![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Колонки / Голод < Вы здесь |
Голод 98 Практическая гастроэнтерология чтения ![]() Дата публикации: 5 Марта 2004 ![]() ![]() ![]() Пятый день наслаждаюсь безработицей: в понедельник подал прошение об увольнении, и его с большой радостью удовлетворили. Еще бы не с радостью - выдавливали меня из журнала минимум полгода, а я прикидывался туповатым и более чем откровенных намеков как бы не понимал. Очень уж мне хотелось, чтобы застенчивое начальство решилось на открытый текст. Впрочем, игры этого типа довольно быстро надоедают и сопряжены с бессмысленной работой - пишешь статью и точно знаешь, что ее под тем или иным предлогом не опубликуют, а опубликовать ее в другом месте не получится, поскольку она адаптирована к конкретному изданию. Правда, последние два текста (после того как я сказал, что ухожу) были преданы тиснению без всяких проволочек - должно быть, из благодарности к автору, который наконец-то понял, чего от него ждут. А я за два с половиной года более или менее отчетливо понял, как устроен современный российский еженедельник, и как-нибудь потом, когда это уже не будет выглядеть мелкой местью, поделюсь с публикой кое-каким своим опытом. Николай Климонтович когда-то целый роман ("Последняя газета") на подобном материале написал. Роман-памфлет, разумеется, поскольку материал властно требовал именно этой жанровой окраски. А меня больше тянет к жанру расследования, потому что каждый раз, приходя в редакцию и видя десятка три чахнущих за компьютерами, темпераментно беседующих по телефону и озабоченно бегающих туда-сюда людей, я неизменно задавался вопросом "Что они все тут делают?". Потому что когда выходил очередной номер, отыскать в нем результаты упорного труда всей этой команды было практически невозможно. Сидя дома и не участвуя в псевдонапряженной редакционной суете, я один делал процентов десять номера (пока, разумеется, мне это позволяли), стало быть (так я наивно полагал), штат редакции мог бы быть минимум вполовину меньше. Как-то раз я даже поделился своим недоумением с предыдущим главным редактором, с которым у нас были вполне дружеские отношения. Он сделал большие глаза, тревожно оглянулся на дверь и поднес палец к губам: "Тсс! Не вздумай кому-нибудь из них это сказать!" А пока - свобода, и для чистоты жанра не надо бы и этого "Голода" писать, но тут сильнее оказалась привычка: вот уже несколько лет не случалось недели без какого-нибудь текста. Ну, а привычка, как известно, свыше нам дана, да притом она какая-никакая, но все-таки замена счастию. Свое счастие есть и в бессистемном чтении, которому я немедленно предался, став безработным. Не то чтоб времени стало ощутимо больше, а просто дурное напряжение, изрядно мешавшее восприятию и окислявшее читательские впечатления, наконец разрядилось. Новый вкус к печатному слову прорезался. И теперь по всей квартире - раскрытые книжки и журналы, свежие и не очень. Читается это все пока что без профессионального самопринуждения, по принципу "надкусил и бросил", - некая вольная охота в дремучих лесах словесности. То кусок уже вызвавшего небольшой рекламный скандальчик романа "Нет" прочитаешь, то, утомившись его неопределенным (очень похожим на переводной) языком, влезешь в мемуары фельдмаршала Кессельринга (а они смахивают на мемуары крупных советских хозяйственников - те строили всякие там Днепрогэсы и Магнитки, а фельдмаршал строил свои любимые люфтваффе - с тем же скромным промышленным пафосом). А то вдруг начнешь листать "Юность" какого-нибудь лохматого 1991 года и наткнешься там на стихи Юрия Левитанского, которые ровно про тебя:
