И точно так же упреждающий удар рассматривают как наиболее эффективное средство защиты. Причем потенциально, при правильной подготовке такой удар может быть гораздо более мощным, нежели воздушная атака израильских ВВС: основные цели связаны с Россией экономически, и перекрытие крана (любого - нефтяного, кредитного, сбытового) при малых затратах повлечет последствия, как минимум, весьма разрушительные. И вот, в должный момент нация (включая правительство в полном его составе, от "реформаторов" до "антиреформистов") принимает решение поставить некую республику на колени - без всяких колебаний: время колебаний осталось в прошлом, "доизраильском" периоде России.
Вторым довольно неприятным для гордых соседей явлением станет переход русской армии к организационным формам, позволяющим наносить мгновенные, мощные, направленные удары на всем пространстве бывшего СССР - так, как это делали израильтяне в Энтеббе. Речь идет об ограниченных операциях ударных аэромобильных группировок в четко ограниченных регионах, для решения четко ограниченных задач. Например, эвакуации этнических русских из зон конфликтов. Или же - как ответ на нападения на российские гарнизоны.
Третья неприятность, которая ожидает соседей, - массированное разведывательное проникновение России. Ну и, соответственно, манипуляция внутренними противоречиями и группами соседних стран, блокирование их экономического роста и прочие знакомые ближневосточные штучки.
В среднесрочной же перспективе это будет означать укрепление государства (не Российской Федерации, но именно ее властной структуры). Причем так же, как и в Израиле, российские военные (а также российские шпионы и российские дознаватели) станут пользоваться в обществе авторитетом; править же будет "крепкое национальное правительство". О свободном рынке рано думать, господа - решается вопрос о нации! И вот тут-то вы пожалеете о старом добром русском антисемите. Вы еще ностальгически вспомните то наивное время, когда Абраму Ильичу попросту били морду, никак не связывая этого ни с евразийской интеграцией, ни с присутствием в рублевой зоне, - и когда так сладко мечталось о рыночном либерализме в России.

Сергей Павленко, г.Москва


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир". © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир
http://old.russ.ru/antolog/vek/index.html