Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Режим < Вы здесь
Организация банкетов и вечеринок
Дата публикации:  12 Мая 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Я не стала бы писать этот текст, если бы председатель Совета Федерации Сергей Миронов не вышел с инициативой выдвижения устроителей праздничного шоу на Красной площади на соискание Госпремии по искусству.

Ко Дню Победы в России готовились заранее - и затратили на празднование десятки миллионов долларов. Что ж, и бюджета, и внебюджета России не жалко, если речь идет о достойной встрече международных гостей и прежде всего о духе своего народа.

Но как его, этот дух, утешали и поднимали?

Не буду особо касаться военного парада - на фоне гипсокартонного знака Победы, заслонившего собой мавзолей, сидевшие на трибунах VIPы, надо думать, порадовались выправке и правильно оттянутым носкам. Однако живое сопоставление кадров хроники - летящих навстречу друг другу на белых конях маршалов Жукова и Рокоссовского - со стоящим в унылом сером автомобиле ЗИЛ министром обороны... нет, сравнение не в пользу министра. Лучше бы хронику не показывали!

То, что происходило там же, на Красной площади, вечером, в виде шоу, нуждается в некотором описании.

Вместо памяти и скорби получился мюзикл: неважнецкий балет с лихими подпевками под фанеру. А ведь какой замах! Устроители замахнулись на всю историю войны. И война выглядела прежде всего как череда триумфов. Особенно жизнерадостных - когда "жители" Польши, Чехии, Венгрии и Австрии закружились в вальсе.

Спрошенный телекорреспондентом о впечатлениях при входе в парк Горького в тот же день ветеран укорил министра обороны за то, что он не обозначил адрес победы: "Победа над кем? Над немецко-фашистскими захватчиками!.." Так вот, по-моему, вечернее шоу было победой над всеми, кто потерял родных и близких. То есть над самим обществом - не говорю о народонаселении, которому строго-настрого запретили соваться на этот праздник для избранных.

Но телевидение донесло и до нас, грешных, стилевое решение.

Итак, история в картинках.

Очень похоже на открытие Олимпиады.

Главной задачей устроителей стало пронести оптимистическое настроение сквозь всю нашу не самую веселую военную историю. Поэтому, видимо, веселые ребята решили и самих ветеранов нарядить в новые одинаковые костюмчики, дать по красной гвоздике в каждую ветеранскую руку, посадить в "ряженые" грузовики (типа - времен Отечественной войны); и вечернее шоу пустить в том же "ряженом" духе. "Виллисы", те же самые грузовики и даже симпатичный свежепокрашенный трамвайчик. Кордебалетно-спортивные девушки и не менее спортивные ряженые почему-то в полосатое (концлагерь?) розовощекие юноши, сходясь и расходясь в танце и пантомиме, изображали уход на войну, блокадный Ленинград, тыл и всяческие страдания. Но когда эстрадная дива запела стихи Осипа Мандельштама как вальсок о военных денечках - тут терпение лопнуло. Мандельштамовский "звонок", ударяющий в висок, "жду гостей дорогих" - это все, оказывается, относится к блокадному городу. У нас ведь одна история, а не только одна на всех Победа: такая нынче устанавливается государственная идеология. (Исторические тонкости вроде ночных "звонков" на лестнице в 30-е годы устроителей шоу не интересуют.) А Золотухин на танке? А Кобзон? Какой же праздник без партийно-комсомольского голоса вездесущего, как Церетели, Кобзона! А Мирей Матье, доставленная к столу, то есть, тьфу, прямо к шоу?

А Пугачева в чем-то алом, шелковом, соблазнительно приоткрывающем полную ножку? А бравые "американские" парни-чечеточники?

На Поклонной горе было не хуже: против "красной" Пугачевой - наша Наташа Королева, против одетой в траур (единственной в тот вечер!) Мирей Матье - сам "сделанный в СССР" Олег Газманов: балет, КГБ, икра - все наше, все отечественное.

Торжество пошлости и безвкусицы - это еще можно простить. Ну, Розенбаум на Дворцовой. Ну, вряд ли испугались этих громких звуков тени Клавдии Шульженко и Марка Бернеса.

Тихие тогда, в войну, были песни. Громко бы пели - фашисты бы достали. На звук.

Тут другое: насаждаемая, вбиваемая в головы молодых, между прочим, людей идеология, в которой нет места скорби.

Культурполитика, живо напоминающая самодельный плакатик на деревенском трактире в дачном Переделкине, чей текст вынесен в заголовок этой колонки.

Остается единственное: воспринимать и парад, и шоу в постмодернистском ключе. И тогда - тогда можно подвергнуть предъявленный на Красной площади текст соответствующей деконструкции. Что сказалось? Сказались геополитические комплексы, не дающие покоя власти, и сказался цинизм самой художественной элиты: кто же, как не она, этот самый танцпол на гекатомбах устроила?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Наталья Иванова, Предрождественский романс /28.12/
Чего-то не хватает. Славы? Но сам же Евгений Рейн считает себя первым поэтом - и многие с ним соглашались. Значит, денег? Но сколько нужно денег, чтобы на излете седьмого десятка так легко пожертвовать репутацией?
Наталья Иванова, Антилидер /06.12/
Процесс превращения России в страну, подрывающую демократические начала в других государствах, ставит ее в невыгодное положение даже в сравнении с Беларусью: тамошняя ситуация есть ситуация внутренняя, Россия же берет на себя функции внешнего управителя.
Наталья Иванова, Реванш с доносом /07.10/
Вы мечтали о либеральной империи? Так и получите империю - только без лишнего эпитета и, возможно, без Чубайса, но со свободным рынком. Как в Чили.
Наталья Иванова, Щас спою /23.06/
Люди, не поддерживающие своим голосом - или не знающие - национальный гимн, не могут требовать исполнения от народа. Окажется, что это не гимн, а заказ, и поют этот заказ артисты - за деньги.
Наталья Иванова, Долгое послевкусие /16.06/
Русский писатель напыщенно самодостаточен, надут, знает (и любит - или не любит, что едино) только себя самого. Он не интересуется Польшей - он приехал, чтобы себя показать.
предыдущая в начало следующая
Наталья Иванова
Наталья
ИВАНОВА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Режим' на Subscribe.ru