Тогда, в 1991-м, читающие люди жили в некоей горячке, бывало, десяток журналов сразу выписывали и, разумеется, далеко не все прочитывалось и уж тем более - усваивалось. Чтение было экстенсивное и, как уже сейчас понимаешь, оглянувшись с известным чувством окрест, пользы принесло меньше, чем могло бы. Эйфория всегда чревата депрессией, каковая и не замедлила наступить чуть ли не на второй день после либерализации цен. Дело, впрочем, прошлое, эпоха дремучего, варварского литературоцентризма, жалеть о котором как бы даже и неприлично, двигаясь в сторону мира, описанного в романе "Нет". Там, кстати, один из персонажей тоскует по золотым временам начала века (нашим то есть временам), по "настоящим" CD. Читаю этот роман третий день - так медленно, потому что пока скушно, и от скуки тянет составить к нему словарик: "сет", "бион", "комм", "бимнуть" и прочие прозрачные неологизмы провоцируют на несерьезное отношение к серьезному (как скорее угадывается, чем определенно осознается по первой трети) роману. Тут некий композиционный недостаток: слишком долго приходится втягиваться в текст, не у всякого читателя терпения хватит. У меня, наверное, все-таки хватит, а прочитавши, попробую нечто сказать. Параллельно с Кессельрингом и "Нетом" читаю Варлама Шаламова: "Эксмо" уже в этом году выпустило циклопический (1070 страниц!) том "Новая книга. Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела" - собран практически весь "нехудожественный" Шаламов. Такой толщины книжку все время боишься переломить в корешке и, читая, держишь полуоткрытой. Впрочем, читаю, как по стихам гадают: открываю случайную страницу и выковыриваю какой-нибудь изюм:
Прямо бальзам на сердце - в детстве как раз нежно любил Кассиля, а в Гайдаре что-то отталкивало - слащавая романтика, фальшивая псевдоэпическая интонация, пафосный милитаризм. Гайдар в литературе служил и смыслом службы считал, наверное, подготовку детишек к грядущей войне. Война, впрочем, случилась совсем другая, не та, к которой готовились стилизованные Гайдаром дети Страны Советов. Еще и Сьюзен Зонтаг у меня открыта - роман "Поклонник Везувия", выпущенный тем же "Эксмо". Это - чтение на ночь. Засыпаю на чем-нибудь вроде:
Собственно, засыпаю, пытаясь представить "постамент с клокочущим основанием". Ну да ладно. Короче говоря, на этой неделе я постарался устроить свое чтение так, чтобы оно как можно дольше оставалось процессом: на дню несколько раз переходишь из одного мира в другой, и это похоже на путешествие, которое жалко прерывать, дочитав тот или иной текст до конца. До конца я дочитал только небольшой роман Леонида Зорина "Забвение" ("Знамя", 2004, # 1), и как-то не очень понял, хорошо это или плохо. С одной стороны - любимый зоринский (и мой тоже) герой: этакий свой среди чужих, чужой среди своих, сторонящийся любой ангажированности и превыше всего на свете ценящий свою независимость. В новом романе он помещен в новую ситуацию: надвигается болезнь Альцгеймера, полное беспамятство, бессмысленное растительное существование (поскольку сердце здоровое и смерть придет не скоро). И задается зоринский герой вопросом: было ли в его жизни что-то такое, что жалко забыть? При этом находится он в состоянии "улыбающейся депрессии" (в другом месте это называется "скорбным бесчувствием"), и картинки прошлого, всплывающие в памяти, никаких эмоций в нем не возбуждают. С другой стороны, роман довольно быстро (при размытом и пунктирном сюжете) превращается в трактат о памяти - где-то тронутый иронией, где-то перегруженный пафосом:
К концу романа пафос крепчает, и я перестаю узнавать обычно интеллектуально-прохладного Зорина:
По функции - вроде бы катарсис, а на самом деле все-таки протез катарсиса, ибо в героях этого типа не предусмотрен механизм столь радикального перерождения. "Трактатная" часть романа выглядит убедительнее сюжетной. Еще один текст, дочитанный до конца, - 63-й квикль Дмитрия Быкова, "второе философическое письмо". Отважный парень этот Быков, право слово. Не побоялся потревожить тень Чаадаева. Комментировать пока не буду, подожду-посмотрю, найдется ли на второго Чаадаева второй Пушкин. При этом почему-то хочется думать, что Дмитрий Львович шутит. Или пародирует стилистику Холмогорова и Крылова. ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
agius@mail.ru ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||