Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Режим < Вы здесь
Театр имени Путина
Дата публикации:  11 Мая 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Инаугурация Путина на второй срок прошла, судя по ТВ-картинке, без сучка и задоринки. Солнышко сияло, птички распевали, и даже белые облачка принимали на ярко-голубом небе особо привлекательные кучерявые формы. Бронированный лимузин несся через замершую Москву в сопровождении кортежа из белоснежных мотоциклов и отлакированных джипов. Сердце зрителя наполнялось гордостью и спокойствием: все будет хорошо, потому что улицы отмыты, листочки на деревьях уже зеленеют, световой день удлиняется, впереди - лето.

Удачное решение замысла: разместить дату инаугурации между Первомаем и днем Победы, в сердцевину затяжных праздников, когда многие распущены на образовавшиеся майские каникулы. Народ уже устал праздновать - а тут ему как раз для взбадриванья новый повод. Выпьем за родину, выпьем за Путина, выпьем и снова нальем.

(Когда приводили - во второй раз - к присяге нашего первого президента, то я в этот день, покупая газету "Завтра" (значит, единомышленница, раз поддерживаю экономически), услышала от идейной тетки-распространителя: "Коронование будет этого змея всенародного".)

Эстетически - почти все выглядело как повторение ритуала 2000 года. Только горностаевый задник (за клянущимся на Конституции Путиным) заменили на фанеру, раскрашенную под волнующийся российский флаг.

Царские чертоги в очередной раз поражали своим великолепием. Придворные склоняли головы в полупоклонах и аплодировали герою торжества во время его длинного прохода через три зала. Оркестр и хор были на высоте. А телеоператоры - выше всяких похвал. Жаль (немного) было только Людмилу Путину в жемчугах, смахнувшею жемчужную (натурально) слезу во время пения гимна.

Вообще-то устроителями (сценаристами) торжества была допущена по отношению к супруге президента некоторая бестактность: по моим (и не только) соображениям, Путин бы только выиграл, если бы жена была рядом. Она ничем не хуже, а на мой взгляд, и лучше смотрится рядом, чем Миронов и Грызлов с их каменными физиономиями. Людмила Путина всегда "утепляет": вспомним новый год 2000-ый, полет в Грозный.

Кстати, гимн пел только хор, за зарплату, но ни президент, ни придворные - хотя бы для приличия! - даже уст не приоткрыли. Так и стояли с напряженными лицами. Что, слов не знают? Или - не нравятся? Сами выбирали - сами утверждали. Конечно, "Славься", многажды исполненный, намного симпатичней. Но... что сделано, то сделано: так поддержите свой выбор. Нет. Молчат.

Бестактность протоколистов была чуть подправлена газетой "Коммерсантъ": на следующий день, 8 мая, на первой полосе Путин все-таки целовал жену, а не приветствовал публику.

Но это все присказка.

Сказка - впереди.

Сказка случилась в Большом театре, перед 2-ым действием "Мазепы" в постановке Роберта Стуруа.

Моя дочь, Мария Рыбакова, сюжет романа которой ("Анна Гром и ее призрак"), мягко говоря, адаптировал в своем новом сочинении Владимир Сорокин (сюжет Рыбаковой - о любви русской еврейки, студентки, живущей в Германии, к молодому немцу, который не может ответить ей взаимностью - загадка поведения приоткрывается, когда обнаруживается, что он внук высокопоставленного эсэсовца, переделан Сорокиным в продажный сюжет для германской сцены) спросила год тому назад, когда мы были на гастрольном спектакле Роберта Стуруа "В ожидании Годо", - "Ты уверена, что ничего похожего на "Норд-Ост" - в театре Моссовета не случится?". Я пыталась "сделать лицо" и развеять ее сомнения. А вот в конце апреля мы были - опять вместе - в Большом, на премьере прокофьевского "Огненного ангела". И, посмеявшись и погрустив над неудачной постановкой итальянской режиссерши Франчески Замбелло, упустившей редкую возможность погрузить сюжет брюсовского романа в серебряновечный антураж, выстроившей вместо этого нечто вроде техно-цеха, бродя во время антракта вдоль фотографий горячих цехов спонсора (Северстали), вывешенных в белом фойе, где совсем недавно, на фуршете по вручению премии Вознесенского-Пастернака, дрались поэт с редактором, задумчиво обсуждали все тот же вопрос: а если...?

И вот - грянуло. В день (вернее, вечер) инаугурации. Сорок лимоновцев "в ожидании Путина" смогли устроить свой "антипутинский" театрализованный мятеж, используя территорию Большого театра - царскую ложу, ложи бельэтажа и даже саму сцену. Интересно, о чем на следующий день докладывал Путину Рашид Нургалиев - министр внутренних дел? И - ФСБ т.е. Патрушев? Безопасность каждого из нас, вернее, полное отсутствие оной, была проверена лимоновцами 8 мая. Очевидно - всем, включая ба-альшое количество иностранцев, посещающих наш имперский театр.

Не стоит испытывать судьбу таким количеством навороченных имперских символов (типа того царь-Путин). Не надо, если мы такие чистые и пушистые, помазания в царских чертогах. Иначе - из царской ложи кинут лозунг: Долой самодержавие Путина. Как это было сказано в краткой речи? "Свободные люди в свободной стране".

Не знаю, сколько сердечных приступов у свободных людей, пришедших на спектакль, случилось прямо в театре.

Но знаю, что телеканалы, кроме НТВ, убоялись дать впечатляющую информационную картинку. Да и НТВ осмелилось пискнуть только спустя сутки после происшедшего.

А на следующий день грохнуло уже по-настоящему - на стадионе в Грозном, во время послепарадного концерта, взрывом уничтожена "царская ложа" с Ахмадом Кадыровым.

Такой сегодня в России политический театр, такие пьесы и такие постановки.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Наталья Иванова, День перекрашенного сурка /28.04/
У нас чего ни хватишься - все умерло. Русская литература умерла. Либерализм умер. Свобода истекла. Занавес опускается. Эмоциональное высказывание всегда воздействует на публику сильнее аргументированного, доказательного, рационального.
Наталья Иванова, Премиальный разъезд /22.04/
У зрителя после просмотра теленовостей остался осадок: манипуляции вместо отчета. Так и хочется спародировать теле- умозаключения: я повестей финалистов (и лауреата) не читал, но скажу...
Наталья Иванова, Либеральный похренизм /08.04/
Литература либералов недолго радовалась свободе - она ощутила себя брошенной всеми: читателями, властями, издательствами, журналистами, западными славистами. Она потеряла стимул и статус.
Наталья Иванова, Список Ш /05.04/
Никакого сочинения по поэзии Бродского не предполагается: а зачем? Навалом у нас этих самых нобелиатов.
Наталья Иванова, Народ устал? /26.03/
Понимая культуру как нечто, куда входит и повседневная жизнь, и высокое искусство, не путать ее с цивилизацией. Тогда и с парламентом (тьфу, тьфу, с Боярской думой), и судебной системой будет дело обстоять понятнее, если не получше.
предыдущая в начало следующая
Наталья Иванова
Наталья
ИВАНОВА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Режим' на Subscribe.ru