Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Режим < Вы здесь
Звезда Фрадкова в созвездии Козлотура
Дата публикации:  9 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

- А разве это не правда? - удивился я.
- А разве всякую правду можно писать? - удивился он.
Тут мы оба удивились нашему удивлению и рассмеялись.
Фазиль Искандер. "Созвездие Козлотура"

тлично", - заключил посветлевший лицом президент в ответ на рапорт нового премьера о его ознакомительном походе в Думу.

Сам же премьер назвал свою встречу "интересной", а вопросы думцев тоже "интересными" (цитирую по памяти). Дважды повторенное, пропедалированное слово вызвало в моем сознании немедленное литературное эхо - бессмертное "Интересное начинание, между прочим", для тех, кто не помнит, - Фазиль Искандер, "Созвездие Козлотура", первое издание - журнал "Новый мир", 1968, # 8, последнее издание - в собрании сочинений издательского дома "Время": реакция "большого человека... никак не меньше министра по значению", на идею повсеместного распространения невероятного животного, плода незаконной связи горного тура с обыкновенной козой.

Вот литераторы говорят - нет, теперь не литературоцентричная, - имея в виду эту страну; даже с мазохистским сладострастием подчеркивая отброшенность изящной словесности куда-то на окраину; мол, если и она сама, бывшая матушка-царица, в канаве обретается, то уж мне сам Бог велел... Нет, не велел, доказывают последние политические события (из общеинтересных). Не успел Рыбкин дважды обернуться в Киев и отречься от кандидатства, как в самом начале его приключений цитаты из Михаила Афанасьевича Булгакова буквально полезли из подкорки каждого бойкого комментатора.

То Булгаков, возразят мне. С Фрадковым, например, иначе: Леонид Парфенов в "Намедни" наложил сетку "Штирлиц-Мюллер" на пару "Путин-Фрадков". То есть ТВ-сравнение ударнее литературного. Умерла так умерла.

Приблизим оптику.

Во-первых, судьбостроительным для Путина, по его собственным словам, стал все-таки не только телесериал "Семнадцать мгновений весны", а и книга, тоже о нашем разведчике - роман В.Кожевникова "Щит и меч".

Во-вторых, Штирлиц подчинялся - по роли - Мюллеру, а не наоборот. Так что сравнение хромает.

А теперь в-третьих - и самое главное.

Фазилю Искандеру только что исполнилось семьдесят пять, и мне, выпустившей 14 лет тому назад монографию "Смех против страха, или Фазиль Искандер", в конце 80-х казалось, что хотя бы некоторые искандеровские сюжеты уходят в историю, исчерпывают себя и останутся только в великолепных книгах нашего русско-абхазского классика. Нет, не ушли, увы или ах, а приобрели новую, по сути злосчастную актуальность. Я даже не имею в виду удивительную фразеологическую перекличку высшего руководства со словесными конструкциями Искандера. В "Сандро из Чегема" первый советский вождь охарактеризован следующим образом: "Тот, который хотел хорошего, но не успел", - а черномырдинское эхо на эту фразу звучит так: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда". Косноязычный (пост)советский начальник занимал свое законное место в созвездии Козлотура - и в созвездии Ельцина. Литературоведческая астрономия показывает, что на свое место в искандеровском созвездии претендуют сегодня многие. Прежде всего назову самого Путина - так, как его программа предстает в речи перед доверенными лицами, где он определил развал СССР как трагедию и одновременно подтвердил приверженность либеральным принципам.

В данном случае в игру вступает новый премьер-министр. Судя по биографическим данным и предположениям аналитиков, он наполовину представляет собою, можно сказать, горного тура, - я имею в виду вполне реальную, "органическую" основу его происхождения из т.н. силовиков (не только интересное назначение молодого специалиста на работу в советском посольстве в Индии, но и его службу в качестве руководителя налоговой полиции), а наполовину, образно выражаясь, именно что козу домашнюю - как международник-либерал.

"Каждое крыло увидело в новобранце "своего" человека, - пишут "Московские новости". - Для правых Фрадков - либерал-международник. Силовики работали с ним в Совбезе, для них он прежде всего налоговый полицейский".

Или, как сказано в бессмертных стихах искандеровского бухгалтера, приславшего свой текст на конкурс лучшего произведения о козлотуре,

В нем навсегда, как говорится,
Соединились две черты:
Прыгучесть славного альпийца
И домовитый нрав козы.

Назло любому самодуру
Теперь мы славим на века
Не только мясо козлотура,
Но и прекрасные рога.

Журналисты и аналитики пока лапидарны в своих высказываниях и предположениях, но упираются в одно и то же: ведомства, в которые приходил Фрадков, упразднялись. Самоликвидировались. Не ликвидирует ли Фрадков теперь и само правительство? В нашей полной неожиданностей, удивительной стране с ее богатыми воображением руководителями и такое возможно. На помощь опять приходит Искандер. Что стало с козлотуром дальше, как развивалась его история после того, как начальство двинуло вперед "козлотуризацию"? Отсылаю к повести. Для не читающих худ. прозу - краткое резюме: не только исторического, но и биологического развития эксперимент с козлотуром, увы, не получил. Сопряжению с козой исключительной шерстистости (чтобы - стричь!) тот не поддался, несмотря на уговоры.

"Нэнавидит, - повторил председатель, как бы восторгаясь надежным упорством козлотура".

Самого Козлотура герои Искандера, журналюги, быстро исключили из оперативной памяти - и устремились за другими "интересными начинаниями, между прочим".

Я не к тому, что в искандеровской прозе заложено басенное начало. Басня есть рабский жанр, как сказано у Гегеля, местами освоенного юным героем искандеровского рассказа "Начало". Я к тому, что литература, если она настоящая, в России не "умерла", а обрела новую жизнь: бесконечно воплощать свои наиболее выразительные сюжеты в якобы меняющейся реальности.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Наталья Иванова, Путин-писатель /01.03/
Писатель сочинил сюжет и "распечатал" его - интерпретаторы кинулись интерпретировать. Почувствовали свою востребованность. Галстуки разных оттенков красного цвета нацепили - чтобы лучше выглядела телекартинка. Круглые столы стали быстренько сколачивать, брюки отглаживать, шею мыть. Ну как же - какой интересный сюжетный ход!
Наталья Иванова, Путин и писатели /24.02/
"Плохо. Все плохо", - сказал он на заседании кабинета министров. Это было авторское самовыражение. Но Путин - не Черномырдин с его комическим косноязычием. Черномырдин тоже не шутит, но получается смешно. А Путин и не шутит, и получается мрачно, почти гротескно мрачно.
Наталья Иванова, ЖП /13.02/
Каков издательский профит от разделения современной русской литературы пополам? По полам.
Наталья Иванова, Хорошо то, что плохо кончается /28.01/
Стругацкий, Арабов, Пелевин - писатели разных поколений и абсолютно разного опыта. Но все трое неожиданно совпали сегодня, когда заказ на позитив обуревает головы лит- и политтехнологов. Тревога. Аларм. Никакого вам оптимизма.
предыдущая в начало следующая
Наталья Иванова
Наталья
ИВАНОВА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Режим' на Subscribe.ru