Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Режим < Вы здесь
Список Ш
Дата публикации:  5 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Попробуйте угадать лидеров "тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней школы в 2003/2004 учебном году", опубликованных в "Газете". Предложено 172 темы, из них 130 (с подтемами) - по конкретным авторам и их произведениям, остальные 42 - сводные, внутри литературного ХХ века.

Я не угадала.

Блоку отданы 19.

Маяковскому - 19.

Горькому - 18.

Шолохову - 13 (с раздвоением на "Тихий Дон" и "Поднятую целину": умножаем на 2, получаем 26).

Булгакову - 13 (с раздвоением на "Мастера и Маргариту" и "Белую гвардию" - 10 из 13 - получаем 23).

Ахматовой - 11, Есенину - 9, Бунину - 9, Пастернаку - 7.

А теперь - лидер, набравший всего единичку из 130.

Это Андрей Платонов.

Без точного указания какого-либо произведения. Андрей Платонов вообще: "Особенности народного характера в прозе А.Платонова". (Выразительное соседство: в "хвосте" изобилия шолоховских тем, после "Темы русского характера в рассказе М. Шолохова "Судьба человека".) Скромненько - без "Чевенгура", "Котлована", "Ювенильного моря", "Джан", "Епифанских шлюзов", "Фро", "Мусорного ветра".

А вот по одной лишь "Старухе Изергиль" даются целых две темы: "Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" и "Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль".

Замятина вообще тут не стояло. Видимо, "Мы" - это совсем изыск.

На всех поэтов Серебряного века - 1. Вдвое больше, чем Платонову и Серебряному веку, повезло Солженицыну:

"Проблема человека и власти в прозе А.Солженицына".

"Русская деревня в изображении А.Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".)

То есть - "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛАГ" можно не открывать.

Иосиф Бродский упоминается лишь один раз, да и то - задавая тему для Ахматовой:

"Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории" (И.Бродский)".

Никакого сочинения по поэзии Бродского не предполагается: а зачем? Навалом у нас этих самых нобелиатов. Всякого гения мы погубим во младенчестве, - такую тему задает в "Бесах" Шигалев. Нет, отвечают составители школьных тем, мы поступим иначе: исключим современных гениев из становящегося сознания.

Единожды цитируется в списке и Набоков, опять-таки через цитату, и опять - цитата не только не самая выразительная, а, будучи вырванной из контекста, ставящая Набокова в ряд эпигонов XIX века:

"То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все" (В.Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)"

Единственным мыслителем, авторитетом среди всех в литературе ХХ (заметьте) века остается Белинский: темы сочинений задают 8 (восемь!) его цитат. Белинский высится как совокупная гора цитат среди отдельных там Карамзина, Бердяева, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Д.Лихачева и почему-то Oкуджавы.

Пастернаку повезло меньше (на 4 пункта), чем Ахматовой.

Потому что к стихам Ахматовой привязаны "Поэт и родина", "Трагедия личности, семьи, народа", - а к Пастернаку их присобачить не попытались.

Мандельштама так и вовсе нет.

То есть он задает одну из тем сочинений по Ахматовой ("Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность..."), одну "по Маяковскому" ("Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных") и одну из свободно-литературных тем ("По одному из произведений русской литературы ХХ века", что не подразумевает знакомства со стихами и судьбой самого Мандельштама): "Поэзия - плуг, взрывающий время..."

Ну взрывающий.

Почвенная какая-то получается из Мандельштама метафора.

По данным трем цитатам не только невозможно представить стоящего за ними Мандельштама, - это увод от позиции и участи Мандельштама. Известно, чего можно добиться, цитатой жонглируя. Она тут, извините, не звенит, как цикада, а заглушает, как работающий движок при выжигании судьбы поэта из сознания нового поколения. Что, получается, Мандельштам приветствует? Поэзию для всех (в случае Маяковского), "богатство русского романа XIX века" (в случае Ахматовой), "поэзию как плуг, взрывающий время".

Бедные дети.

Бедные учителя.

"Думали, нищие мы, - нету у нас ничего..."

Вообще-то есть, только не очень востребовано теми, кто устанавливает канон.

Возможно, я преувеличиваю власть школьного формата над умами юных. Мне самой в школе, кажется, пришлось писать на экзамене нечто по "Поднятой целине". Была все-таки надежда, что за прошедшие десятилетия что-то двинулось. И "Поднятую целину" как образец соцреализма проходить уже не надо.

Оказывается, надо.

Чиновники из министерства образования хорошо слышат главную песню о старом (на то они и чиновники): все это наша история.

И - ссыпают в целлофановый мешок школьного образования что могут. Жаль, не включили выступление писателя Шолохова с требованием расстрелять писателей Синявского и Даниэля. И ведь тема какая хорошая, славная могла бы получиться: "Проблема нравственного выбора в творческой судьбе М.Шолохова".

Среди понятий и слов, потраченных на формулировки тем, многие повторяются. Если составить частотный словарь, то больше всего упоминаются родина, жизнь, природа, любовь. Есть и человек, попадается правда. Нет лишь слова (и понятия) свобода.

Нэ трэба.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Наталья Иванова, Народ устал? /26.03/
Понимая культуру как нечто, куда входит и повседневная жизнь, и высокое искусство, не путать ее с цивилизацией. Тогда и с парламентом (тьфу, тьфу, с Боярской думой), и судебной системой будет дело обстоять понятнее, если не получше.
Наталья Иванова, Опять Достоевский /18.03/
На этих выборах выбрали не прозрачность-публичность, а строгость и порядок. ("С нами иначе нельзя". "Совсем народ распустился". Это я улицу цитирую - не газету).
Наталья Иванова, Звезда Фрадкова в созвездии Козлотура /09.03/
Развития эксперимент с козлотуром не получил. Сопряжению с козой исключительной шерстистости (чтобы - стричь!) тот не поддался, несмотря на уговоры.
Наталья Иванова, Путин-писатель /01.03/
Писатель сочинил сюжет и "распечатал" его - интерпретаторы кинулись интерпретировать. Почувствовали свою востребованность. Галстуки разных оттенков красного цвета нацепили - чтобы лучше выглядела телекартинка. Круглые столы стали быстренько сколачивать, брюки отглаживать, шею мыть. Ну как же - какой интересный сюжетный ход!
Наталья Иванова, Путин и писатели /24.02/
"Плохо. Все плохо", - сказал он на заседании кабинета министров. Это было авторское самовыражение. Но Путин - не Черномырдин с его комическим косноязычием. Черномырдин тоже не шутит, но получается смешно. А Путин и не шутит, и получается мрачно, почти гротескно мрачно.
предыдущая в начало следующая
Наталья Иванова
Наталья
ИВАНОВА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Режим' на Subscribe.ru