Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / Эпоха нулевых < Вы здесь
Ахиллесова пята
Дата публикации:  12 Мая 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

К инаугурации В.В.Путина его политические противники приурочили две акции. Одна состоялась в Большом театре, на опере "Мазепа", другая - на грозненском стадионе "Динамо", на концерте по случаю Дня Победы.

При всей непохожести этих акций многое их объединяет. В обоих случаях речь идет о демарше на крупном развлекательном мероприятии, где присутствует большое количество людей. В обоих случаях расчет - на панику, силовую реакцию и громкий масс-медийный эффект. В обоих случаях "террор" - как реальный (в Грозном), так и майонезно-символический (в Москве) - есть способ демонстрации позиции, "альтернативного" участия в общественной жизни. И тем не менее, если акция лимоновцев не вызвала ничего, кроме разбрызга соплей и недовольного бухтения в узкой московской тусовке, то взрыв в Грозном - ценой "всего лишь" нескольких жизней - привел к куда более масштабным результатам: достаточно вспомнить бледное лицо российского президента в телевизоре и заикающегося "и.о. президента Чечни" С.Абрамова.

Все-таки постмодернистская пародия на террор по сути своей импотентна и безобидна. И как бы ни пытались доморощенные ницшеанцы сотворить сколько-нибудь явственную "пощечину общественному вкусу", на фоне рек вполне реальной крови, проливаемой отнюдь не майонезными террористами, все это выглядит как лепка куличей в песочнице. Так и хочется сказать: ребята, если вы действительно "партия прямого действия", идите и честно взорвите хотя бы одного мента в переходе, желательно вместе с собой - как это делали ваши предшественники сто лет назад, как это сейчас делают ваши коллеги в Чечне, Палестине и Ираке. Однако столичные отпрыски предпочитают безобидно, не замарав ручек, резвиться в казаки-разбойники (сейчас это называется "террористы-спецслужбы"), отделываясь обезьянником и штрафами и утешая себя легендами про поход Эдички с двумя ржавыми "калашниковыми" на освобождение Казахстана.

И уж, само собой, до реальных героев "народного сопротивления", вроде тех, которые взорвали президента Чечни, этим юношам - как до Китая спиной вперед. Равно как и разновозрастным политическим пенсионерам из "комитета-2008" - этих не хватает даже на майонез.

Вся эта ситуация, однако, заставляет задаваться вопросом: как и почему получилось так, что единственный сколько-нибудь действенный способ политической борьбы сегодня - это пойти и кого-нибудь взорвать? Как вышло, что никаких других способов для того, чтобы президент Путин хотя бы просто появился бледным на телеэкране, кроме жестокого и болезненного политического убийства, не осталось? Почему всю легальную политическую систему, а равно и все ее подсистемы - медийную, экспертную и т.д. - замонолитили и отменили, наивно думая, что вместе с ней кончится и политика? Она даже и не думает кончаться: просто ищет наиболее эффективные формы: уличный митинг, белая ленточка на антенне, майонез и, наконец, бомба. И когда станет ясно, что только эта последняя и есть единственно возможный способ сделать так, чтобы результаты твоей политической деятельности не пропали впустую, главной политической силой в России станет даже не НБП, а Маджлисуль Шура во главе с Басаевым. Причем этнические чеченцы в ней будут абсолютным меньшинством.

Убогая, перекошенная конструкция, когда во власти представлены интересы только одной, далеко не самой многочисленной из социальных групп - чиновников в погонах и без, а стабильность власти по-прежнему держится только на личном рейтинге ее главы - мина замедленного действия под наше общество, ставящая его в перспективе на грань массового террора и гражданской войны - всего того, что скрывается под милым лимоновским эвфемизмом "прямое действие". И в этой связи убийство Кадырова - повод задуматься над еще одной важной темой.

В самом деле, мы ведь даже не понимаем, как многое в нашей политической системе держится "на ручном управлении", на личной воле Владимира Путина. И в случае с Кадыровым нам наглядно продемонстрировали, что будет, если президента, дай Бог ему всяческого здоровья, вдруг свалит какая-нибудь лихоманка: жалкие и растерянные чиновники, суета и нервические дерганья на всех уровнях власти, срочный поиск преемников на выжженной дотла политической и административной "поляне". Причем ведь с Путиным ситуация даже еще хуже, чем с Кадыровым: у того, по крайней мере, есть молодой сын, который ходит по Кремлю в тренировочных штанах, а у себя в Центорое командует бандой головорезов; у Путина же - только две дочки, пудель Тося и лабрадор Кони. И система, выстроенная "под личность", где лица исполнителей трудно отличить от костюмов. Порядок наследования власти, по закону: Фрадков-Миронов-Грызлов. Даже и не знаешь, что хуже.

И в этом смысле убийство Кадырова показало со всей наглядностью главную беду - даже не государственного управления, а нашего массового сознания: миф, формулируемый примерно так: "главное, чтобы человек был хороший".

Бороться с несовершенством и злоупотреблениями во власти, как известно, можно двумя способами: либо отбирать туда наиболее совершенных и достойных из людей, которые бы сумели избежать разных властных искушений, либо же развивать институции, оную власть ограничивающие - так, чтобы будь на "троне" хоть обезьяна из зоопарка, большого вреда системе это принести не могло. Мы в России все время инстинктивно тяготеем к первому, "человеческому" пути: никто из нас толком не верит ни в законы, ни в безличные механизмы власти и управления и уповает лишь на "человеческие отношения" - "чтоб не по закону, а по совести". Соответственно, когда встает задача сделать так, чтобы чиновник не брал взяток, мы стремимся не столько ограничить его полномочия, сколько "найти честного".

Клятые забугорные буржуины - видимо, в силу опыта своей не в пример более жестокой и кровавой, чем наша, истории - свои политические системы развивали по второму, "бездушному", "обезличенному" и "формальному" варианту: будь ты хоть трижды честен, надо сделать так, чтобы ты не совершал зла не потому, что "не хочешь", а потому, что "не можешь". Нельзя сказать, что "их" система не дает сбоев: "защита от дурака" никогда не бывает абсолютной, что мы, собственно, и видим сейчас на примере США. Однако институциональные ограничения власти, технологии, предусматривающие бесперебойную работу основных систем безотносительно к тому, кто именно в данный момент сидит у пульта, - вещь, которая в российской политической системе "93-го года издания" в страшном дефиците. И заложенные тогда, в 93-м, принципы "абсолютной выборной монархии" сегодня проявились во всей полноте.

Чечня, несмотря на все свои национальные особенности, вполне может рассматриваться как "Россия в миниатюре" - что в итоге и подтвердила история ее умиротворения. Для которого, после всех мытарств, была избрана та же самая технология, что и при умиротворении гражданской войны в России-93: взят "монарх"-Кадыров, и под него выстроена полноценная "фасадная" политическая система: с продавленной на референдуме конституцией, с "управляемой демократией", с отвязным силовым блоком, подконтрольной экономикой и всевозможными имитациями "общественного диалога". И вот эта система, обточенная тонкими надфилями "под Кадырова" почти до идеала, рухнула в одночасье - вместе со смертью Кадырова. Личная, физическая жизнь лидера оказалась ее ахиллесовой пятой.

Иными словами, путинская система, как и ее уменьшенная кадыровская копия - при всем своем внешне грозном облике есть система крайне хрупкая, уязвимая и, в конечном счете, неэффективная: все, что нужно для ее опрокидывания - "умелые руки" и немножко пластита. Но до тех пор, пока действует конституция 93 года, никакой другой системы ни в России, ни в любом отдельном российском регионе, включая Чечню, создать не удастся: или она, или хаос. В итоге политическая жизнь будет редуцироваться до бомбометания, масс-медиа - воевать друг с другом, пока не "останется только один", а любой новый глава страны - моментально превращаться в самодержца, без которого даже солнце перестает всходить и заходить.

И, как бы мы ни кочевряжились, единственный выход из этой печальной вилки - либо абсолютизм, либо гражданская война - это развитие тех самых институтов формального, безличного ограничения власти, как у ментально чуждых нам буржуинов. Чтобы главной политической эмоцией была не надежда на доброго царя (сильного лидера, эффективного руководителя и т.п.), а стремление к реализации собственных прав и интересов через систему и в рамках системы. И чтобы даже в той же Чечне власть базировалась не на крутизне Кадырова и рамзановских "бойцов" (вкупе с набранными по всей России контрактниками и омоновцами), а на власти закона - неважно, кем олицетворяемого.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Чадаев, Как преодолеть кризис либерализма в России /05.05/
Отклики на статью Ходорковского ее непосредственных адресатов - "старых" либералов - поражают непрошибаемой самодостаточностью: такое впечатление, что текст упал в пустоту.
Алексей Чадаев, В поисках языка /27.04/
Виталий Найшуль уже с полгода занимается популяризацией своего манифеста. И практически везде, где он выступает, люди с интересом слушают ровно до того момента, когда начинают приводиться примеры неправильного словоупотребления в русском политическом языке.
Алексей Чадаев, Ответственность vs. эффективность /08.04/
Понятно ведь, что если предприниматель тратит деньги на благотворительность, то вероятность того, что он повысит зарплатные ставки собственным работникам, снижается ровно на те суммы, что уходят в кружку.
Алексей Чадаев, Бедные люди /31.03/
Так называемая бедность, то есть существование за низкую зарплату на границе социального минимума, расширенно воспроизводится самой административной структурой, причем именно в процессе осуществления "социальной политики".
Алексей Чадаев, Понимать простые вещи /29.03/
На декабрьских выборах, которые у нас проводятся и в тюрьмах, заключенный Ходорковский скорее всего голосовал не за СПС или "Яблоко", а против всех.
предыдущая в начало следующая
Алексей Чадаев
Алексей
ЧАДАЕВ
chadayev@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Эпоха нулевых' на Subscribe.ru